Логопедические праздники и развлечения
статья по логопедии

Батанина Анастасия Михайловна

Логопедические праздники и развлечения как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР. 

Основной целью логопедических праздников является совершенствование правильной, эмоционально насыщенной речи детей. Задачи досуга зависят от выбранной темы и речевых возможностей детей.

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах позволяет им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обучиться правилам совместных игр или действий, а учителю-логопеду - в игровой форме закреплять знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, и обогатить их новыми эмоциями. Данный материал рассказывает о видах, формах и задачах логопедических развлечений в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_prazdniki_i_razvlecheniya_v_dou.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические праздники и развлечения как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР.

Духовная жизнь ребенка полноценна

тогда, когда он живет в мире игры,

сказки, музыки и фантазии, творчества.

Без этого он засушенный цветок...

В.А. Сухомлинский

Правильная чистая речь ребенка влияет на его гармоничное развитие, и как правило является непременным условием его успешного обучения в школе. Освоение грамматически правильной речью, дает ребенку возможность свободно общаться, рассуждать, вести беседы на различные темы. С другой стороны речевые нарушения в той или иной степени отрицательно влияют на  все психическое развитие ребенка. Помимо  нарушения и недоразвития различных сторон речевой деятельности, или языковых средств, у детей, как правило нарушена коммуникативная функция речи, что разумеется отрицательно влияет на формирование личностных качеств ребенка. У детей развиваются комплексы неполноценности, замкнутость, негативизм и т. д. Поэтому наша задача формировать у детей адекватное отношение к своим речевым недостаткам, не замыкаться на речевых дефектах, не бояться общения и публичных выступлений, формировать коммуникативные умения и навыки, научить использовать и применять их в жизни, снять у детей психологическое напряжение.

Для детей с ТНР характерна отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям. Поэтому для них особенно важно разнообразие занятий и форм их проведения, что позволяет поддерживать стойкий интерес к учебной деятельности.

Досуг – неотъемлемая часть в деятельности дошкольной образовательной организации. Организация досугов способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка. Досуг имеет две цели – развлечь и обучить. В соответствии с этими целями планируется содержание досуга.

Логопедический (речевой) досуг имеет свои специфические особенности, обусловленные речевыми целями и задачами. Основной целью логопедических праздников является совершенствование правильной, эмоционально насыщенной речи детей. Задачи досуга зависят от выбранной темы и речевых возможностей детей.

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах позволяет

им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обучиться

правилам совместных игр или действий, а учителю-логопеду - в игровой

форме закреплять знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях,

и обогатить их новыми эмоциями.

Цель речевых развлечений: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

Велико и воспитательное значение праздников и развлечений. Оно

способствует развитию активности и самостоятельности, уверенности в своих

силах. В такие моменты, как правило, исчезают переживания мешающие ребенку проявить себя в коллективе активно, исчезают неуверенность и нерешительность.

Ребенок легко без принуждения добивается поставленной цели, действует вместе с товарищами, настойчиво добивается лучшего результата.

Речевые праздники и развлечения:

– это интересная форма логопедического воздействия на ребенка, формирование его речевой культуры с использованием игровой коррекции, эмоциональной стимуляции. Праздники и развлечения служат хорошим воспитательным и коррекционно-развивающим средством в работе с детьми логопедических групп, способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах.  Речевые праздники и развлечения – хорошее средство для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей.

 Структура развлечения разрабатывается с учетом знаний детей, с чередованием игр, заданий, упражнений, музыкальных пауз и т.д., чтобы у ребят не пропадал интерес. Для успешного проведения нужно учитывать различные варианты организации логопедических праздников и развлечений с опорой на описанные в литературе, известные и придуманные игры, сказочные сюжеты, воображаемые путешествия, поездки, приключения, игры-драматизации и т.д.

 Также можно проводить логопедические досуги в группе как итоговые занятия после изучения определенных лексических тем или звуков и букв. Этот вид

деятельности дает возможность детям (особенно вначале года старшей-группы)

психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в

детском саду, поскольку дети с речевой патологией не имеют, как правило, опыта

участия в таких мероприятиях.

К речевому празднику могут привлекаться все участники коррекционно-

воспитательного процесса: родители, воспитатели, музыкальные руководители,

учителя-логопеды, психологи.

Нужно помнить, что дети с речевой патологией отличаются повышенной

утомляемостью. В работе с ними нужно часто менять виды деятельности,

разнообразить задания.

Виды досугов  по степени активности участия детей:

 Дети являются только слушателями или зрителями

 Дети – непосредственные участники

 Участники – взрослые и дети.

Для решения логопедических задач наиболее эффективно использование 2 и 3 вида досугов, которые дают возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх.

