Пособия и дидактические игры для детей с нарушениями зрения и речи «Мастерская профессии»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Черенович Ольга Викторовна

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует владения определёнными знаниями, умениями, навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную  подготовку, это дело, которым занимается человек и которое полезно для других людей.

Знакомство детей с профессиями стоит начинать как можно раньше. В рамках дошкольного учреждения имеется очень много возможностей рассказать о разных специальностях. Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии, проявлять интерес к занятиям взрослых. Задача педагогов – выбрать адекватную форму знакомства детей с профессиями в соответствии с их возрастом.

При изучении профессий ребёнок лучше может понять мир старших людей. Закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом. По изменениям профессий можно проследить, как развивалась наука и влиял на мир технический прогресс в обществе. Ребёнок осознаёт, что значит «трудиться», и видит насколько сильно все люди связаны друг с другом в обществе, благодаря их труду. Дети приобретают новые навыки, учатся уважать труд каждого человека, расширяют кругозор и открывают новые возможности, интересы и увлечения.

Цель данных пособий и дидактических игр:

1. Развитие познавательного интереса к миру профессий, формирование положительного отношения к труду взрослых у  воспитанников с нарушениями зрения и речи.

2. Вызвать эмоциональное отношение к труду, дать возможность проявить себя в различных сферах деятельности.

3. Создание фундамента для осознанного самоопределения, будущего самостоятельного построения планов.

 

Большое значение имеет работа в ДОУ  по  ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями:

  1. Создание структуры первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  2. Ознакомление дошкольников с главными понятиями о сферах экономики родного края, рабочих на предприятиях и новейшем оборудовании, которое там применяется.
  3.  Организация целостного информационного пространства, необходимого для профессионального самоопределения детей. р
  4.  Организация совместной работы с родителями для ознакомления детей с базовыми представлениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_professii_23-_24_olya.docx47.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Детский сад № 229

Пособия и дидактические игры

 для детей с нарушениями зрения и речи

«Мастерская профессии»

       Учитель –логопед: Анна Викторовна Лойко

               Учитель-логопед: Ольга Викторовна Черенович

            Учитель-дефектолог: Наталья  Александровна  Алексенцева

Новокузнецкий городской округ, 2024 год

Аннотация

к пособиям и дидактическим играм

 «Мастерская профессий»

для детей с нарушениями зрения и речи    

Важность знакомства детей с профессиями

Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует владения определёнными знаниями, умениями, навыками. Чтобы получить профессию, необходимо пройти специальную  подготовку, это дело, которым занимается человек и которое полезно для других людей.

Знакомство детей с профессиями стоит начинать как можно раньше. В рамках дошкольного учреждения имеется очень много возможностей рассказать о разных специальностях. Благодаря такому знакомству дети учатся проявлять уважение к труду, начинают понимать важность и сложность каждой профессии, проявлять интерес к занятиям взрослых. Задача педагогов – выбрать адекватную форму знакомства детей с профессиями в соответствии с их возрастом.

При изучении профессий ребёнок лучше может понять мир старших людей. Закладывается интерес к труду, мечта о собственном будущем, появляется гордость за работу близких людей и окружающих в целом. По изменениям профессий можно проследить, как развивалась наука и влиял на мир технический прогресс в обществе. Ребёнок осознаёт, что значит «трудиться», и видит насколько сильно все люди связаны друг с другом в обществе, благодаря их труду. Дети приобретают новые навыки, учатся уважать труд каждого человека, расширяют кругозор и открывают новые возможности, интересы и увлечения.

Цель данных пособий и дидактических игр:

1. Развитие познавательного интереса к миру профессий, формирование положительного отношения к труду взрослых у  воспитанников с нарушениями зрения и речи.

2. Вызвать эмоциональное отношение к труду, дать возможность проявить себя в различных сферах деятельности. 

3. Создание фундамента для осознанного самоопределения, будущего самостоятельного построения планов.

