Формирование пространственных представлений у детей с ТНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Войнова Надежда Сергеевна

В данной статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Описаны этапы коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.С. Войнова

МБДОУ «ДС № 459 г. Челябинска», Челябинск, Россия

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В данной статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи. Описаны этапы коррекционно-развивающей работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Пространственные представления, коррекционно-развивающая работа, дети с ТНР, координированная активность, восприятие.

Полноценное восприятие окружающего мира предполагает координированную параллельную активность сенсорных систем. В зависимости от характера жизнедеятельности человека создается устойчивая структура и состав его сенсорно-перцептивной сферы. Выпадение какой-либо сенсорной системы нарушает равновесие во взаимодействии целостной структуры и уменьшаемом объеме поступающей информации о внешней среде.

От уровня сформированности или сохранности разных видов восприятия, в том числе зрительно-пространственного, знания и ощущения собственного тела, правой и левой сторон, во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Ведь недостаточное развитие пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма, так как овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную - звуковых комплексов. [4; 5]

Пространственные представления - это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, местоположение). Пространственные представления являются базовыми составляющими психической деятельности. [3]

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.  Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. У детей с ТНР старшего дошкольного возраста наблюдаются трудности формирования пространственных представлений (дети допускают значительное количество пропусков предлогов, неадекватно обозначают некоторые временные периоды, затрудняются в расположении серии  картин в правильном порядке), а также трудности их языкового оформления. Без специальной помощи эти представления не будут дифференцироваться и обогащаться. Все это отражается на личностном и социальном развитии ребенка. Формирование пространственных представлений является одной из важнейших задач коррекционной работы,  она должна вестись планомерно и целенаправленно. [2]

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений - традиционные направления в системе работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Однако в специальной литературе недостаточно освещаются вопросы формирования пространственных представлений у дошкольников с ТНР, а также использования дидактических игр для коррекции нарушения представлений и формирования словаря. [1]

   Практика показывает, что к поступлению в школу многие дети путают правую и левую руку, затрудняются в понимании значения слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади», затрудняются в понимании и употреблении предлогов, не могут определить словами расположение предметов относительно самого себя, это свидетельствует о том, что у детей недостаточно сформированы пространственные отношения. [6]

Целью моей работы является изучение особенностей формирования пространственных представлений и отражения их в речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, разработка системы работы по развитию пространственных ориентировок посредством дидактических игр и упражнений у данной категории детей.

Работа над развитием пространственных представлений включает в себя несколько этапов:

  • освоение пространства собственного тела;
  • уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве;
  • определение пространственных направлений по отношению к себе;
  • определение ориентации предметов по отношению друг к другу;
  • пространственная ориентация на листе бумаги.

Принципы коррекционно-педагогической работы:

  • построение обучения с учетом ведущей деятельности. Общепризнано, что наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Дидактическая игра – одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактические игры позволяют повысить интерес детей, разнообразить коррекционную работу;
  • осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого развития;
  • учет закономерностей развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста;
  • системность, последовательность в усложнения материала;
  • создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность ребенка в игровой процесс.

По каждому  направлению работы  были подобраны дидактические игры и упражнения, составлено планирование по использованию дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

1. Развитие произвольного восприятия

  • восприятие пространства – это отражение удаленности объекта, его формы, объема, величины;
  • восприятие времени – это отражение временных отрезков (длительности, последовательности событий);

Работа проводится в разных видах деятельности:

  • в процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному восприятию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирования перцептивных действий. Эти игры проводятся как отдельно, так и в качестве элемента занятия.

Для уточнения направлений «вверх» и «вниз», «вперед» и «назад мы проводим дыхательную разминку «Мы подуем высоко, мы подуем низко» - сначала с участием рук, а потом с включением глазодвигательных упражнений.

Для различения правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши) - пробы Хеда: сначала 1) на пространственную организацию движений: ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого (левого) уха, правой рукой — левого глаза и т. п. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Поэтому педагог сначала показывает детям движения зеркально. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» (регуляторному) типу. 2) Речевой вариант пробы Хеда. Те же движения выполняются по речевой инструкции. Несмотря на кажущееся сходство с предыдущим, этот тест адресован к иным психическим функциям: он оценивает владение понятиями «право — лево» и речевую регуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у большинства детей, страдающих нарушениями речи. [5]

  1. Формирование пространственных представлений о взаимоотношении объектов, обучение понятиям «около», «рядом», «между» и т.д.
  • обогащение словарного запаса детей за счет слов, обозначающих пространственные и временные отношения, тут используются игры на развитие логико-грамматических отношений
  • формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные представления;
  1. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Используем в работе счетные палочки, дидактическое пособие «Конструктор букв», геоконт, на котором при помощи резинок строится либо буква, либо другое заданное изображение, рисование буквы в песочнице или на крупе.
  • Развитие грамматической стороны речи, связных высказываний. Составление предложений по картинке. (Мишка сидит на стуле. Кукла лежит под стулом.)
  • Формирование пространственных представлений о взаимоотношении объектов, в том числе и на плоскости. Например, сказка «Репка» помогает уточнению понятия «ряд» и ответить на вопрос: Кто старше? Кто первый? Кто последний? Кто между? Понятие «ряд» напрямую связано с аналитической деятельностью, т.е. умением определять последовательность звуков в слове, определять соседей звука или числа.

Соответственно у детей совершенствуются умения и навыки практического владения грамматическими категориями, отражающими пространственные представления: «Машина подъехала к дому, отъехала от гаража, переехала через дорогу».

 4. Совершенствование пространственных представлений; закрепление навыков использования лексики и грамматических конструкций, отражающих пространственные представления, в спонтанной речи. Детям представляется самостоятельность в постановке конкретных целей, определения предмета речи, в выборе речевых действий и операций в заданной ситуации, в анализе результата.

Наша работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с ТНР проводится не только на логопедических занятиях. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.

Литература

  1. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю.Ф. Гаркуша. М.: Научно-практический центр “Коррекция”, 1992. – 63 с.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 - 336с.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей, - М.: Просвещение, 2011. — 160 с.
  4. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – Изд.: "Национальный книжный центр", 2016 г.- 192 с.
  5. Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
  6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет

В статье описывается система педагогического взаимодействия по формированию способности к пространственному ориентированию с детьми 4-5 лет...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.

Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространс...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....