«Столярная мастерская. Профессия столяр. Сказка-квест «Путешествие в царство молотков»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Камышенко Галина Юрьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей  направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

речевого развития детей

в подготовительной группе компенсирующей  направленности

МАДОУ «Детский сад№49»

Тема: «Столярная мастерская. Профессия столяр

Сказка-квест «Путешествие в царство молотков»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»

Выполнил:

Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад№49»

Камышенко Галина Юрьевна

Сатка, 2021

Тема: «Столярная мастерская. Профессия столяр  Сказка-квест «Путешествие в царство молотков»

Возраст: 6-7 лет

Тип: группа компенсирующей  направленности

Форма: методическая разработка непосредственной образовательной деятельности

Цель: Практическое овладение воспитанниками навыками коммуникации и обеспечение воспитанников представлениями об общественной жизни человека. Формирование представления у детей о многообразии молотков, как инструментов деятельности человека.

Задачи: коррекционно-образовательные:

ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с ролью  труда в жизни человека воспитание уважения к труду;

развивать познавательный интерес к усвоению новых знаний и способов умственной деятельности;

уточнять высказывания детей, помогая более точно характеризовать объект;

продолжать работу по развитию номинативной функции речи детей;

продолжать формировать навык владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи;

коррекционно-развивающие:

развивать слуховое и зрительное восприятие,

развивать мыслительные процессы (отождествления, сравнения, анализа, классификации и абстрагирования),

обучение ручному труду (наклеивание готовых форм на бумагу);

воспитательные:

формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы, положительно относиться к ним,

приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний,

воспитывать культуру речевого общения (желание и умение слушать ответы других детей)

обучение навыку изготовления коллективных работ

Предварительная работа:  календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности строится таким образом, что учитель-логопед закрепляет знания, полученные воспитанниками в ходе совместной деятельности с воспитателями в  лексических темах: «Стройка. Профессии на стройке. Транспорт. Профессии на транспорте. Профессии наших пап и мам. Инструменты»

Словарная работа: словарь существительных: столяр, мастерская, кровельщик, шахтер, строитель дорог, повар, музыкант; киянка, (отбойный, отбивной) молоток, коловорот, ножовка, рубанок и т. д.; словарьприлагательных: отбойный, отбивной, музыкальный, поварской; словарь глаголов: забивать, мастерить, отбивать

Индивидуальная работа: индивидуальные вопросы (помощь) детям в ходе  НОД

Методы и приемы: словесный: отгадывание ребусов, карт-схем,  вопросы к детям, построение предложения по демонстрации действия,  

наглядный: наблюдение (формирование знаний о качестве предмета на основе зрительного анализатора),

практический :формирование знаний о качестве предмета на основе выводов  зрительного и тактильного анализаторов),

метод повышения познавательной активности: описание, метод вопросов,

метод презентации

метод повышения эмоциональной активности: сюрпризный момент, мотивирование деятельности детей;

Наглядный прием:предоставление  образцов для наблюдения, картинный  материал, презентация

Словесный прием : пояснение, объяснение, педагогическая оценка полученных результатов работы,

Игровой прием: использование воображаемой  ситуации, отгадывание схем для поиска нужных предметов;

Оборудование и материалы: наборное полотно с картиной столярной мастерской, карты - схемы с картинками для поиска предметов, инструменты столяра, картинки

инструментов и машин,  ксилофон с музыкальными молотками, колпак повара, поварской молоток, кот (кукольный театр)

Ход непосредственной образовательной деятельности

Часть

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Оргмомент Уточнение названия занятия

Основная часть: Задачи

Решение поставлен-

ных задач

Заключи-

тельная часть

На руке педагога надета кукла-кот с перебинтованной лапой,  из кукольного театра.

Учитель-логопед:Кот, скажи, что с тобой случилось?

Кот: «Мой друг решил стать мастером и делать разную мебель, но, по-моему, у него ничего не получается»

Сюжетная картинка столярной мастерской

Звучит отрывок из стихотворения С.Маршака

Кот обращается к Пете: «Эх, Петя, ты называешь себя мастером, но у тебя палец забинтован, у меня лапа»

Котобращаетсяк  ребятам:

«Ребята, а вы поняли, кем хочет стать Петя?»

При затруднении кот предлагает табличку-ребус

Кот: « Я дам подсказку»

100ляр

Кот: « Назовите место, где находится Петя? А где тот предмет, который смастерил Петя, вы его видите в мастерской?»

Кот: « Давайте  вместе поищем»

Кот задает вопрос-загадку: «На этом предмете мы сидим, у него есть только ножки и сиденье» -  и «направляется» к компьютеру.

На мониторе высвечиваются по очереди картинки предметов мебели: кресло, кресло-качалка,стул, табурет. При правильном ответе детей одна из картинок вибрирует

Кот: « Теперь, когда мы знаем, что смастерил Петя, осталось только найти табурет, потому что в мастерской его нет. Я точно знаю, что нужно искать табурет точно такого же цвета, как и материал, из которого делают табурет»

Дети находят конверт желтого цвета. В

конверте -  картинка табурета,  сколоченного кое-как. С помощьюпетельки,  картинку прикрепляют на крючок на картине мастерской

Кот: « А вы бы хотели посидеть на таком табурете? А почему нет?»

