Логопедическое занятие на экологическую тему «Лунтик и волшебная книга»
план-конспект занятия по логопедии

Кошелева Любовь Александровна

Логопедическое занятие на экологическую тему  «Лунтик и волшебная книга» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_na_ekologicheskuyu_temu.docx883.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки

 Логопедическое занятие на экологическую тему

«Лунтик и волшебная книга»

                           

                             Подготовила:  учитель-логопед

                                                         Кошелева Любовь Александровна

Цель: обобщение и систематизация представлений об осени; закрепление правил поведения в природе

Коррекционно-образовательные задачи:

  • расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Осень», «Перелетные птицы», «Овощи»
  • совершенствовать грамматический строй речи (закрепление употребления в речи простых предлогов над, под; закрепление умения образовывать сложные слова)
  • совершенствовать  навык  пересказа услышанного

Коррекционно-развивающие задачи:   развивать связную речь, речевой слух, мышление, мелкую моторику

Воспитательные задачи:

  • воспитывать  бережное  отношение к окружающему: природе, животным, птицам, насекомым и т.д.
  • воспитывать самостоятельность, инициативность, творческую активность

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в музыкальный   зал под музыку.

Логопед:  Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Поздоровайтесь с ними.

Психогимнастика

Дети: Здравствуйте!    

                    Учитель-логопед предлагает встать детям в круг:
Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)
Скорей становись-ка, со мною в кружок!
Давай улыбнёмся и скажем: "Привет!"
Солнцу: "Привет!"
Гостям всем: "Привет!"

                               Дети рассаживаются полукругом на стульчики.

Организационный момент

(Создание эмоционального положительного фона)

Логопед:  Ребята! Прежде чем мы начнем  наше занятие, давайте сделаем артикуляционную гимнастику, потренируем наши язычки. Возьмите, пожалуйста зеркальце в руки.


             Логопед проводит артикуляционную гимнастику.

Открываем ротик-дом ( открыть рот)
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин  язычок,
Он удобно в доме лег.  (посмотреть на язычок)
Двери-губы гибкие
Могут стать  улыбкою,  (улыбнуться)
Могут в трубочку собраться (губы в трубочку)
И опять заулыбаться. (улыбка)
На качелях оказался (рот открыть)
Вверх взлетал и вниз спускался. (язычок поднять за верхние зубы, опустить за нижние)
В сказку  начал собираться.

Слайд 1

Логопед:   Однажды на Луне родился необычный малыш. И он попал на Землю, где нашел  множество друзей.

Логопед:  Ребята!  Вы, узнали его?

Дети: Да!  Это Лунтик.

 Логопед:    Как-то раз в жаркий летний день Лунтик и Кузя играли в мяч у пруда. Мимо пролетал Пчеленок с полными ведёрками пыльцы.

  -  Хорошо вам! Играете! - сказал он. – А мне вот приходится все лето пыльцу собирать. Вот бы осень поскорей наступила! Ничего делать не надо.

  – Да уж – ответил Кузя.- Только до осени  еще очень далеко.

  – А что такое осень? – удивленно спросил Лунтик. -  Где ее найти?

  –  Её не найдешь, она сама приходит, когда время настает, - печально сказал Пчеленок и полетел дальше собирать нектар.

  Вечером Лунтик решил спросить у деда Шера, что же такое осень. Генерал Шер долго рассказывал внуку об осени, а потом вспомнил, про одну волшебную книгу.

   –   Очень давно, когда я был совсем маленьким, её подарил мне мой дед. Это не простая книга, а волшебная. Называется «Четыре времени года». Возьми ее. Она теперь твоя!

   Лунтик поблагодарил дедушку и побежал в свою комнату скорее посмотреть книгу.

   Когда он открыл первую страницу, то очутился… А в каком времени года, вы мне сейчас скажите сами:  это время года находиться между летом и зимой.

Дети: Это время года Осень.

Слайд 2

Логопед:    Ребята,  Лунтик приглашает нас с вами в путешествие. Но,

   для начала давайте разомнемся, т.к. дорога нам предстоит дальняя.

Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес»

Мы заходим с вами в лес
(Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас зверушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.

Слайд 3

Логопед:   Молодцы!  Итак,  наш Лунтик  очутился  в гостях  у осени. Здесь он встретил Корнея  Корнеевича,  который рассказал,  какие изменения в природе происходят осенью.

Логопед:  Ребята!  А вы знаете, какие изменения происходят в природе осенью?

Дети: Да.  

Логопед: Давайте, с вами их вспомним.

Дети: 1. Дует ветер. Падают листья с деревьев, начинается листопад.  

           2. Небо затянуло серыми облаками.

           3. На земле и на полях лужи, идет дождь.

           4. Люди одевают теплые вещи.

           5. Птицы улетают на юг, в теплые края.

Логопед:  - Ребята, а все ли птицы улетают в теплые края?  Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)  А те, которые остаются? (зимующие).

Слайд 4

Логопед:    - Давайте поможем Лунтику разобраться, какие же из этих птиц перелетные, а какие зимующие.  Перелетных  мы разместим справа, а зимующих – слева. Если птица перелётная,  мы будем с вами махать руками, а если птица зимующая то будем приседать на корточки. Запомнили.

Дети:  Да.

Логопед:   Ребята!   Осень грустная пора. Давайте немножко погрустим, послушаем красивую спокойную музыку и глазами проследим за тем, что происходит на экране. 

  • Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь
  • Сядьте прямо,  держите голову ровно
  • За движущимися предметами на слайде следите только глазами
  • Если предмет мигает,  вам нужно легко поморгать глазками

Физкультминутка для глаз "Осень"

 Логопед:    Наши глазки отдохнули. Теперь давайте разомнем наши пальчики. И вспомним такое осеннее явление, как дождь.

                                 Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Слайд 5

Логопед:     Пять весёлых капелек по земле стучат,   похлопываем ладошка по коленям (столу)

 Пять весёлых капелек земле говорят:    

 Том – том – том – том!                               Каждым пальчиком по очереди

 Тим – тим – тим – тим!

 Тик – тик – тик – тик!

 Тип – тип – тип – тип!

 Топ – топ – топ – топ!

Логопед:  Продолжим наше путешествие.

Слайд 6

Логопед:   А ещё  дядя Корней  рассказал Лунтику,  что к холодной зиме готовятся и люди.  А вы, знаете как?

 Дети:  Да. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

 Слайд 7

 Логопед:    Вот только совсем запутался Лунтик в овощах. Какие из них растут НАД землёй, а какие ПОД землёй.  Давайте  ему поможем. И в этом нам поможет наша волшебная доска. Давайте с вами распределим овощи.

                      Дидактическая игра «Вершки и корешки»

 На доске,  дети располагают  овощи: картофель, редис, помидор, огурец, репа, баклажан, тыква, лук.

Логопед:     А теперь проверим, справились ли вы с заданием? (проверка на слайде)

Слайд 8

Логопед: Молодцы!  Справились с заданием. К зиме готовятся не только люди, но и лесные звери. 

 Логопед:   Расскажите, пожалуйста,  как готовятся к зиме звери?

Дети:  Заяц

Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не

закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую

отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов:

лисы, волка и охотника. К зиме заяц меняет свою серую шубку на белую. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.

Дети: Белка                                                                                                                  Белка мороза не боится. Её можно встретить в лесу даже когда очень

холодно. Она осенью собирает желуди, орехи,  прячет их в дупла деревьев, в траву и мох. Белки заготавливают для себя и грибы, которые сушат, развешав на ветвях или разложив на пнях  деревьев.  В сильные морозы белка, отыскав запасы, наедается орешков или грибов и затем спешит обратно в своё тёплое гнёздышко или в дупло. Там она спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом. Не забывает она и поменять летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.

Дети: Ёж                                                                                                                  Еж уходит в спячку с наступлением холодов, когда начинает ощущать отсутствие корма. Перед началом холодов ёжик ищет и подготавливает  для себя жильё, в котором он и будет зимовать. Обычно этим жилищем служит глубокая нора, которая находится под землёй. Кроме этого у него происходит линька, которая заменяет летний покров на более приспособленный для зимних условий. Ёжик  спит  свернувшись клубком с лапками и носом, прижатыми к хвосту, голова также соприкасается с хвостом.

