Автоматизация звуков в дидактических играх и упражнениях
материал по логопедии (старшая группа)

Шишкина Светлана Анатольевна

В статье представлены игры и упражнения на автоматизацию поставленных звуков, которые можно включать в индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи. Эти увлекательные и веселые игры с большим успехом были приняты родителями  для отработки произносительных навыков у детей дома.  

«…ребенок должен играть,

даже когда делает серьезное дело.

Вся его жизнь – это игра».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         А.С.Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov_v_didakticheskih_igrah.docx85.31 КБ

Предварительный просмотр:

Весело играем – звуки закрепляем!

Топ десяти дидактических игр на автоматизацию звуков

Шишкина Светлана Анатольевна

учитель – логопед МБДОУ детский сад № 7

поселок Заветы Ильича, Советско – Гаванский район.

Ключевые слова: игровая деятельность, наглядно- игровые средства, дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, речевые нарушения, автоматизация и дифференциация звуков.

Краткая аннотация:

В статье представлены игры и упражнения на автоматизацию поставленных звуков, которые можно включать в индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи. Эти увлекательные и веселые игры с большим успехом были приняты родителями  для отработки произносительных навыков у детей дома.  

«…ребенок должен играть,

даже когда делает серьезное дело.

Вся его жизнь – это игра».

А.С.Макаренко.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте, она занимает значительное место в жизни детей и оказывает непосредственное влияние на их развитие. Являясь соединительным звеном между конкретным опытом и наглядным мышлением, игровая деятельность связана с условностями, выступая средством познания реальности. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи).

Проведение на групповых, и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Практикующие специалисты знают, как трудно бывает ввести в речь ребенка  поставленный звук, как утомляют детей бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков. Действительно, дошкольнику сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретенные произносительные навыки.

Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. Игры помогают сделать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. 

Каждый педагог в своей работе наверняка сталкивался с необходимостью разнообразить приёмы работы и тем самым удержать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, и к тому же очень сложно бывает удержать их внимание на кропотливой работе.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

Существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам. Предлагаю вниманию педагогов и родителей серию дидактических игр на автоматизацию  звуков, в которых реализуются актуальные логопедические задачи:

  • Автоматизируется поставленный звук;
  • Дифференцируются смешиваемые звуки речи;
  • Закрепляются навыки словообразования и словоизменения;
  • Обогащается словарный запас.

Эти игры с легкостью можно включать в индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Они значительно разнообразят этап работы по автоматизации звука в словах и фразах, помогут пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения, научат следовать игровым правилам, зачастую соревновательного характера. Игры помогут  родителям организовать занятия с детьми дома, автоматизируя звуки в речи ребенка увлеченно и непринужденно.

Многим известна игра «Доббль». Модифицировав ее, подобрав картинки на автоматизируемый звук, можно приготовить карточки для двух вариантов игры.

1. «Доббль»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

1.1. «Башня»

Материал: круглые карточки 30 шт. На каждой карточке по 6 картинок на автоматизируемый звук и только одна картинка совпадает с картинкой другой карточки  (Фото 1).

Правила игры: каждый участник получает по одной карточке и «рубашкой» вверх кладет перед собой. Оставшаяся колода помещается в центр лицевой стороной вверх. Игроки одновременно открывают свои карточки и стараются как можно быстрее найти совпадение между своей карточкой и той, что в центре. Тот, кто найдет совпадающую картинку первым и четко назовет слово, забирает центральную карточку себе, открывая, таким образом, новую. За правильное произношение звука (Ш) в слове ребенок получает жетон «молодец!», за ошибочное произношение- получает штрафной жетон «подумай!» После этого, действия повторяются. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек и жетонов «молодец!»

1.2. «Колодец» 

Материал: тот же (Фото 2).

Правила игры: все карты раздаются игрокам, только последняя карта кладется в центр лицом вверх. Цель каждого из соревнующихся – самым первым избавиться от своих карт, формируя башню посередине путем нахождения совпадений между своей и центральной карточками. Главное условие – не только найти совпадение, но и правильно назвать слово с автоматизируемым  звуком .

2. «Пройди по лабиринту»

Цель: автоматизация звука Л в словах, ориентировка  в пространстве и на плоскости.