Кот обращается к Пете: «Тебе надо многому научиться, чтобы делать красивую мебель и знать названия инструментов, которые нужны в работе»

Кот обращается к ребятам:

«Помогите Пете и назовите инструменты в его мастерской»

Дети перечисляют инструменты, нарисованные на картине

Котприносит ящик столяра и обращается к ребятам: «У моего знакомого  столяра много других инструментов, он одолжил их мне и я вам их принес, назовите их»

Кот: « Если вы не знаете названия некоторых инструментов, то вот вам картинки, найдите нужные и прочтите их названия»

Кот: «Я вижу здесь в ящике два похожих предмета, один мы знаем, а второй?»

Дети держат молоток и киянку

Кот: «Я вам подскажу. Вот карточки со слогами, давайте их прочтем».

 Дети читают слоги: ян, ка, ки.

Кот: «Как же из них составить название деревянного молотка?»

На обратной стороне карточек со слогами написаны цифры: 1, 2, 3. Дети догадываются сложить слово – киянка

Кот: «Ребята, посмотрите, на дне ящика я нашел карты с цифрами. А вот и картинка киянки, догадайтесь, кто ей работает?»

Картинка                  

киянки

Картинка

листа

железа

Картинка дом и стрелка на крышу

Кот: «Вспомните, кто работает на крыше?»

Педагог при затруднении дает подсказку: «Крышу дома раньше называли кровля»

На слайде появляется картинка кровельщика с киянкой

Кот: «Давайте посмотрим на карточку с цифрой 2»

На ней изображена картинка шахты, на обратной стороне картинка черного конверта и стрелочки, показывающие, что его надо найти. Дети находят конверт и достают из него картинки шахтера с отбойным молотком в руках и распологают картинки из конверта на картинке с цифрой 2.

Кот: «Вы догадались, кто этот человек? Чем он работает?»

Кот: «У этого молотка есть название -  отбойный. Почему его так назвали?»

Показ картинки на слайде

Кот: «Отбойным молотком может пользоваться и еще один человек»

На слайде картинка человека с отбойным молотком, работающего на дороге (слайд)

Кот: «Кто это?»

Кот: «Давайте посмотрим на карточку с цифрой 3»

На карточке изображен кусок мяса и повар, на обратной стороне стрелки и картинка поварского колпака. Дети находят колпак повара, под которым лежит отбивной молоток повара

Кот: «Расскажите, что делает  повар этим молотком. Для чего?»

Педагог: «Этот молоток так и называется отбивной»

Кот: «А вот и еще одна картинка с цифрой 4»

На ней изображены нотные знаки

Педагог: « Давайте подумаем, если нарисованы ноты, значит надо найти в группе тот предмет, к которому они понадобятся?»

Дети находят в группе металлофон, рядомс которым лежат  палочки

Кот: «Назовите эти палочки? А можно их назвать музыкальными молоточками?»

Показ слайда

Кот: «А вот и последняя карточка с цифрой 5»

На ней изображена технология забивки свай. На обратной стороне листаизображены стрелки и написано слово «кран»

Кран

Кот: «Что же это за молоток? Для чего он нужен?»

Педагог: «Давайте поищем в группе предмет, который мы называем слово кран,  может быть там мы найдем ответ и расскажем коту»

Дети находят в группе игрушку кран под которой находится картинка с  изображеним строительства моста и машиной для забивки свай

Педагог: «Как вы считаете, можно эту машину-кран для забивания свай назвать молотком?»

Кот обращается к Пете: « Посмотри Петя, оказывается,  сколько молотков на свете, ребята их нашли и рассказали, а ты с одним не смог справится. Тебе надо многому научиться»

Педагог предлагает детям на отдельном листе бумаги сделать коллаж из картинок с молотками и людей, пользующихся этими предметами. Дети выполняют коллективную работу

Столяром

Столярная мастерская

Нет, не видим

Табурет

Дерево желтое

Он плохо сделан. Гвозди кривые торчат.

Ножовка (пила), линейка, рубанок, молоток, клещи, гвозди, топор, клей

Отвертка, плоскогубцы, гвоздодер, рулетка, шило, молоток

Это тоже молоток, но деревянный, мы не знаем, как он называется

Что делают киянкой?

Крышу дома делают из железа и киянкой прибивают

Кровельщик

Это шахтер. У него молоток, он добывает полезные камни (руду)

Им отбивает камни шахтер

Он строит дороги, дорожный строитель

Он бьет по мясу

Чтобы оно было вкусное, а потом жарит мясо

Музыкальный инструмент

Музыкальные

Да, мы стучим ими по металлофону

Он бьет столбы в землю

Строят мост через реку и вбивают столбы в землю, чтобы мост крепко стоял

Машина-молоток

Кран-молоток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по ФЭМП "Путешествие в царство Снежной Королевы"

Занятие по ФЭМП в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Путешествие в царство фигурок-человечков

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию (образовательная область "Познание") для 2-ой младшей группы....

«Путешествие в Царство воды»

Досуговое занятие для детей по экологии...

Пособия и дидактические игры для детей с нарушениями зрения и речи «Мастерская профессии»

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует владения определёнными знаниями, умениями, навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную  подготовку, это дело...