Кроме того, третий вид (где участники взрослые и дети), позволяет

расширить общение детей со взрослыми и сверстниками, что так необходимо для

общего развития дошкольников. Привлечение родителей к участию в досугах – это

одна из задач в работе логопеда с семьей.

Речевые праздники и развлечения могут быть  хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

Речевой материал к развлечениям подбирается с учетом индивидуальных речевых возможностей детей, проговаривается он на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями. Музыкальное сопровождение, подбор и разучивание необходимых хореографических элементов и движений, а также песен, музыкальных шуток и т.д. осуществляется музыкальным руководителем. Этот материал изучается постепенно на музыкальных занятиях. К речевому празднику готовятся все: дети, педагоги и родители. Родители готовят костюмы для своих детей. Украшается зал или группа, дети приходят нарядные, приглашаются гости.

Материал сценария носит характер развивающего коррекционно-воспитывающего обучения.

Эмоциональность восприятия материала усиливаем сюрпризными

моментами (сюрпризная коробка, неожиданная телеграмма, шуточное выступление, сценка из семейной жизни, письмо о помощи и т. д.). Присутствие на празднике сказочных персонажей, например, Бармалея, Кощея Бессмертного, Василисы, Незнайки, Бабы-Яги или современных мультгероев вызывает у детей большой интерес,  усиливает зрелищность и театральность праздника. Сказочные герои просят детей помочь им найти волшебную книгу, выполнить задания, найти нужную букву, собрать слово и т.д. На таких мероприятиях эффективней идет работа по развитию абстрактного мышления, памяти, внимания. Дети работают более продуктивно, сосредоточенно. У них появляется желание помочь героям сюжета, правильно выполнить конкретное задание, сопровождая его речью. Сказочный сюжет помогает заинтересовать всех ребят, удержать их внимание на протяжении длительного времени. Желание помочь героям делает ребят более активными, избавляет от страха перед выполнением задания.

 И какие же праздники и развлечения бывают без подарков? Это и медальки – призы, звездочки, печенья в форме букв и др., и конечно же – сладкий приз! Нужно помнить что награда, приз за выполнение действия должно выступать как побуждающий фактор. А не быть решающим моментом, из-за которого дети выполняют данное задание.

Виды развлечений:

 концерты: тематические, музыкально – литературные и др.;

 народные игры: потешки,  пестушки, загадки, хороводы и др.;

 познавательные вечера: КВН и викторины;

 спортивные: игры соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

 театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, фольклорные праздники, мюзиклы, оперы и др.;

 забавы: шарады, пословицы, шуты, фокусы, поговорки и др.;

 просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей;

  • квесты

Формы логопедического воздействия на ребёнка
(с использованием игровой коррекции).

  • Игра;
  • Конкурсы (конкурсы чтецов, проговаривание чистоговорок, скороговорок);
  • Викторины;
  • Инсценировки (диалоги);
  • Речевые праздники.

Рассмотрим основные виды развлечений.

Игры решают следующие задачи:

  • Диагностические;
  • Познавательные;
  • Коррекционные;
  • Развлекательные.

Игровые здания:

  • помогают воспитывать интерес к окружающему;
  • стимулируют познавательную активность дошкольников (развитие мыслительной и речевой деятельности);
  • снимают напряжение у детей, обычно возникающее у детей во время образовательной деятельности;
  • решают проблемы речевого негативизма, застенчивости.

Викторины как итоговое мероприятие, завершающее изучение той или иной темы, могут стать также средством проверки знаний дошкольников.

Такая форма контроля освоения образовательной программы помогает активизировать коммуникативные навыки детей, закрепить новый материал, сформировать положительные взаимоотношения.

        Итоговые викторины  способствуют решению следующих задач:

  • закрепление и обобщение знаний детей по той или иной лексической теме;
  • активизация лексического словаря;
  • воспитание выразительности речи, развитие монологической и связной речи;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
  • формирование навыков сочинительства;
  • развитие общей и мелкой моторики рук, быстроты реакции;
  • формирование пантомических, импровизационных навыков, умения различать эмоциональное состояние;
  • воспитание доброжелательности, развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению викторин.

.

 Разработке викторин предшествует перспективное планирование по лексическим темам.  При составлении викторин необходимо учитывать особенности детей дошкольного возраста, уровень речевых и психических возможностей детей.

Содержание викторин может включать в себя:

  • Словесное комментирование, пантомические, ритмические загадки;
  • Упражнения на релаксацию;
  • Речевые игры, загадки, подобранные по лексическим темам;
  • Кроссворды, стихи, ребусы;
  • Метод «вопрос-ответ»;
  • Элементы театрализованной деятельности (мини-драматизации, театрализованные игры, инсценировки);
  • Создание рисунка по точкам;
  • Рисование с закрытыми глазами.