Материал: круглые напольные  карточки с картинками на автоматизируемый звук, схема лабиринта с нарисованными стрелками, указывающими путь (Фото 3).

Правила игры: 

Пройти по лабиринту, согласно нарисованному пути стрелками и назвать четко слова на картинках.

Варианты заданий:

1. Внимательно рассмотреть картинки на карточке – схеме и назвать четко слова с автоматизируемым звуком.

2. Разложить круглые карточки  на полу, согласно схеме.

3. «Мы по стрелочкам пойдем и картинки назовем»

3.1. Идти по стрелочкам и называть четко слова.

3.2. Идти по стрелочкам и называть слова ласково ( уменьшительно – ласкательные суффиксы).

3.3. «Подбери признак» - наступая на картинки подобрать прилагательное к слову ( красные рукавицы, красивая рысь).

3.4. Идти по стрелочкам и составлять предложения со словами лабиринта (Мы видели в зоопарке рысь. Мне купили красивый барабан).

Стрелки на схеме можно каждый раз стирать и рисовать новый путь.

Эту игру можно использовать для автоматизации звуков Ш,С,Р, заменив картинки.

3.Игра  «Судоку» .

Цель: автоматизация звука Р (С,Ш,Л) в словах и фразах, развитие речевого внимания.

Комплект игровых карточек направлен на автоматизацию звука в начале, середине, конце слов и в словах со стечением согласных (др, тр, ск, шк, кл и т.д.)

Материал: Игровое поле состоит из 16 квадратов, на котором вразброс нарисованы картинки – подсказки, дополнительные карточки на липучках для заполнения пустых клеток (Фото 4).

Правила игры: Требуется заполнить свободные клетки картинками на липучках так, чтобы в каждом ряду, столбце они не повторялись.

Варианты заданий:

1. Заполнение пустых квадратов, отрабатывая словоизменения: «Нет чего?» ( образование формы существительного в родительном падеже).

2. «Послушай, повтори, найди» (цепочка слов). Педагог задает цепочку из 4-х слов, ребенок повторяет и находит последовательность на игровой карточке.

3. Отработка предложных конструкций и согласование существительных с числительными «Где находится Буратино?» (Буратино находится за коровой, перед драконом, между коровой и драконом и т.д.).

4. «Посчитай – ка». Ребенку предлагается посчитать, сколько на поле заданных картинок, например: « одна кукуруза, две кукурузы, три кукурузы, четыре кукурузы».

5. «Продолжи ряд». Педагог задает начало ряда кукуруза- дракон-, ребенку предлагается продолжить ряд вне игрового поля (для этого варианта игры требуется распечатать дополнительный комплект карточек).

4.«Звуковая меморина»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Материал: 20 пар карточек с картинками на автоматизируемый звук, кубик и фишки для поощрения. (Фото 5)

Перед началом игры предложить детям рассмотреть и назвать все картинки, четко выделяя автоматизируемый звук.

Правила игры: Карточки раскладываются «рубашкой» вверх  на столе. Бросается кубик, для определение очередности выполнения действий между игроками ( играют 2 ребенка). Затем игроки по очереди открывают по 2 картинки, переворачивая их. Если получилось обнаружить пару, то игрок забирает картинки себе. Если пара не получилась, картинки переворачиваются на прежнее место. Побеждает тот, кто соберет больше парных картинок и назовет четко слова с автоматизируемым звуком.

5.«Логопедическое лото»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие речевого и зрительного восприятия.

Материал: карты с картинками на автоматизируемый звук Л (Р,Ш,С), фишки с такими же картинками, мешочек для фишек, камешки «марблс» или пуговицы для закрытия нужной картинки на карточке, жетоны для поощрения (Фото 6).

Правила игры:

Выбирается ведущий, который достает из мешочка фишку с картинкой и четко называет слово с автоматизируемым звуком. Игроки (от 2 до 6 детей) находят у себя на карте соответствующую картинку и закрывают ее камешком. Действия повторяются до тех пор, пока у кого – либо из игроков не будет закрыт полностью один из трех рядов ( верхний, средний, нижний – как в классическом лото). Поле того, как игрок закрыл фишками ряд, ведущий проверяет правильность закрытых картинок, игрок произносит слова на  всех закрытых картинках и получает жетоны ( если закрыт верхний ряд- 1 жетон, средний – 2 жетона, нижний – три жетона). Игра продолжается, пока из мешка не выйдут все фишки. Выигрывает тот, кто набрал больше жетонов за игру.

