Развитие лексико-грамматического компонента на материале лингвистических игр в логопедической практике
статья по логопедии (старшая группа)

Чепрасова Татьяна Викторовна

Для успешного усвоения школьной программы у ребенка должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на заданную тему. Чтобы этому научить, необходимо развивать все стороны речи: расширять словарь, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiko-grammaticheskogo_komponenta.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексико-грамматического компонента на материале лингвистических игр в логопедической практике

На современном этапе возникла необходимость определить пути максимального повышения развивающего эффекта дошкольного обучения. В полной мере это можно отнести и к речевому развитию дошкольников. Невозможно полноценное развитие ребенка без речевого общения. Поэтому обучение родному языку, формирование речи выступает как одна из доминирующих точек всестороннего развития дошкольников, и, следовательно, ее решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.

Эта тема чрезвычайно актуальна, так как в логопедии акцентируется внимание  на развитие связной речи у детей и на их подготовленность к обучению в школе. Назрела  необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска новых, более эффективных путей развития связной речи у детей.

Для успешного усвоения школьной программы у ребенка должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять рассказ на заданную тему. Чтобы этому научить, необходимо развивать все стороны речи: расширять словарь, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

Особенной формой  взаимоотношений между детьми ( а в воспитательно-образовательном процессе), ребенка и взрослого является игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Она формирует интересы ребенка, созидает, обогащает личность дошкольника. Важно  отметить, что логопед строит коррекционные занятия на специально организованных играх.

Любопытство – спутник детей, а что ожидает ребенка в игре, он знать не может, и это таинственность, загадочность стимулирует к  мыслительным действиям. Игры позволяют детям думать, воображать, запоминать, фантазировать, создавать, а самое главное увлекают малыша в богатый и разнообразный мир слов. Интересные  игры захватывают, поглощают все внимание ребенка и побуждают  добиваться положительных результатов, стимулируют к дальнейшим свершениям. Достигнутая цель воодушевляет  и ведет вперед, на более сложный уровень в познании.

На определенном возрастном этапе дошкольников привлекают лингвистические игры – игры на словесной основе. Приобщение к словесному творчеству повышает, актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих, способствует формированию важных ценных качеств: наблюдательность, общительность, компетентность, жизнерадостность и развитию психических процессов.

Коррекционная работа с детьми,  учитывая его индивидуальность, нацелена на  всестороннее развитие ребенка  и воспитание в них существенных необходимых качества. Лингвистические  игры, направленные на развитие речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявлять свою интеллектуальную инициативу, являющуюся продолжением познавательной деятельности. Очевидно, что  ребенок будет допускать  ошибки в использовании определенных  форм, но процесс овладение речью трудоемкий, сложный, а словесные игры позволят сделать его интересным и увлекательным. Основу многообразных словесных игр составляют вербальные формы коммуникации: подвижные с текстом, театрализованные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и ряд других, которые способствуют становлению всех сторон речевой деятельности ребенка. Благодаря лингвистическим играм, у дошкольника происходит становление культуры речи, появляется умение – правильно  формулировать свои мысли; развиваются все виды речи, обогащается словарный запас, а самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребенка. Играя с детьми, учитель-логопед должен чутко следить за настроением ребенка, хорошо знать и учитывать его речевые возможности.

Яркость  нашей речи придают определения, поэтому игра «Назови  прилагательные», в которой ребенок характеризует наглядный единичный образ, называя как можно больше признаков, позволяет пополнить арсенал слов.

В игре «Что бывает?» ребенок к исходному слову-прилагательному подбирает несколько существительных, а в игровом упражнении «Узнавание», определить предмет по группе прилагательных, эпитетов или группе слов-действий. Наблюдательность  и внимание помогут ребенку успешно справиться с этими задачами.

Игра  «Кто что делает» направлена на обогащение лексического запаса ребенка словами-действиями и развивает точность восприятия и мыслительную активность (память, воображение).

 Совершенствовать грамматический опыт позволит игра «Добавь придаточное предложение», в котором дети должны закончить мысль.

Одним из проявлений богатства русского литературного языка является обильная синонимика, поэтому с помощью игровых упражнений «Синонимические ряды» в словарный запас детей войдут слова, имеющие тонкие оттенки значений.

Лингвистических игр великое множество, и все они способствуют развитию у ребенка речи во всем ее многообразии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий речи на материале лексической темы "Насекомые"

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий языка на материале лексической темы "Насекомые" для подготовительной к школе группы детей с ОНР....

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...

"Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда"

Конспект занятия "Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда" в средней группе детского сада компенсирующего вида для детей с ОНР...

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Одежда».

Программное содержание: закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сшита; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматиче...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи детей 5-6 лет старшей логопедической группы....