Конспект мастер-класса для родителей на тему "Развитие речи с помощью световой песочницы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Жучкова Ульяна Михайловна

Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи у детей с помощью световой песочницы.

Теоретическая часть

Песочная терапия в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Альтернативные методы и приемы помогают провести занятия более интересно и разнообразно.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, глинотерапия, воскотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, аромотерапия и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной - песочная терапия.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно, если эти игры - песочная терапия.

В ЧЕМ СИЛА ПЕСКА?

Он обладает рядом особенных свойств:

  • песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
  • песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом - это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.

Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию

Использование игр с песком весьма эффективно.

Влияние игр с песком на развитие ребенка

  • снимают мышечную напряжённость;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.

Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА, СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ПАЛЬЦЕВ РУК, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики») .
  • при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
  • Выдыхай медленно и плавно.
  • Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ.

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней или рисовать их пальцами. Для детей подготовительной группы можно писать на песке  слова печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге-это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Практическая часть.

А теперь предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса.

В настоящее время в продаже имеется много вариантов световых песочниц, но цены на них достаточно высокие. Сегодня я вам расскажу и покажу как можно сделать бюджетный вариант световой песочницы.

Нам необходимо купить большой, прозрачный контейнер с крышкой, манку, настенный фонарик. Дальше помещаем фонарик на дно контейнера и включаем его, сверху закрываем крышкой и насыпаем манку. Всё световая песочница готова к использованию.

А теперь давайте немного поиграем с песком.

Упражнения на регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Упражнения на артикуляцию.

-«Лошадка». Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку», можно с фигуркой.

-«Индюки». Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

Автоматизация звуков.

- «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке  букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

- «Горочка»- набрать в руку песок  и произносить звук С, насыпая горку.

Формирование слоговой структуры слова.

-«Полоски»- ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-«Художник»- логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Связная речь.

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

- Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • дети чувствуют себя более успешными;
  • перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса с участием родителей «Новогодняя открытка»

Знакомство родителей с нетрадиционной техникой  работы с пластилином. Обучение участников мастер-класса технике "пластилинография"....

конспект мастер-класса с участием родителей "Рождественский ангелочек"

Данная публикация поможет воспитателям организовать совместную деятельность родителей и детей по конструированию и ручному труду с использованием бросового материала, а так же - расширить представлени...

Конспект мастер-класса "Синквейн как эффективная технология активизации речи старших дошкольников"

мастер-класс. знакомство с технологией синквейн, обучение составлению синквейна...

Конспект мастер-класса "Мнемотехника как метод развития связной речи"

Конспект мастер-класса "Мнемотехника как метод развития связной речи"...

Конспект - мастер класса «Сторителлинг как метод развития связной речи детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «ст...