6. «Послушные кнопочки» (Рор it – «лопни это»)

Цель: автоматизация звука С (Ш,Л,Р) в словах, фразах; развитие моторных и ориентировочно - пространственных навыков.

Материал: игрушка – антистресс РОР it, представляющая собой силиконовую квадратную форму с пузырьками, которые нужно лопать,  нажатием пальцев, карточки с картинками на автоматизируемый звук (Фото 7).

Правила игры:

Вариант1. Предложить ребенку произнести слова, в соответствии с картинками на карточках вместе с нажатием на кружочки в тех местах, где расположены картинки.

Вариант 2. Произнести заданное слово с нажатием на кружочки по их количеству в ряду (6 раз произнести слово).

Вариант 3. «Соседи» - назвать соседей справа, слева, вверху, внизу от заданного педагогом слова, вместе с нажатием кружочков на игрушке.

Вариант 4. «Посчитай – ка» - посчитать от 1 до 6, нажимая на кружочки игрушки заданное педагогом слово ( один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов, шесть самолетов).

Вариант 5. «Какого размера слово?» - разделить  слова на слоги, нажимая на кружочки игрушки.

Вариант 6. «Составь предложение» - ребенок составляет предложение и на каждое слово нажимает на кружок игрушки.

Вариант 7. «Бродилки» - педагог задает точку отчета и диктует маршрут, по которому ребенок лопает пузыри на игрушке, затем переносит пройденный маршрут на карточку и произносит слово, до которого дошел (от кружочка в правом нижнем углу выполнить три хода вверх, два хода влево, один ход вверх, два хода вправо, один ход вверх и т.д.).

7. «Кто быстрей!»

Цель: автоматизация звука С (Ш,Л,Р) в словах, развитие зрительного внимания, быстроты реакции и самоконтроля.

Материал: карточки с изображением пяти картинок на автоматизируемый звук – 18 штук. Цвет картинок на карточке соответствует пяти цветам фишек ( красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый), колокольчик (Фото 8).

Правила игры:

Стопку карточек положить в середину «рубашкой вверх». Раздать детям по пять фишек разного цвета ( количество игроков от 2 до 4). Педагог переворачивает верхнюю карточку, игроки быстро раскладывают фишки в порядке изображения цветных картинок на карточке и первый, кто выполнил, нажимает на звонок. Затем игрок называет картинки на карточке и, если ребенок правильно расположил фишки, согласно цветным картинкам на карточке и без ошибок назвал слова, забирает ее себе. Игра продолжается, пока вся колода не будет разобрана. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.

8. «Попади в цель!»

Цель: автоматизация звука Р (Л, С, Ш) в слогах, словах и предложениях, развитие мелкой моторики.

Материал: макет тира, мишени с изображением картинок на автоматизируемые звуки встроенные в зажимы для бумаги, игрушки «зверушки – стрелялки» – жираф, рыбка, утенок  с набором шариков (Фото 9).

Правила игры: количество игроков -2. Игровые действия совершаются по очереди. Перед игроком выставляются мишени. Ребенок заправляет шариком «стрелялку», целится в мишень с выбранной картинкой, произносит сначала ряд слогов, с которого начинается слово, затем само слово ( РА –РА - РА – рак),  и стреляет шариком по мишени. Затем составляет предложение с этим словом.  Если ребенок правильно произнес слово и попал в картинку, которую назвал, то получает жетон, если промахнулся, ход переходит второму игроку. Игра продолжается, пока не будут поражены все мишени. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.

9. «Ловкий мухолов»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш, Р-Л в словах, развитие мелкой моторики, быстроты реакции.

Материал: шаблоны мух с нарисованными картинками на автоматизируемый звук, мухобойки с нарисованными буквами (на шаблонах и мухобойке приклеены липучки) (Фото 10).

Правила игры:

1. Автоматизация звука. Ребенку предлагается выбрать и поймать мухобойкой мух с картинками на автоматизируемый звук, при этом четко называть слова.

