Понятие и значение готовности к обучению в школе
учебно-методический материал по логопедии

Ольга Вячеславовна Барышенская

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и значение готовности к обучению в школе

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как «совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению» [45, c.144].

В.С. Мухина утверждает, что «готовность к школьному обучению это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности» [61, c.33]. По мнению Д.Б. Эльконина «готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым» [85, c.20]. Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которой он понимал «определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность» [12, c.8]. Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование «критерием готовности к обучению в школе» [8, c.26].

Таким образом, можно отметить, что, в целом, готовность к обучению определяется уровнем такого физического, психического и социального развития детей, который необходим для успешного овладения школьной программой без ущерба для здоровья.

Формирование готовности дошкольников к обучению является многогранной задачей, которая охватывает все сферы жизни ребенка. На данный момент существует несколько подходов к данной проблеме.

К первому подходу относятся исследования, направленные на изучение и формирование у детей базовых умений и навыков, в соответствии с возрастом и необходимых для поступления в школу. Особенное внимание исследователей было приковано к этому вопросу в связи с разработками возможностей более раннего обучения детей в школе. Данные вопросы отражались в трудах таких авторов как Т.В. Тарунтаева [70], Л.Е. Журова [25] и других авторов.

Второй подход заключается в том, что, с одной стороны, определены требования, предъявляемые к ребенку школой, а с другой, исследуется новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу школьного возраста [75]. Л.И. Божович выделяет такие новообразования в психике ребенка, которые соответствуют предъявляемым современной школой требованиям. Так, у ребенка, поступающего в школу, должны быть определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того, у него должны возникнуть опосредствованная мотивация, самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет, по мнению ученых, работающих в рамках данного направления, психологическую готовность к школьному обучению [8].

Важнейшим фактором готовности к обучению является физиологическая готовность, которая включает особенности функциональных систем организма детей. Основными критериями такой готовности являются уровень анатомо-физиологического, биологического, физического развития, развитие мелких мышц, общее состояние здоровья ребенка. В случае, когда у детей имеются какие-либо нарушения физического развития, они должны обучаться в специальной школе с учетом особенностей нарушения их здоровья.

Подготовка детей к обучению в школе является комплексной, и под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [69]. Критериями психологической готовности к обучению является развитие мышления, памяти, речи, общая осведомленность, познавательная активность, принятие учебной задачи. Я.Л. Коломинский отмечает, что в психологической готовности к школьному обучению определяющая роль принадлежит мотивации. Мотивы учения – это те факторы, внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребёнка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе его развития [68].

Исследователями выделены виды мотивационной готовности (предварительная и непосредственная мотивационная готовность) и уровни (принуждение, пассивно-исполнительский, активно-исполнительский уровень, личностно-групповой уровень). Мотивационная готовность есть готовность действующей личности к трансформации деятельности, изменению мотивов как определяющих деятельность при встрече со значимой информацией, способной повлиять на такую трансформацию. В мотивационной готовности к учению проявляется борьба личности за расширение того, что составляет для нее реальность и действительность [59]. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности [59].

Как указывает Я.Л. Коломинский, интеллектуальная готовность детей к школе подразумевает определённый уровень владения операциями сравнения, обобщения, классификации, систематизации. Помимо сформированности познавательных процессов, определенной зрелости должна достичь и личность старшего дошкольника или первоклассника. При этом особое внимание уделяется зрелости мотивов [68]. Некоторые авторы выделяют также педагогическую готовность к обучению, которая включает навыки ребенка писать, читать, пересказывать, считать, в соответствии с возрастными требованиями.

Особенное значение в процессе подготовки детей к обучению в школе играет речевая готовность. Основными критериями речевой готовности к школьному обучению, по мнению Г.В. Митиной, являются:

1. Высокий уровень сформированности звуковой стороны речи. Дети должны уметь четко и правильно произносить все звуки всех фонетических групп.