Речевые праздники служат хорошим воспитательным и коррекционно-развивающим средством в работе с детьми логопедических групп; способствуют развитию активности, самостоятельности, уверенности в своих силах; являются хорошим средством для закрепления и применения полученных знаний и умений, самоутверждения детей.

Структура речевого праздника:

  • Структуру развлечения - речевой праздник разрабатывают с учётом знаний детей, чередуя игры, задания, музыкальные паузы, чтобы у ребят не пропал интерес;
  • У каждого праздничного сценария есть тема, сюжет, предполагающий роли для детей и взрослых;
  • Материал сценария носит характер  развивающего воспитывающего обучения;
  • Речевые праздники целесообразно проводить в конце учебного года;
  • Можно привлекать  в праздники и родителей, чтобы они тоже участвовали в играх, викторинах, тогда праздник получится ещё более живым. Каждый ребёнок радуется, если его мама или папа становятся участником игры, переживает за них, гордится;
  • На празднике дети активны, ведут себя свободно, поэтому от взрослых требуется немало мастерства и фантазии, чтобы удержать внимание и интерес всей группы в течение 30-45 минут.

Квест-игра в логопедической практике

Квест (поиски) (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск

приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения

сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой

цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям

приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество заданий, персонажей, которые помогают либо мешают им.

Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного

возраста? Да! А с детьми с нарушениями речи? Безусловно, да! В этом случае

содержание, задания и условия организации игры необходимо выстроить в

соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника.

Содержание сценария необходимо наполнить разными видами деятельности, так как дети не могут выполнять однообразные задания в силу своих психологических и возрастных особенностей. Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря.

Следует продумать квест-игру по времени так, чтобы дети смогли выполнить

все задания и не потерять к ним интерес. Дошкольники должны четко

представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или

спасти доброго персонажа от злого).

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время,

обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому

проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане

подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. И главное: у детей должна

быть мотивация к достижению поставленной цели, а значит на финише должен

быть приз!

Квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Квест-игра активизирует включение воспитанников в образовательный

процесс. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения

детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

 Таким образом,  праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки и кроме этого праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для

ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Гальцева Е.А. Инсценировки и игровые программы для детей 5-7 лет: учеб, пособие - Волгоград.: Учитель, 2009.

2. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных

праздников: учеб, пособие - М.: ВАКД, 2007.

3. Дебрина А.И., Кыласова Л.Е. Логопедическая группа. Игровые занятия с детьми 5-7 лет. - Волгоград.: Учитель, 2011

4. Кондала Т.И., Семкова О.А., Уварова О.В. Занимаемся, празднуем, играем: учеб, пособие / Волгоград.: Учитель, 2014.

5. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет

праздников: учеб, пособие - Волгоград.: Учитель, 2012.

6. Куприна Л. С., Бударшина Т.А., Маркеева О.М.,Корепанова О.Н. и др.

Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии

календарно-обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов

дошкольных образовательных учреждений - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

7. Лапковская В.П., Володькова Н.П. «Речевые развлечения в детском саду» – М.: Мозаика-синтез, 2008.

8. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду. -  М: ГНОМ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический праздник в старшей логопедической группе "Кис, брысь, мяу!"

Логопедический праздник представлен в нетрадиционной форме - театрализованном представлении.  На протяжении всего праздника дети  в костюмах котов и кошек инсценируют стихи, разыгрывают сказ...

Логопедический праздник для детей смешанной логопедической группы «Буквоед похитил буквы»

Логопедический праздник "Буквоед похитил буквы" носит итоговый характер, предназначен для смешанной логопедической группы - детей среднего, старшего , подготовительного возрастов....

Логопедический праздник в старшей логопедической группе «Экзамен для детей и их родителей»

Логопедический праздник  - это  демонстрация приобретенных произносительных умений, это способ показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт речевых игр для успешного о...

Логопедический праздник в старшей логопедической группе «Моя Родина – Россия»

Цель: воспитание у детей чувства любви и уважения к своей Родине. Развитие самоконтроля за собственной речью....

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста

День ягод.Развлечение «В гостях у лета !» Праздник ягод. развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация "Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР"

В консультации рассматриваются виды логопедических досугов в дошкольном образовательном учреждении по степени активности участия детей как цель совершенствования правильной, эмоциональн...

Сценарий логопедического праздника в подготовительной группе «Зимнее развлечение»

Сценарий логопедического праздника в подготовительной группе«Зимнее развлечение»Цель: Создать радостную праздничную атмосферу.Задачи:Коррекционно-образовательные:-  Закрепление знаний...