"Морские обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Романова Татьяна Анатольевна

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_morskie_obitateli.odt34.12 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта  логопедического занятия.

Возраст детей: старшая группа

Тема: Морские обитатели

Цель:  развивать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения.

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Морские обитатели»;
  • упражнять в употреблении и различении притяжательных местоимений «мой», «моя»;
  • совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов;
  •  продолжать автоматизировать отрабатываемые звуки в словах;
  • закреплять навык физиологического дыхания, стоя на месте;
  • учить образовывать названия рыб, опираясь на характерные внешние признаки;
  • совершенствовать умение составлять простые предложения.

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимические мышцы лица;
  • развивать общую моторику и координацию движений;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать  слуховое внимание;
  • развивать связность высказываний, творческое воображение;
  • развивать навыки звукового анализа.

Коррекционно-воспитательные: 

  • воспитывать активность, инициативность, самостоятельность речевых высказываний;
  • воспитывать умение действовать по правилу

Здоровьесберегающие:

  • планировать объём материала с учётом возраста ребёнка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:  игрушка-осьминог; игрушки из фетра — черепаха, кит, дельфин, звезда, медуза, рыба; картинки «Рыбы»; артикуляционная гимнастика в картинках «Морские обитатели»; картинки «Эмоции»; картинки на звуки [А], [У]; картинки на звуки [Л'], [Р] мужского и женского рода; массажный мяч; стол для рисования песком; мелкие игрушки «Морские обитатели».

 Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Организационный момент

Л: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебный маленький мячик – своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

(Доброе утро, Никита и т. д.)

А чтобы наше настроение было ещё лучше, мы вдохнём через нос доброту, радость, красоту, а выдохнем через рот обиды, огорчения, злобу.

 Дети встают в круг, передают друг другу массажный мячик, приветствуют друг друга.

Выполняют дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через рот. (3 раза)

Эмоционально-положительный настрой на занятие.

Закрепление навыка физиологического дыхания, стоя на месте

Введение в тему.

Логопед обращает внимание детей, что на столе под покрывалом кто-то спрятался. Гость оставил про себя загадку:

    Ты со мною незнаком,

    Я живу на дне морском,

    Голова и восемь ног,

    Кто, скажи я?

Вопросы:

  1. Кто это?
  2. Где живёт осьминог?
  3. Каких морских обитателей вы знаете?

Дети отгадывают загадку, рассматривают гостя-осьминога.

Отвечают на вопросы.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Сообщение темы.

Осьминог оказался в нашем детском саду неслучайно, он узнал, что наши ребята знают очень много интересного и решил посмотреть на то, как вы занимаетесь. Приготовил для вас столько заданий, сколько у него ног. Сколько ног у осьминога? Значит нас ждёт восемь заданий.

Дети отвечают на вопросы, формулируют цель занятия (выполнить задания осьминога).

Формулировка цели занятия

Деятельностный этап

Мимическая гимнастика

№ 1 Игра «Мы умеем» (по картинкам)

Л. показывает картинку и произносит: «Мы умеем...»

Выполняют мимические упражнения с опорой на картинку. Проговаривают свои действия (удивляться, огорчаться, сердиться, радоваться)

Развитие мимических мышц лица

Артикуляционная гимнастика

№ 2 «Морские обитатели»

Л: Изобразим морских обитателей с помощью губ и язычка.

Выполняют артикуляционные «Акула», «Дельфин», «Рыбка», «Кит»  упражнения по показу логопеда.

Развитие артикуляционной моторики.

Деление слов на слоги

№ 3 «Прохлопай слово»

Давайте познакомимся с друзьями нашего осьминога. Будем доставать из мешка по одной фигурке, называть её, прохлопывать слово.

Дети достают из мешка игрушки из фетра (дельфин, кит, медуза, черепаха, рыба, звезда ), называют слово, прохлопывают его, считают, сколько в нём слогов.