2. Сформированность фонетико-фонематических процессов, развитые навыки слышать и осознавать, дифференцировать все звуки родного языка.

3. Развитый навык звукобуквенного анализа и синтеза звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков; анализ обратного слога гласный – согласный; уметь слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и понимать такие термины, как «звук», «слог», «слово», «предложение», понимать и выделять гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие звуки, владеть навыками работать со схемой слова, разрезной азбукой, иметь развитые навыки послогового чтения.

4. Владение навыками словообразования. Дети должны уметь образовывать и использовать слова с уменьшительно-ласкательным значением, использовать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя выражается в умениях ребенком пользоваться развернутой фразовой речью, умением работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание [59].

Немаловажной является социально-личностная готовность к обучению, включающая отношения ребенка к сверстникам и взрослым, отношение к самому себе, к педагогам, родителям, внутренняя позиция ребенка как школьника.

Стоит отметить, что важную роль в подготовке детей к обучению в школе играют родители и педагоги дошкольных образовательных организаций. На данный момент для современных родителей представляется возможным не только устроить ребенка в детский сад, но и посещать вместе с детьми платные/бесплатные курсы раннего развития, ранней подготовки к поступлению в школе. Многие родители занимаются с детьми с приходящими репетиторами, а также сами. К сожалению, в погоне за активным развитием ребенка многие семьи не учитывают особенности физиологического развития детей, нарушая режим обучения и отдыха, нагружая ребенка непосильными нагрузками. Кроме того. С.В. Иванова отмечает важное обстоятельство: «До недавнего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, должны были пройти собеседование с учителем, дефектологом и психологом. Сейчас это стало необязательным. Родителям можно только предложить это сделать. Однако ни разу при записи, например, в нашу школу, никто из них не пожелал узнать больше о своем ребенке ни от логопеда, ни от психолога. А ведь своевременное обследование будущего школьника позволило бы, в случае необходимости, организовать коррекционно-развивающий класс в самом начале обучения (сейчас это происходит в основном по окончании 1 класса)» [31, c.100].

Как отмечает автор, дело в том, что за первый год обучения в обычном классе у детей, имеющих различные трудности в психическом или речевом развитии, не только усугубляются имеющиеся недостатки в развитии, но и появляется отрицательный жизненный опыт. Такой ребенок не осознает себя учеником, не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей. Для более полного восприятия материала он нуждается в наглядно-практической опоре, в предельно развернутой инструкции. Если этого нет (в обычном классе на такие вещи просто не хватает времени), то возникает непонимание, он оказывается не в силах выполнить задание. Попробовав справиться с ним пару раз, потом он вообще перестает искать решение. Так дети убеждаются в бесполезности своих действий, так приобретается «опыт беспомощности» со всеми его негативными последствиями. У ребенка пропадает интерес ко всему, что называется учебой. А ведь интерес – это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Отсутствие должной мотивации к учебной деятельности в дошкольном детстве, несомненно, оказывает негативное влияние и на речевое развитие. Ребенок замыкается, снижается его коммуникативное развитие [31]. Таким образом, период подготовки детей к обучению в школе – важнейший этап развития детей, что требует от родителей особенного внимания не только в психологическом, но и физиологическом и социальном развитии ребенка.

Подводя итог, следует отметить, что готовность к обучению является комплексным явлением, включающим в себя интеллектуальную, личностную, психологическую готовность ребенка к поступлению в школу. Для успешного овладения школьными предметами, для эффективного получения знаний, успешного социального развития, профилактики дезедаптации ребенка в коллективе сверстников важную роль играет психологическая, социально-личностная, физиологическая и речевая готовность. Особенную роль в подготовке детей к поступлению в школу играют педагоги, работающими с дошкольниками, а также родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе

Понятие и состав психологической готовности к обучению в школеПсихологическая готовность к обучению в школе – одна из значимых проблем современного образования, в том числе и дошкольной педагогики, та...

"Понятия и и компоненты готовности к обучению в школе"

Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания - всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на «пасп...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...