"Лэпбук как инновационный подход в работе учителя-логопеда в ДОУ"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Омельчук Марина Николаевна

Материал представлен в виде консультации для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_innovatsionnyy_podhod-omelchuk_m.n.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук» как инновационный подход

в работе учителя-логопеда
с детьми с нарушениями речи

     Модернизация дошкольного образования создает необходимость для учителя-логопеда использовать в своей работе инновационные технологии для развития и обучения детей с нарушениями речи. Акцент коррекционно-образовательной деятельности переносится на формирование у будущих школьников коммуникативных умений и навыков, способности самостоятельно мыслить, умение применять знания в практической деятельности, планировать свои действия при решении учебной задачи.

     В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в расстройстве темпа, плавности речи, а также необходимости развития неречевых процессов воспитанников: мышления, внимания, памяти, восприятия.

     Отличным помощником в работе учителя-логопеда является «лэпбук» «Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек и т.п.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить «лэпбук» не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.

     Интерактивная папка, как еще его называют, изготавливается непосредственно педагогом или же на занятии с детьми при их участии. Это их сближает, ведь работу придется делать сообща.

     За счет наглядной привлекательности «лэпбука» обучение проходит непроизвольно, потому что у детей вызывает положительные эмоции и постоянный интерес расположение картинок, игрушек, карточек в кармашках, конвертах, на лепестках цветов, в окошках и т.д.

     Занятие дошкольников с «лэпбуком» позволяет логопеду комплексно решать сложнейшие задачи коррекционно-образовательной работы по устранению речевых расстройств:

активизировать и пополнять словарь детей, расширять значения слов по определенной лексической теме;

осуществлять в игровой форме процесс автоматизации и дифференциации звуков;

упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий;

развивать коммуникативные умения и навыки;

формировать психологическую базу речи;

совершенствовать мелкую моторику рук и графомоторные навыки.

     Создание «лэпбука» является не просто совместной деятельностью логопеда с детьми, а повторением и закреплением изучаемого материала, систематизацией знаний по выбранной лексической теме. Чаще всего выбираются обширные темы, которые несут много информации и требуют многократного закрепления и повторения в работе с детьми, имеющими нарушения речи: «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Транспорт», «Профессии».

     Также есть возможность создавать «лэпбуки» на определенный звук, автоматизацию звука: в слогах, словах, предложениях и текстах разной степени сложности; задания, направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания на запоминание и соотнесение графического образа буквы со звуком, пальчиковую гимнастику.

     «Лэпбук» дает возможность педагогу объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи по определенной лексической теме.

     Для изготовления интерактивной папки подбираются игры и упражнения, красочный наглядный материал, способствующий развитию и исправлению нарушений всех компонентов речевой системы у детей. Все материалы пособия несут в себе познавательную, обучающую и развивающую функцию.

«Лэпбук», содержащий в себе множество кармашков разных размеров и конфигураций, окошечек, книжек-раскладушек в виде гармошки, завязанных ленточек и подвижных деталей, также способствует развитию мелкой моторики детей. Кроме того, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, объединять и размещать его по всей плоскости папки.

     «Лэпбук» информативен, многофункционален, вариативен, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, позволяет активизировать познавательные способности детей и одновременно корректировать нарушения в речевой сфере и соответствует требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде:

трансформируемость – «лэпбук» позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональность – использование папки в различных видах детской активности. «Лэпбук» можно использовать в работе как со всей группой, так и с подгруппой и индивидуально;

вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих их активность. В «лэпбуке» существует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность «лэпбука» обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность – среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

     Содержание и структура «лэпбука» доступны для обучения детей, обеспечивают речевую, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.

     Итак, в условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в работе технику создания «лэпбука», появляется возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

     «Лэпбук» - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии или в свободное время, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.    Задача педагога лишь придавать уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность со школой в содержании обучения и воспитания по познавательному и речевому развитию детей. «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста».

Главным в работе любого педагога дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное разв...

Сообщение из опыта работы "Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование инновационных педагогических технологий открыли новые возможности воспитания и обучения, и одной из эффективных является технология "Лэпбукинг". При использовании данной технол...

"Лэпбук" как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи

В данной статье содержится информация, раскрывающая суть термина "Лэпбук" и возможности его применения для решения всесторонних коррекционно-развивающих задачь в деятельности учителя-логопед...

Опыт работы по теме «Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Лэпбук это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...