Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии
Консультация для родителей по логопедии«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи
и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 930.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад №210«Ладушки »
«Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития речи
и исправления нарушений зукопроизношения у детей дошкольного возраста с ТНР»
Консультация для воспитателей
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не врожденный дар,
она развивается и формируется с рождения ребенка
Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков,
которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам.
Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
- Для того, чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и
подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
- Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно,
- они поддаются тренировке.
Недостатки произношения влияют на:
- Психологическое развитие ребенка;
- Формирование сферы межличностного взаимодействия;
- Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания;
- Обучение ребенка в школе.
Артикуляционная гимнастика –
это совокупность специальных упражнений:
- усиливает кровообращение;
- укрепляет мышцы лица,
- развивает гибкость, подвижность и
дифференцированность движений органов речевого аппарата (языка, губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба).
Цель артикуляционной гимнастики –
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в
сложные
- Детям 2-4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка
- Дети 5 – 6 лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное
звукопроизношение.
Занимаясь с детьми:
- 3 – 4 лет - следим, чтобы они усвоили основные движения;
- 4 – 5 лет – обращаем внимание на то, чтобы движения были более чёткими и плавными, без подёргиваний (подбородок не «прыгает»);
- 6 – 7 лет - контролируем самостоятельное выполнение упражнений в более быстром темпе, умение удерживать положение языка некоторое время без изменений, быстро переключаться с одного упражнения на другое.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Сначала упражнения выполняются медленно, перед зеркалом (ребенку необходим зрительный контроль),
после того, как ребенок освоится – зеркало можно убрать;
- темп выполнения и количество упражнений постепенно
увеличиваются, выполняются точно и плавно;
- проводится систематически (ежедневно утром и вечером в течении 5-7 мин.)
- с помощью игровых упражнений;
- должны быть понятны и доступны ребёнку.
При образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение
Поэтому упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.
Каждый комплекс имеет определенную направленность.
Лягушка-Слоник - на счёт «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» — (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы) «Слоник»
(губы и зубы сомкнуты, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой) (6 – 8 повторов)
Месим тесто - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его
губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». (6 – 8 повторов)
Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10
Киска сердится - Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
Забей мяч в ворота – улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу и, как бы, произнося длительно звук ф-ф-ф, сдуть ватку на противоположный край стола
Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10
Вкусное варенье – слегка приоткрыть рот и широким Передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком снизу вверх.
Чашечка – улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его наверх в виде чашечки.
Грибок – улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу (язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку.
Качели – улыбнуться, открыть рот, по очереди упирать язык то
за верхние зубы, то за нижние.
Маляр - открыть рот, широким языком проводить языком по нёбу от передних зубов вглубь рта и обратно.
Блинчик - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10
Вкусное варенье – слегка приоткрыть рот и широким Передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком снизу вверх.
Чашечка – улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его наверх в виде чашечки.
Грибок – улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу (язык будет напоминать шляпку гриба, а подъязычная связка – его ножку.
Индюк – приоткрыть рот, поднять язык вверх и быстрым Движением двигать по верхней губе.
Дятел - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам: д-д-д… Сначала звук [д] произносить
медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74509.jpg)
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-106501-1637170374.jpg)
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"
Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-298625-1380625229.jpg)
Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/18/picture-96482-1566123929.png)
Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."
Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/21/picture-297366-1587447884.jpg)
Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-432731-1495441864.jpg)
Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"
Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...