Сценарий занятия "Составление рассказа по сюжетной картине с использованием ориентировочных схем и образовательной технологии "Ситуация".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Данный сценарий предназначен для работы по развитию связной речи у детей 5 лет, имеющими ОНР  III уровня. В занятии представлена образовательная технология "Ситуация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ СХЕМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ».

Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед МБДОУ №7 «Пингвиненок»

г. Снежногорск Мурманской области

Цель: формирование у детей умения  составлять рассказ по сюжетной картине

с использованием ориентировочных схем (справа – слева,  сидит – стоит).

Ход занятия

1.Введение в ситуацию.

Перед началом занятия логопед дает задание 2 детям: «Подойди к любому ребёнку и скажи: «Ваня, если ты хочешь помочь Коле, сядь на стул».

Дети обращаются к друзьям с просьбой.

- Ребята, почему вы сели на стулья? (Хотим помочь Коле.)

- Сможете? Почему вы пожимаете плечами? Вы знаете, как можно помочь Коле? Обратитесь ко мне или к друзьям с просьбой? (Как мы можем помочь Коле?) Коля просит вас помочь ему составить рассказ о семье вот по этой картине. Теперь мы сможем помочь Коле?  

2.Актуализация знаний и умений.

Работа с картиной.

  • Отвечаем на вопросы

- Что изображено на картине? Наступило утро или вечер? Где собралась вся семья?

- Что делает мама? Какие два действия совершает одновременно мама?

Логопед показывает две графические схемы слов-действий «стоит», «сидит».

- Что делает папа? Какие два действия совершает одновременно папа?

Аналогично: дедушка, бабушка, дочь, сын.

3.Затруднение в ситуации.

- Что еще изображено на картине? Что нам нужно узнать?  Как можно узнать? Существует другой способ узнавания информации. Подсказка: предметная картинка   «телефон».

4.Открытие нового знания (способа действия).

- Кому будем звонить? Как будем спрашивать? Кто будет разговаривать по телефону?

Если много претендентов, выбираем с помощью считалки. Выбранный ребёнок звонит маме/папе и узнаёт название изображённого предмета.

- Как называется этот предмет?

5.Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

- Где стоит торшер?

Логопед выставляет на доске ориентировочные схемы (круг слева, круг справа).

- О чем нам говорит эта схема? Какая из схем подходит к нашей картине? Почему?

- Торшер какой? Опишите торшер, используя цветную дорожку.

Логопед выставляет на доске цветную дорожку.

  • Динамическая пауза.

- Раз, два, три вокруг себя повернись и в торшер превратись.

- Изобразите папу, маму, бабушку, дедушку, сына-малыша, дочку.

- Мы уже помогли Коле? У нас  получился рассказ? Что нам нужно сделать? Правильно, составить план.

У любого рассказа есть … (начало, середина и конец).

- О чем мы расскажем в начале?

  • Начало: На картине изображена семья. Семья собралась вечером в гостиной

около дивана.

  •  Середина: Кто? Что делает? Мы должны назвать 2 действия, которые

совершают наши герои. Торшер: место расположения, цветное описание.

Потом? Когда будем рассказывать о каждом члене семьи, сколько действий мы будем называть? - Как можно закончить рассказ?

  •  Конец: О чем можно сказать в конце?
  • Рассказы детей.

- Кто готов рассказать нам об этой картине? Как может называться наш рассказ?

6.Осмысление.

- Чем мы занимались? Кому помогли?  Как  мы помогли Коле? Почему нам удалось помочь Коле? Но ведь Коля еще не знает, что мы ему помогли? Как сделать так, чтобы Коля узнал о нашей помощи?

Литература:

1.Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» // Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2007, 124 с.

2.Петерсон, Л.Г. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. – Вып. 5. – М.: Педагогическое общество России, 2013. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

Конспект занятия «Пересказ рассказа «Лесной голосок» с использованием опорных схем»

Цель:Создать условия для развития умения связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий.Основные задачи:1. Формирование ц...

Занятие по развитию речи для подготовительной группы Тема: «Составление описательного рассказа о животных с использованием плана-схемы»

научить детей составлять описательные рассказы о животных, используя при этом план – схему....

Непосредственно образовательная деятельность «Коммуникация» по теме «Составление рассказа «Зима наступила» с использованием опорных схем-картин»

Цель: -Учить детей составлять описательные рассказы о времени года, используя план-схему.-Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.-Формировать умение связно, последовательно описывать...

Cоставление творческого рассказа по сюжетной с использованием ТРИЗ

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми«Составление творческого рассказа по сюжетной с использованием ТРИЗ» в подготовительной группе....

Использование картинно-графических схем при составлении рассказа по сюжетной картинке, как одна из эффективных методик речевого развития старших дошкольников

Обучение дошкольников рассказыванию по сюжетной картинке является одним из направлений работы по развитию связной речи....