Консультация для педагогов на тему: « Этапы логопедического воздействия»
консультация по логопедии

Каримова Елена Абдрашитовна

Консультация для педагогов на тему: « Этапы логопедического воздействия»

Подготовила: учитель логопед: Каримова Елена Абдрашитовна  

Этапы логопедического воздействия.

В учебной литературе всю систему логопедической работы условно делят на следующие этапы:

1. Подготовительный этап.

2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

(постановка звука, автоматизация звука, формирование контроля за произношением.)

   3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.   

 

  1. Подготовительный этап.

Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука. Особенно полезно проводить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом, т.к. зрительный контроль не только уточняет, но и усиливает движение. Зрительная гимнастика является общепризнанным методом воспитания не только артикуляторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений

Основная задача – развитие подвижности и точности движения языка.

Упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения.

Параллельно проводится работа по развитию фонематического слуха и восприятия.

 

2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель: Усвоение артикуляционной базы данного звука, формирование  умения правильно произносить звук на специально подобранном речевом материале.

Задачи:

  1. Постановка,  вызывание звуков,
  2. Автоматизация. Закрепление навыков  правильного использования звука в речи.
  3. Дифференциация. Формирование умения отбирать звуки, не смешивать их между собой.

 

ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

Различные способы (приёмы).

 -по подражанию (с использованием слухового и зрительного восприятия). «Посмотри, послушай»

- от опорных звуков с присоединением слухового и тактильно-вибрационного контроля,

-по аналогии с гласными плюс тактильно-вибрационный контроль.

- при помощи системы артикуляционных упражнений.

   Артикуляционный уклад звука расчленяется на элементарные простые движения, которые отрабатываются до автоматизма, соединяются в единый артикуляционный уклад, произнесение звука .

- с механической помощью от опорного звука с присоединением слухового контроля.

использование логопедических зондов.

-смешанный способ.

 Этап считается за­конченным при получении продолжительного, либо  многократно  повторяемого, чистого, устойчивого звука.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА.

Требования к проведению занятий.

1.К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении.

2. Параллельно осуществляется  развитие фонематического восприятия и слуха.

3.Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности с постепенным усложнением  лексического материала.

4. Требования к подбору лексического материала:

    насыщен закрепляемым звуком,

    не должен содержать непроизносимых ребёнком звуков,

   доступность речевого материала в соответствии с возрастными требованиями.

5. Постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

6. В автоматизацию включать один звук или два, но артикуляционно контрастных.

7. Соблюдать порядок коррекции звуков при сложной дислалии:

работу начинаем со звука с, с з.з,ц    Л,р.  Ш.ж,ч,щ. При этом учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Возможна параллельная работа над звуками, но с соблюдением определённых требований.

8.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

9.Строгая систематичность специальных занятий.

Этапы автоматизации звука.

1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУ­КА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОТРАЖЁННОЙ РЕЧИ

( отражённая речь - это повторное произнесение слов или предло­жений вслед за кем-нибудь)

 на данном этапе авто­матизации необходимо утрированное (акцентированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком.

- изолированно:в звукоподражании, соотнесение с артикуляцией

(змея, жук, ветер, водичка)

-в слогах:

обратный слог, между гласными, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных,

проговаривание ряда слогов:

 однотипные слоги , разуподобление слогов по гласным звукам,

 с ударением,

разуподобление по согласным звукам – с чередованием артикуляционного уклада, на переключение,

эти же ряды, но с ударением.

-в словах:

звук в разных фонетических позициях, в 1,2,3,слоге

использование договорок: красивый красный гребешок имеет каждый…

отгадывание загадок,  в отдельных предложениях

2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУ­КА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЗАУЧЕН­НОЙ РЕЧИ:

 Чистоговорках,  рифмовках,  стихах,  рассказах.

Заученная речь подразу­мевает дословное повторение, без каких бы то ни было отклонений от образца.

 На данном этапе авто­матизации необходимо утрированное про­изнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком, самостоятельное высказывание ребёнка.

Ребенку предлагается исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым, при употреблении вызванного звука в словах, словосочетаниях,  предложениях.