Совершенствование умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

№ 4 «Раздели картинки» (мой, моя)

Л : Осьминог предлагает разделить картинки. Никита возьмёт те, про которые можно сказать «это мой», а Вероника -те, про которые можно сказать «это моя».

Детям предлагается отобрать картинки, про которые можно сказать «мой», «моя». (Детям даются картинки на отрабатываемые звуки Л', Р)

Развитие умения различать и употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя». Автоматизация отрабатываемого звука в словах.

№ 5 Игра «Топай-хлопай».

Логопед: Дети, я называю вам животных, если это животное относится к морским обитателям, вы должны хлопнуть в ладоши, а если это животное обитает на суше – топнуть ногой.

ОСЬМИНОГ, ДЕЛЬФИН, МЫШЬ, КИТ, ЛИСА, ВОЛК, РЫБА, ЗАЯЦ, КОТ, МЕДУЗА

Слушают слова, выполняют действия.

Развитие слухового внимания, общей моторики.

№ 6 Игра «Спаси от акулы»

Отобрать картинки на звук А

Л: Пока мы с вами играли, на наших морских друзей напала акула. Чтобы нам с вами их спасти, мы должны подарить акуле картинки, название которых начинается с её любимого звука. (звук А)

Дети выбирают из предложенных картинок только те, название которых начинается со звука А.

Развитие навыков звукового анализа.

№ 7 «Необычные рыбы»

Л: У нашего осьминога в море есть ещё очень много друзей — рыб. Давайте мы посмотрим на их портреты и попробуем догадаться, как они называются.

(рыба-меч, рыба-пила, рыба-носорог, рыба-клоун, рыба-ёж, рыба-молот)

Рассматривают картинки, по характерным признакам дают название рыбам.

Образование названий рыб по их характерным признакам.

№ 8 «Нарисуй подводный мир»

А теперь я предлагаю вам нарисовать подводный мир. Карандаши — это наши пальцы, а лист для рисования — это песок. (включается синяя подсветка стола).

Давайте мы с вами наш подводный мир наполним обитателями. (Выдаются фигурки морских обитателей, дети их раскладывают на столе).  

Дети рисуют подводный мир на песочном столе. Выкладывают фигурки морских обитателей. Отвечают на вопросы логопеда по сделанной картине.

Развитие мелкой моторики, воображения, тактильных ощущений. Составление простых предложений.

Заключительный этап

Рефлексия

Давайте посмотрим, все ли задания осьминога мы выполнили?

Какое задание было самым трудным?

Какое задание показалось лёгким?

Высказываются по поводу полученной информации; своего эмоционального состояния.

Обобщить тему занятия, оценить деятельность детей на занятии.

Сюрпризный момент

Осьминогу очень понравилось, как вы справились с его заданиями, он хочет подарить вам подарки с морского дна — ракушки.

Дети благодарят осьминога, прощаются, идут в группу.

Эмоционально-положительный настрой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Морские обитатели"

Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях Чёрного моря, чем питаются, как живут под водой;Участие детей в проек...

Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морские обитатели".

Использование в работе педагога психолога здоровьесберегающих технологий посредством интегративной деятельности....

Проект "Морские обитатели"

Экологический проект для детей подготовительной к школе группы, интеграция всх образовательных областей....

«Морские обитатели»

Конспект интегрированного занятия для детей   старшей группы по ознакомлению с окружающем и ручному труду....

Проект "Морские обитатели. Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на один день.

Проект поможет воспитателям выстроить очень интересный и познавательный    день в группе, на природе. Совместно с родителями и педагогическим персоналом   систематизировать , обобщать...

конспект "Морские обитатели"

нетрадиционная техника "пластилинография"...

занятие "морские обитатели" (раскрашиваем гипсовые фигурки морских животных"

Продолжать знакомить детей с обитателями морских глубин, знать их названия, учить раскрашивать гипсовые фигурки цветной  гуашью.Развивать фантазию и воображение у детей....