Конспект занятия по теме: звук [Зь]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Катанова Нина Михайловна

Схема конспекта совместной деятельности учителя-логопеда с детьми по ознакомлению с грамотой. Форма организации совместной деятельности в разновозрастной логопедической группе – подгрупповая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_z.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта совместной деятельности учителя-логопеда с детьми по ознакомлению с грамотой

Звук [Зь].

Форма организации совместной деятельности в разновозрастной логопедической группе – подгрупповая.

Составитель конспекта: учитель-логопед – Катанова Нина Михайловна

Цель

Познакомить со звуком [Зь].

Задачи

образовательные

  • Формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук»;
  • Учить определять позицию звука [Зь] в слове;
  • Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
  • Формировать лексико – грамматический строй речи;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Учить детей слоговому и звуко-буквенному анализу и синтезу.

коррекционно-развивающие

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятия;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику;
  • Развивать умение понимать и выполнять простые и сложные (двуступенчатые) инструкции;
  • Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений;
  • Развивать графические навыки.

воспитательные

  • Формировать положительные установки на участие в занятиях;
  • Формировать умение слушать сверстников и логопеда;
  • Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам);
  • Воспитывать  коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность;
  • Воспитывать усидчивость.

Условные обозначения:

* У – учитель – логопед.

* Д -  дети.

При личностном обращении к ребёнку, в конспекте дети будут обозначены первыми буквами своих имён.

        

ПЛАНИРОВАНИЕ

Дети подгруппы

подготовительного возраста

Этап

Приветствие

Способы/средства

(задания)

Детям предлагается стать полукругом, лицом к гостям и поздороваться

Здороваются «Здравствуйте»

Этап

Вводная часть

Способы/средства

(задания)

«Организационный момент»

*У: Ребята, вспомните, пожалуйста, какие звуки вы знаете?

*Д: Мы знаем звуки «А», «М», «О», «Н» (варианты детей).

*У: Вы назвали звуки «А», «У», «Э», «И». Что можно делать с этими звуками, Андрей?

*А: Эти звуки можно произносить, петь.

*У: Вова, а как называются звуки, которые можно петь?

*В: Эти звуки называются гласные.

*У: Николь, а каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

*Н: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

*У: Вы назвали звуки «М», «Н», «С», «Т». Чем они отличаются от гласных звуков, которые мы можем спеть?

*Д: Эти звуки мы спеть не можем.

*У: Вова, а как называются звуки, которые нельзя петь?

*В: Эти звуки называются согласные.

*У: Николь, а какими цветами мы обозначаем согласные звуки?

*Н: Согласные звуки мы обозначаем синим и зеленым цветом.

*У: Молодцы, садитесь за стол.

Этап

Основная часть

Способы/средства

(задания)

«Рассказ Феи Фонетики»

*У: К нам в гости прилетела Фея Фонетика. И она просила рассказать вам одну интересную историю, которая недавно с ней приключилась.

«Зимой Фея пошла в магазин. В магазине она купила зерна. Зерно фея насыпала в кормушку около озера. К кормушке прилетели зимующий птицы. Они склевали зерна и весело запели.

*У: Какой звук вы услышали во всех словах, которые я выделяла голосом?

*Д: Мы услышали звук [Зь].

*У: Правильно. И сегодня мы с вами познакомимся с этим звуком.

 «Новый звук»

*У: Возьмите свои зеркала, посмотрите в них и произнесите звук [Зь].

*У: Наши губы улыбаются, зубы не смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка – желобок, по которому идет холодный воздух. Давайте проверим.

«Характеристика звука [Зь]

*У: Ребята, давайте еще раз произнесем звук [Зь].

*Д: «Зь-зь-зь».

*У: А если звук [Зь] нельзя пропеть, то какой это звук?

*Д: Это согласный звук.

*У: Теперь определим твердый или мягкий наш звук?

*Д: Это мягкий звук.

*У: А наш звук звонкий или глухой? Давайте проверим (дети прикладывают руку к горлу).

