Занятие по развитию лексико-грамматических категорий речи на материале лексической темы "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Касимова Дина Альфредовна

Занятие по развитию лексико-грамматических категорий языка на материале лексической темы "Насекомые" для подготовительной к школе группы детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.rar703.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование лексико-граммтичеких категорий языка

на лексическом материале темы «Насекомые».

Цели урока:

 Образовательные: 

Закрепление представлений о насекомых.

Образование и употребление притяжательных прилагательных

Формирование навыка согласовывать существительное и прилагательное с числительным.

Совершенствовать умение понимать лексико-граммтические конструкции

Обогащение лексики синонимами и антонимами.

Коррекционно-развивающие:

корригировать и развивать связную устную речь учащихся;

Способствовать развитию памяти, подвижности артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук.

Воспитательные:

формировать навыки учебной деятельности;

воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

Предметные картинки, конверты с лепестками, стебель цветка, фланелеграф.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

2-3 мин.

Учитель:

На свое место сядет тот, кто назовет название насекомого.

Дети называют насекомых: комар, муха, кузнечик, бабочка, стрекоза, жук, пчела, шмель, таракан, паук, божья коровка, муравей.

Сообщение плана занятия

1 мин.

Учитель:

Сегодня я принесла вам цветок, который расцвел у меня во дворе. Но он не простой, а волшебный. У вас на столах лежат конверты с лепестками, на которых написаны задания. Если мы справимся с заданием, то сможем собрать наш волшебный цветок. Попробуем?

Дети: Да!

Составление притяжательных прилагательных от названий насекомых

4 мин.

Учитель: первое задание таково:

 Скажите, какие части тела есть у насекомых?


А теперь я вас попрошу взять картинки, лежащие у вас на столах и ответить на мои вопросы:

Голова чья?

Ножки чьи?

Крыло чьё?

Усик чей?

Молодцы, все справились. Давайте прикрепим первый лепесток.

Дети достают лепесток из конверта, слушают задание.

Ответ: голова, крылья, лапки, брюшко, грудь, усики.

Комариный,

мушиный,

пчелиный,

жучиный,

муравьиный, шмелиный, стрекозиный


Пальчиковая гимнастика

1-2 минуты


Второй лепесток. Давайте пальчиками изобразим насекомых:

Бабочку, паучка, пчелку, кузнечика,


Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Задание на тренировку внимания

Третий лепесток.

Давайте с вами вспомним, какие насекомые полезные.

Рассмотрите картинки на столах и давайте разделим их на 2 стайки: справа – полезные, с лева – вредные.

А теперь я прошу закрыть глаза , а в это время я поменяю некоторых насекомых местами, а вы внимательно посмотрите и скажите, что изменилось

Дети раскладывают насекомых на фланелеграфе, проговаривая, почему они помещают насекомое именно в одну из сторон.


Дети называют, какие насекомые поменялись местами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1-2 минуты

А теперь, чтобы мы могли приклеить следующий лепесток вам нужно правильно и четко выполнить упражнения физкультминутки.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите , опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Руками коленей коснитесь.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Дети выполняют физкультминутку.

Согласование существительного и прилагательного с числительным

4-5 минут

Пятый лепесток

Теперь давайте выполним следующее задание.

Давайте скажем какими могут быть насекомые?

А теперь я предлагаю вам сосчитать своих  насекомых  от 1 до 5

Дети считают:

1 мохнатый шмель

2 мохнатых шмеля

5 мохнатых шмелей


И т.д.

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

Шестой лепесток.

Дедушка ухаживает за пчелами.

Пчелы ухаживают за дедушкой

Муха плетет паутину

Стрекоза летает под цветами.

Бабочка порхает в небе

Муравейник строит муравьев

Жуки живут в улье

Таракан полезное животное

Божья коровка приносит пользу

Жук не умеет жужжать

Кузнечик умеет летать

Бабочка поймала девочку

Дети находят ошибки в предложениях и проговаривают правильный вариант.

Подведение итога урока, выставление оценок

2-3 мин.

Вот мы и собрали наш цветок, посмотрите, какой он красивый.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке? Какие выполняли задания? Какие задания вам понравились?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт». (старшая группа, ОНР)

Занятие направлено на расширение  знаний о транспорте; формирование понятия водный, воздушный, наземный, грузовой и пассажирский транспорт, подземный транспорт, железнодорожный транспорт; формиро...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....

конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме "Фрукты. Сад. Домашние заготовки"

Конспект занятия по развитию - лекско грамматических категорий в подготовительной группе  омпенрующей направленности для детей с ТНР  по лексической теме "фрукты. са. домашние заготовки...

конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий в подготовительной группе по лексической теме "Продукты питания, посуда"

конспект занятия по развитию лексико - грамматических категорий  в подготовительной группе  по лексической  теме "Продукты питания, посуда"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме "Профессии"...

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....