2. Дифференциация звуков. Соревнование между двумя игроками. Перед детьми выкладываются «мухи» на звуки Р – Л или С-Ш. Каждый из игроков выбирает мухобойку с нарисованной буквой. Ориентируясь по букве, игроки ловят мух на соответствующий звук.  После того, как на поле не останется ни одной мухи, педагог проверяет выполненное задание. Каждый из игроков называет картинки, слова которых соответствуют буквам на мухобойке.

10. «Помоги Маше!» (с кубиками)

Цель: автоматизация звука в словах и  фразах.

Материал: Игровое поле с силуэтами Маши и медведя; на игровом поле тропинка из ромашек с картинками на звук Ш; два кубика – с символами и цифрами. Цифра на кубике обозначает количество шагов, которые должен выполнить ребенок. Символы на кубике подразумевают выполнение заданий со словом, до которого дошел ход (Фото 11).

Правила игры:

Ребенок бросает сразу два кубика. По выпавшей цифре определяется количество шагов. Считая шаги, ребенок доходит до нужной картинки и выполняет задание с данным словом, согласно выпавшему на втором кубике символу, а именно:

https://yt3.ggpht.com/CpENUU2c9vOxGGGmf2J--nZW7u312H_jMCPaAkOHgKYD1Weg0c1WPt6Kyz1SmxLm0r5_vW6qYQ=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

Пропеть слово

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023o451wko-012.jpg

Произнести слово тихо (шепотом)

https://s13002.edu35.ru/images/stories/vajnaja-info_6.jpg

Произнести слово громко ( крикнуть)

https://i-a.d-cd.net/OAAAAgEJ_eA-1920.jpg

Отхлопать слово ( произнести по слогам)

https://w7.pngwing.com/pngs/7/126/png-transparent-number-numerical-digit-mathematics-three-openings-miscellaneous-text-numerical-digit.png

Произнести слово три раза, четко выделяя автоматизируемый звук

http://www.destinationfeed.com/wp-content/uploads/2013/05/destinationfeed_financialfeed_2.jpg

Составить с данным словом предложение или произнести чистоговорку. (Иш-иш-иш - вот и наш малыш.)

В данную игру могут играть два игрока. Задача каждого - быстрее добраться до мишки, четко называя картинки на тропинке и правильно выполняя задания.                      

Представленные игры имеют большое коррекционное значение. Они интересны, занимательны, увлекательны, носят соревновательный характер.

Игры способствуют повышению интереса к автоматизации звуков и развитию речевой активности, развитию слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления.

 Играя, ребенок ненавязчиво отрабатывает произношение поставленных звуков, что значительно сокращает временные отрезки этапа автоматизации. А самое главное, игры побуждают в ребенке желание активно участвовать в коррекционном процессе.

Список использованной и рекомендуемой  литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д., 2008.
  2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М.,2005.
  3. Комарова Л.А. Альбомы по автоматизации звуков. – М., ГНОМ и Д, 2009г.
  4. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения,- М.,Эксмо, 2005г.
  5. Коррекционно- развивающая работа с детьми; Н.В.Серебрякова, издательство КАРО, 2008 год.
  6. Логопедия: Учебное пособие. /Под ред. Л. С. Волковой. М., Просвещение, 1989г.
  7. Нищева Н.В.: Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков, издательство: Детство – Пресс, 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР.

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ.№ 1« ПОВТОРИ СЛОВА».ЦЕЛЬ: развивать умение различать на слух и произносить ...

Конспект по развитию речи для детей раннего возраста "Дидактическое упражнение на произношения звука Ф. Дидактическая игра «Далеко - близко»".

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по образовательной области «Развитие речи» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года).Тема: «Дидактическое ...

Дидактические игры и упражнения на звук [Б\']

Дидактические игры и упражнения на звук Бь...

Комарова Л.А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях.

В данном альбоме представлена система упраж¬нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в инт...

Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука Р с применением кинезиологических упражнений"

Данное занятие было проведено в рамках  районного методического объединения. На всероссийском творческом конкурсе  "Альманах логопеда" Лауреат в номинации "Методические разраб...

Играем со звуками. Сборник дидактических игр и упражнений,направленных на развитие фонематических процессов речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, представленные в данном сборнике, направлены на развитие слухового внимания и восприятия, фонематического и ритмического слуха, звуко-слоговой структуры речи детей сре...