Перед началом упражне­ний необходимо предупредить ребёнка о том, что взрослый будет говорить как правильно, так и неправильно. Без подобной установки ребёнку психологически трудно воспринимать и исправлять ошибки взрос­лого, особенно учителя (логопеда).

3.АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУ­КА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УСКО­РЕННОЙ РЕЧИ:

В словосочетаниях,   в рифмовках, в скороговорках.

Ускорение темпа уп­ражнений служит важным средством скорейшей автоматизации правильного  произношения вызванного звука. Кроме то­го, при ускоренном произнесении текстам вновь вызванный звук «обминается», то есть становится не утрированным, а при­вычным для слуха окружающих. В то же время его артикуляция делается  наиболее естественной и удобной для ребёнка.

  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Требование: Только если звук поставлен и закреплён.

Основная задача: научить ребёнка контролировать своё произношение, сформировать определённый стереотип.

- Выделение смешиваемых звуков и слов,

сопоставление акустико-арикуляционного образа звука, нахождение общего и различного,

соотнесение артикуляции того и другого звука с движением руки.

Соотнесение звука с буквой,

Опознание звука в словах-паронимах (чем отличаются эти слова, их значение)

Опознание слов с заданным звуком в тексте,

Выделение из текста предложений с заданным звуком,

Устный анализ предложений, графическая запись.

3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.   

Цель: Формирование у ребёнка умений и навыков употреблять звуки в различных видах самостоятельной речи, во всех ситуациях общения.

Использование различных текстов,  применение различных форм и видов речи, использование творческих упражнений, а именно:

называние предметов, объектов, дей­ствий; составление предложений;

описание ситуаций;  пересказ текстов;

составление рассказов; диалог на заданную тему и пр.       

Только после автоматизации звука в самостоятельной речи коррекция звукопроизношения может счи­таться законченной.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е., все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует положительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового и частичное повторение материала предыдущего этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_korrektsii_rechi.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: « Этапы логопедического воздействия»

Подготовила: учитель логопед Каримова Елена Абдрашитовна  

Этапы логопедического воздействия.

В учебной литературе всю систему логопедической работы условно делят на следующие этапы:

1. Подготовительный этап.

2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

(постановка звука, автоматизация звука, формирование контроля за произношением.)

   3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.    

  1. Подготовительный этап.

Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука. Особенно полезно проводить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом, т.к. зрительный контроль не только уточняет, но и усиливает движение. Зрительная гимнастика является общепризнанным методом воспитания не только артикуляторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений

Основная задача – развитие подвижности и точности движения языка.

Упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения.

Параллельно проводится работа по развитию фонематического слуха и восприятия.

2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель: Усвоение артикуляционной базы данного звука, формирование  умения правильно произносить звук на специально подобранном речевом материале.

Задачи:

  1. Постановка,  вызывание звуков,
  2. Автоматизация. Закрепление навыков  правильного использования звука в речи.
  3. Дифференциация. Формирование умения отбирать звуки, не смешивать их между собой.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

Различные способы (приёмы).

 -по подражанию (с использованием слухового и зрительного восприятия). «Посмотри, послушай»

- от опорных звуков с присоединением слухового и тактильно-вибрационного контроля,

-по аналогии с гласными плюс тактильно-вибрационный контроль.

- при помощи системы артикуляционных упражнений.

   Артикуляционный уклад звука расчленяется на элементарные простые движения, которые отрабатываются до автоматизма, соединяются в единый артикуляционный уклад, произнесение звука .

- с механической помощью от опорного звука с присоединением слухового контроля.

использование логопедических зондов.

-смешанный способ.

 Этап считается законченным при получении продолжительного, либо  многократно  повторяемого, чистого, устойчивого звука.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА.

Требования к проведению занятий.

1.К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении.

2. Параллельно осуществляется  развитие фонематического восприятия и слуха.

3.Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности с постепенным усложнением  лексического материала.

4. Требования к подбору лексического материала:

    насыщен закрепляемым звуком,

    не должен содержать непроизносимых ребёнком звуков,

   доступность речевого материала в соответствии с возрастными требованиями.

5. Постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

6. В автоматизацию включать один звук или два, но артикуляционно контрастных.

7. Соблюдать порядок коррекции звуков при сложной дислалии:

работу начинаем со звука с, с з.з,ц    Л,р.  Ш.ж,ч,щ. При этом учитываются индивидуальные особенности ребёнка. Возможна параллельная работа над звуками, но с соблюдением определённых требований.

8.Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

9.Строгая систематичность специальных занятий.

Этапы автоматизации звука.

1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОТРАЖЁННОЙ РЕЧИ

( отражённая речь - это повторное произнесение слов или предложений вслед за кем-нибудь)

 на данном этапе автоматизации необходимо утрированное (акцентированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком.

- изолированно:в звукоподражании, соотнесение с артикуляцией

(змея, жук, ветер, водичка)

-в слогах:

обратный слог, между гласными, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных,

проговаривание ряда слогов:

 однотипные слоги , разуподобление слогов по гласным звукам,

 с ударением,

разуподобление по согласным звукам – с чередованием артикуляционного уклада, на переключение,

эти же ряды, но с ударением.

-в словах:

звук в разных фонетических позициях, в 1,2,3,слоге

использование договорок: красивый красный гребешок имеет каждый…

отгадывание загадок,  в отдельных предложениях

2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЗАУЧЕННОЙ РЕЧИ:

 Чистоговорках,  рифмовках,  стихах,  рассказах.

Заученная речь подразумевает дословное повторение, без каких бы то ни было отклонений от образца.

 На данном этапе автоматизации необходимо утрированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком, самостоятельное высказывание ребёнка.

Ребенку предлагается исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым, при употреблении вызванного звука в словах, словосочетаниях,  предложениях.

Перед началом упражнений необходимо предупредить ребёнка о том, что взрослый будет говорить как правильно, так и неправильно. Без подобной установки ребёнку психологически трудно воспринимать и исправлять ошибки взрослого, особенно учителя (логопеда).

3.АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УСКОРЕННОЙ РЕЧИ:

В словосочетаниях,   в рифмовках, в скороговорках.

Ускорение темпа упражнений служит важным средством скорейшей автоматизации правильного  произношения вызванного звука. Кроме того, при ускоренном произнесении текстам вновь вызванный звук «обминается», то есть становится не утрированным, а привычным для слуха окружающих. В то же время его артикуляция делается  наиболее естественной и удобной для ребёнка.

  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Требование: Только если звук поставлен и закреплён.

Основная задача: научить ребёнка контролировать своё произношение, сформировать определённый стереотип.

- Выделение смешиваемых звуков и слов,

сопоставление акустико-арикуляционного образа звука, нахождение общего и различного,

соотнесение артикуляции того и другого звука с движением руки.

Соотнесение звука с буквой,

Опознание звука в словах-паронимах (чем отличаются эти слова, их значение)

Опознание слов с заданным звуком в тексте,

Выделение из текста предложений с заданным звуком,

Устный анализ предложений, графическая запись.

3.Этап формирования коммуникативных умений навыков.    

Цель: Формирование у ребёнка умений и навыков употреблять звуки в различных видах самостоятельной речи, во всех ситуациях общения.

Использование различных текстов,  применение различных форм и видов речи, использование творческих упражнений, а именно:

        называние предметов, объектов, действий; составление предложений;

описание ситуаций;  пересказ текстов;

составление рассказов; диалог на заданную тему и пр.        

Только после автоматизации звука в самостоятельной речи коррекция звукопроизношения может считаться законченной.

Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, которые воспитывают внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т.е., все, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует положительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового и частичное повторение материала предыдущего этапа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Этапы речевого развития"

Каковы этапы речевого развития ребенка?...

Консультация для педагогов на тему: "Здоровьесбережение детей дошкольного возраста на современном этапе"

Здоровьесберегающая педагогическая технология – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по теме: « Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста ».

Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей  дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе».

Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою стра...

Консультация для педагогов на тему: "Звуковая культура речи и этапы её формирования"

В данной консультации дана цель ,понятие "звуковая культура речи" и расписаны этапы её формирования....