*Д: Это звонкий звук, наше горлышко вибрирует.

*У: И каким цветом мы будем его обозначать?

*Д: Мы будем обозначать его зеленым цветом.

*У: Правильно. Откройте свои тетради на странице 51, раскрасьте кружочек и ленточку зеленым карандашом.

Игра «Поймай звук»

*У: Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук».

       Я буду говорить звуки, какие захочу,

       А вы же хлопните тогда, когда я замолчу.

Приготовьте свои ладошки, я буду называть звуки, а когда вы услышите звук [Зь], хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

А, О, Зь, П, К, Зь, С, З, Зь…

Теперь я буду называть слоги, и когда вы услышите в слоге звук [Зь], хлопайте.

ТА, ПО, ЗЯ, АК, ТУ, ОК, УЗЬ, ТО.

А теперь я буду называть слова со звуком [Зь]. Когда услышите в слове звук [Зь], хлопайте в ладоши.

Зеркало, зайчик, зима, золото, князь, шкаф, обезьяна, стул, зебра, мазь, забор, земляника, корзина, мышь, Зина.

Упражнение «Где звук?»

*У: Фея Фонетика принесла вам картинки. Назовите, что на них изображено. (На доску выставляются картинки: зебра, зеркало, зима, земляника магазин, корзина, газета, озеро, князь, мазь, грязь, шимпанзе).

*Д: Перечисляют картинки.

*У: Во всех этих словах есть звук [Зь]. Давайте определим место звука [Зь]. в этих словах (раздать детям картинки). Напомните мне, где может находится звук в слове?

*Д: Звук может находиться в начале, середине и конце слова.

*У: Правильно. На доске изображения трех схем: одна схема со звуком [Зь] в начале слова, вторая со звуком [Зь] в середине слова, третья схема со звуком [Зь] в конце слова.  По очереди, вы подходите к доске, прикрепляете свою картинку под соответствующую схему и называете на каком месте в вашем слове стоит звук [Зь].

*У: Андрей, что изображено на твоей картинке?

*А: На моей картинке изображена зебра.

*У: Где мы слышим звук[Зь] в этом слове?

*М: Мы слышим звук [Зь] в начале слова (помещает картинку под нужную схему).

По аналогии дети размещают все картинки.

«Придумай предложение»

*У: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Андрей, какая картинка тебе понравилась больше всего?

*А: Больше всего мне понравилась картинка озера.

*У: Тогда придумай предложение со словом озеро.

*А: Зимой мы ходили на озеро.

По аналогии все дети выполняют задание.

Физкультминутка

Речь с движением

*У: Ребята, давайте все встанем и немножко разомнемся, Фея Фонетика предлагает веселый стишок:

       

Вот мы руки развели, словно удивились: зи, зи, зи.

Дети разводят руки, делают удивленное лицо.

И друг другу до земли в пояс поклонились: зю, зю, зю.

Наклоняются до пола.

А потом, как обезьяны, мы качались на лианах: зя, зя, зя.

Наклоняются в боки.

Словно зебры мы скакали и газелей прогоняли: зе, зе, зе.

Прыгают на двух ногах.

*У: Молодцы. Садитесь на свои места.

Упражнение «Повтори, не ошибись»

*У: Ребята, слушайте внимательно, повторяйте за мною и смотрите, не ошибитесь:

ЗИ-ЗЕ-ЗЮ-ЗЯ;                               Корзина-зима-обезьяна;

ЗЮ-ЗИ-ЗЮ-ЗИ;                             Магазин-озеро-земляника;

ЗИ-ЗЕ-ЗЮ-ЗЮ;                              Зебра-зеркало-газета;

ЗЕ-ЗИ-ЗЯ-ЗЮ.                                Князь-газета-озеро.

«Мастерская звуков»

*У: Ребята, а отгадайте загадки:

       Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

       Радость детям подарила и на санках прокатила.

*Д: Это зима.

*У: В этой баночке лекарство,

       Если нужно, то помажь.