Логопед: Молодцы! Вы очень интересно рассказала, как готовятся к зиме звери.  Наш, Лунтик  тоже  решил помочь лесным жителям заготовить запасы на зиму. Набрал он  грибов, зерен пшеницы, орехов, сухих веточек, немного коры деревьев, да все перемешал и перепутал. Нужно помочь ему правильно раздать еду животным:

Пшеница – мышь    веточки – лось   кора – заяц   грибы – ёжик, орехи – белка

Слайд 9

  Логопед:    Вы правильно раздали еду животным. Теперь им не придется голодать зимой. Ребята! А, что вы любите кушать?


                                               Сюрпризный момент
                                        «ШОКОЛАДНОЕ ДЕРЕВО»

Дети  1. Дружит белка с шишкой, заяц с кочерыжкой,
Жеребенок с травкой, воробей с козявкой,
Дети  2. Шмель с цветочною пыльцой, мишка с медом,
Волк с овцой, ну а мы всем садом дружим
ВСЕ дети: - с шоколадом!

  Логопед: Ой, а шоколада у меня нет. Как же быть? Ребята! Скажите, а  в каком времени года, мы сегодня с вами побывали?

Дети: Во времени года осень.

Логопед: Ну, тогда давайте позовем с вами Осень, может она сможет нам помочь.

Под музыку в зал входит Осень.

Логопед: Здравствуй, дорогая Осень!

Осень: Здравствуйте, ребята!

Логопед: Осень! Может ты сможешь нам помочь, наши дети очень любят шоколад, а у меня его нет.


Осень:  Ну, тогда я буду рада угостить вас шоколадом!


                                 (Осень показывает конфетку)


Логопед:
- Как же так, Осень, ты хочешь угостить ребят одной конфеткой?


Осень:  Конечно, нет, но из этой конфетки может вырасти настоящее
шоколадное чудо-дерево. Только вы, ребята, мне должны помочь. Сначала вызовем дождик:  Дождик, дождик, лей сильней!
                              Дерево, расти скорей! (дети повторяют)….

Теперь прошу закрыть глаза, начинаем чудеса!
будьте честными, друзья, открывать глаза нельзя.

(на центр зала ставят дерево, вместо листиков –шоколадные конфетки.)

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Глазки можно открывать!
Осень:  Капли дождевые были непростые,
             Теперь на каждой ветке шоколадные конфетки!

                   Дети подходят и снимают конфеты с дерева


Осень:  Конфетки получайте, Осень вспоминайте!
             Расставаться нам пора.
             Ждут еще меня дела.
             ДО СВИДАНИЯ, Друзья!

                                   Дети прощаются с Осенью.

Логопед: Ну, вот и закончилось наше занятие. Молодцы! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями.  Лунтик может теперь перевернуть следующую страницу книги. А, какая страница будет следом за осенней?

Дети: Зимняя.

Логопед: Правильно,  Ну, об этом мы с вами поговорим в следующий раз.

 Слайд  11  

 Логопед:   До встречи!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Волшебная книга знаний"

Занятие  развивает познавательную активность детей, поддерживает интерес к интеллектуальной деятельности, доставляет удовольствие от игр развивающей направленности....

Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию: "Волшебная книга сказок"

Цель: углублять , расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки; воспитывать интерес к изодеятельности, закрепление слов татарского языка  по...

Конспект занятия по экологическому развитию "Знакомство с Красной книгой Нижегородской области"

Знакомство детей старшей группы с животными и растениями занесенными в Красную книгу Нижегородской области...

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа...

Подгрупповое логопедическое занятие в средней группе «Путешествие в волшебный лес»

Цель: Продолжать расширять представление детей о весне, весенних цветах. Задачи:Коррекционно-образовательные:Расширить и уточнить словарь по теме «ВЕСНА. ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ» (...