Проект
проект по логопедии

Латыпова Лилия Салаватбатыровна

1.Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».

                             Выполнила: учитель-логопед

 Л.С.Латыпова

г.Мегион, 2020

Пояснительная записка

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения                          и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.                              С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются                                     с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применения не изображения предметов,                      а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены                        к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Основная часть проекта

Тема проекта: «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда                   по развитию связной речи».

Автор проекта: учитель-логопед Л.С. Латыпова.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Сроки реализации проекта: с 14.09.2020 по 21.05.2021.

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста коррекционной группы-10 человек;

-учитель-логопед-1;

-воспитатель-2;

-родители.

         Цель проекта:

Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Задачи проектной деятельности:

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
  • Обогащение словарного запаса.

Содержание проекта:

Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц                    к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта)

Перспективный план работы педагога по проекту

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

-Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

-Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

-сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.

С 14.09.2020 по 12.10.2020

Список использованной литературы
Перспективный план работы с детьми по данной теме

Подготовить консультации для родителей по данной теме

Октябрь  2020

Консультации

Создание картотеки мнемотаблиц

Май  2020

Наличие картотеки с мнемотаблицами

Перспективный план работы с детьми по проекту

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Сентябрь-май

Составление:
описательных рассказов по лексическим темам с опорой на мнемотаблицу;
заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц;

пересказ рассказов  с опорой на мнемотаблицу.

Предполагаемый результат:

  • Сформированные коммуникативные навыки общения;
  • Повышения уровня мотивации к занятиям;
  • Развитость графо-моторных функций.

Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.

В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так:

1) изучили методическую литературу по речевому развитию детей                     с использованием современных образовательных технологий;

2) изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия;

3) продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.

Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны:

Открыта личная страничка педагога в Интернете ;

Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Проект размещен в Интернете на сайте;

Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;

Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.

В перспективе планируется:

Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.

Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».

Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...