       Если вылез прыщик красный,

       То используй эту…(мазь)

Логопед выставляет картинки на доску.

 *У: А теперь мы сделаем звуко-слоговой анализ этих слов. Андрей поможет мне со словом «зима», а остальные будут работать у себя в тетрадях.

*У: А Вова мне поможет со словом «мазь».

Игра «Волшебники»

*У: Ребята, Фея Фонетика, решила нас заколдовать и превратить в волшебников. Теперь мы с вами волшебники. И все, что мы видим на доске, сделаем зеленого цвета. Но для этого надо сказать волшебные слова:

      Я волшебником родился,

      Не на шутку рассердился.

      Все цвета мне надоели кроме…зеленого.

Дети повторяют слова хором.

*У: И теперь все стало зеленым (выставить перед всеми картинками карточку зеленого цвета). Назовите все эти слова со словом-признаком. Например: зеленая обезьяна.

Дети продолжают по примеру называть словосочетания.

*У: Вам понравилось, что обезьяна, зебра и князь – зеленые? Давайте еще поколдуем и сделаем, как было:

      Я волшебником родился,

      Ни на что не рассердился.

      Мне цвета не надоели,

      Пусть все будет так, как было.

Этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Способы/средства

(задания)

Итог занятия

«Отгадай-ка»

*У: Ребята, мне и Фее Фонетике очень понравилось сегодня с вами на занятии. И перед тем как улететь в свою сказочную страну, Фея фонетика просила загадать вам загадки и подарить подарки:

  • Вот так лошадка! Воскликнул Андрейка.

Словно большая тетрадка в линейку. (Зебра);

  • Это что за озорница, на лиане веселится?

На хвосте качается, скачет и кривляется? (Обезьяна);

 (на каждую загадку своя раскраска, в каждом ответе логопед голосом выделяет звук [Зь]).

*У: Молодцы, справились с этим заданием. А как вы думаете, почему Фея Фонетика попросила загадать вам именно такие загадки?

*Д: Во всех словах отгадках есть звук [Зь].

*У: Конечно, а может напомните мне, характеристику этого звука?

*Д: Звук [Зь] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

*У: Вы молодцы. Спасибо вам, пойдемте в группу.

Оборудование для организации совместной деятельности педагога и детей

Этап

Задание

Оборудование

Вводная часть

 «Организационный момент»

Основная часть

«Рассказ Феи Фонетики»

Картинка с изображением Феи Фонетики.

«Новый звук»

Зеркала.

«Характеристика звука Зь»

Тетради, пеналы с карандашами.

Игра «Поймай звук»

Упражнение «Где звук?»

Картинки с изображениями: зебра, зеркало, зима, земляника магазин, корзина, газета, озеро, князь, мазь, грязь, шимпанзе, схемы места звуков в слове (начало, середина и конец), магниты, магнитная доска.

«Придумай предложение»

Картинки с изображениями, которые выберут дети.

«Физкультминутка»

Упражнение «Повтори, не ошибись»

«Мастерская звуков»

Картинка с изображением зима, мазь, доска, разноцветные маркеры, тетради, пеналы с карандашами.

Игра «Волшебники»

Картинки с изображениями: зебра, зеркало, зима, земляника магазин, корзина, газета, озеро, князь, мазь, грязь, шимпанзе, зеленое стеклышко, зеленый квадрат.

Заключительная часть

Итог занятия

Раскраски с изображениями: обезьяна, зебра, поощрительные наклейки.

Литература

  1. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа группа.

Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2011 год.

  1. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная группа.

Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2012 год.

  1. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.

СПб, издательство «Детство-Пресс», 2007 год.

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи (II период). Москва, издательство «Гном и Д», 2001 год.

МБДОУ детский сад №17, МО, г.о. Красногорск, д. Путилково


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект занятия По теме: "Звуки (М) (М*)"

Это занятие способствует развитию фонематических процессов. Его могут использовать в своей работе учителя-логопеды, а также дефектологи для построения коррекционно-развивающего процесса....

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...