Логопедическое пособие «Что умеют звуки?»
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Сабанина Ирене Эвальдовна

Пособие предназначено для занятий с детьми от 3 до 7 лет, как при постановке звуков и формировании артикуляционного уклада, так и при подготовке к овладению грамотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_umeyut_zvuki.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое пособие «Что умеют звуки?»

Обучение грамоте начинается не с изучения букв, а с изучения звуков. И уже звуки на письме обозначаются буквами. Со многими звуками мы знакомы с рождения. Это звуки окружающей действительности: шипение воздуха в насосе, жужжание пчелы, даже простой смех или зевота могут помочь нам в овладении навыками овладения  письма. Именно на основе грамотного использования звуков, как помощников, окружающей действительности разработано  пособие «Что умеют звуки?»

Человеческая речь не первична. Люди не произносят осознанных звуков речи с самого рождения. Сначала мы слушаем мир. Проходя путь от лепета и гуления, звукоподражания звукам окружающей действительности, мы будто проходим цепочку эволюции всего человечества. Ведь именно овладение человеческой речью поставило нас на высшую ступень эволюции. Можно утверждать, что в онтогенезе зарождение основ грамотности происходит в младенчестве, на этапе детского лепета и гуления. Важно, что в своём развитии ребёнок не пропустил этот этап. Наблюдая за звукоподражанием, взрослые могут определить, на сколько правильно ребёнок воспринимает звуки,  перерабатывает информацию и воспроизводит её. Если ребёнок в своём развитии пропускает этап гуления, это тревожный сигнал не только для дальнейшего речевого развития, но развития всех высших психических функций.

А что умеют звуки? Звуки умеют:

  1. Правильно открывать рот. Например, зевать. При зевании звук получается автоматически. При зевоте рот сам открывается  и звук на сильном выдохе вырывается наружу. А повторяющиеся многократные действия вызывают кинезиостабильность. Поэтому звук «а» и широко раскрытый рот друг от друга неотделимы.

Знакомые и отработанные до автоматизма звуки сами подталкивают к их использованию, а опора на кинезиологическую память позволяет заложить основу овладения грамотой.

        Как быть, если артикуляционный уклад нечёткий, смазанный? Это происходит при  употреблении в речи гласных звуков со сходной лабиализацией (то есть  артикуляционным укладом губ): «о» и «у», «и» и «ы».

Без процессов анализа и синтеза невозможно овладеть процессом чтения и письма. Но для детей установить связь между звуком и буквой тяжело. Необходима опора на знакомые звуки: звуки окружающей действительности: шипение змеи, сонны от боли, покашливание и пр.

        Цель создания пособия:

  1. развивать сенсорное восприятие (слуховую чуткость, зрительную, артикуляционную память; осязательные рефлексы);
  2. автоматизировать и синхронизировать работу артикуляционного аппарата;
  3. запуск процессов анализа (на что похож звук) и синтеза (связь с определённой фонемой речи);
  4. введение зрительного обозначения звуков, сначала знаками, затем буквенное обозначение.

Пособие предназначено для занятий с детьми от 3 до 7 лет, как при постановке звуков и формировании артикуляционного уклада, так и при подготовке к овладению грамотой.

Пособие можно использовать поэтапно:

  1. Проверка (мониторинг) слуховой памяти с опорой на звукоподражание. Например:

Звук Г: как разговаривают гуси? А ты так умеешь?

Звук К: как люди кашляют? Покашляй Какой звук получается? И тд

Основные разделы

  1. Какой звук может зевать? (А-а-а)
  2. Какой звук может шипеть? (Ш-ш-ш)
  3. Какой звук может чихать? (Ч-ч-ч)
  4. Какой звук может кашлять? (кх-кх-кх)
  5. Какой звук может стонать? (О-о-о)
  6. Какой звук может жужжать? (Ж-ж-ж)
  7. Какой звук может зудеть? (З-з-з)
  8. Какой звук может свистеть? (С-с-с)
  9. Какой звук может щекотать? (Щ-щ-щ)
  10. Какой звук может хохотать? (Х-х-х)
  11. Какой звук может гоготать? (Г-г-г)
  12. Какой звук может стрелять ? (Д-д-д)
  13. Какой звук может гудеть? (У-у-у)
  14. Какой звук может икать? (И-и-и)
  15. Какой звук может пугать? (ы-ы-ы)
  16. Какой звук может рычать? (Р-р-р)
  17. Какой звук может лопотать? (л-л-л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое пособие "Звенигород"

Цель данного пособия: развитие звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов....

Многофункциональное логопедическое пособие "ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА"

Многофункциональное пособие "ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА"  можно использовать для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического слуха, практического закрепления предлогов, составления предложе...

Логопедическое пособие "Банка.Торт.Кастрюля.Тарелка"

Пособие поможет в формировании и закреплении  падежных конструкций у детей с ОНР, согласования существительных с числительными....

Логопедическое пособие "звуковички"

Данное пособие помогает определять характеристику согласных звуков, дифференцировать согласные звуки....

Авторское логопедическое пособие «Семицветик» для занятий с детьми 4 – 7 лет

    Вместе с появлением названия нашего детского сада было придумано и пособие  «Семицветик»,  помогающее работать над развитием всех сторон речи, начиная от закреплени...

Многофункциональное логопедическое пособие "Дискотека"

Предлагаю описание настольного многофункционального логопедического пособия для детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.Представляет ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...