Большое значение имеет работа в ДОУ  по  ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями:

  1. Создание структуры первичной профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  2. Ознакомление дошкольников с главными понятиями о сферах экономики родного края, рабочих на предприятиях и новейшем оборудовании, которое там применяется.
  3.  Организация целостного информационного пространства, необходимого для профессионального самоопределения детей. р
  4.  Организация совместной работы с родителями для ознакомления детей с базовыми представлениями.

Пособия и дидактические игры

 «Мастерская профессий»

 позволяют реализовать следующие задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление о том, что такое профессия, вызвать интерес к разным профессиям;
  • Закрепить знания детей о профессии людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий, атрибутов в процессе игровых моментов;
  • Развивать умение определять профессию по описанию, показу предметов, соответствующих этой профессии, используя стихотворения, загадки.

Развивающие

  • Развивать умение поддерживать беседу, обобщать словарный запас, монологическую речь;
  • Развивать речевую активность,  совершенствовать фонематический слух, грамматическую сторону, коммуникативные навыки и связную речь;
  • Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, на плоскости, социально-бытовую ориентировку;
  • Формировать элементарные математические представления;
  • Развивать поисковую активность;
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
  • Развивать память, творческое воображение, мышление.

Воспитательные

  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание выбрать профессию, стремление учиться;
  • Воспитывать умение работать в парах,  в коллективе.

Формы знакомства детей с профессиями

Знакомство детей дошкольного возраста с профессиями важный этап, поэтому необходимо проводить последовательную работу.

Необходимо сделать так, чтобы ребёнок не просто внимательно слушал о каждом блоке, но и принимал участие в процессе обучения.  Чтобы добиться обратной связи, можно использовать наводящие вопросы.

Какую бы форму подачи с ознакомлением профессии педагог ни выбрал, необходимо максимально подробно рассказать о каждой профессии:

- Наименование вида деятельности

- Место работы

- Орудие труда и материалы

- Рабочая одежда, форма

- Обязанности работника

- Черты характера и личностные качества сотрудников

- Результат труда и его роль в жизни общества.

Формы знакомства детей с профессиями

  1. Беседа о профессиях, о профессиях родителей.
  2. Рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии».
  3. Чтение стихотворений, художественной литературы, загадок, пословиц о труде  и профессии людей.
  4. Проведение продуктивных видов деятельности.
  5. Проведение дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, тематические пособия, мастер-классы, экскурсии, выставки, самостоятельное наблюдение, обсуждения.

Игра - игровая деятельность – главная форма ознакомления детей с профессиями взрослых, один из важнейших приемов работы с воспитанниками. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности.

Игровые атрибуты – которые нужны для имитации простой трудовой деятельности (ширмы, рабочая форма, игрушечные орудия труда)

Экскурсия - задача которой ознакомить дошкольников с какой - либо сферой деятельности.

Наблюдение  - дополнительный способ знакомства с профессиями. Эта форма является специально организованным процессом изучения окружающего мира. Задача - получение практической информации о различных сферах деятельности, для чего они нужны и как используются.

Беседа -  это организованное, целенаправленное  мероприятие. Педагог выступает в роли ведущего. Составляется список вопросов, через которые поддерживается обратная связь. Участвовать в беседе и проводить её может приглашённый представитель конкретной профессии.

Выставка  на определённую тематику – передача нужной информации, рассказ о достижениях воспитанников и работников разных сфер деятельности.

Важно понимать, что просто рассказать детям о профессии мало, им надо дать возможность поиграть в каждую из них. Во время игр дети повторяют действия взрослых  людей, которые они осуществляют на своей работе и копируют специалистов разных сфер деятельности: врача, полицейского, повара и т.д..

В процессе игры дети развиваются, расширяют свой кругозор, приобретают новые умения, знания и способности. Для максимально эффективного и интересного знакомства с профессиями  педагог для детей подготавливает всё необходимое: наполняет пространство дидактическими играми, атрибутами, спортивными игрушками, тематическими пособиями, книгами. Занимательная игра способствует развитию предметных способностей, устойчивому желанию играть на основе игровых действий. Игровой процесс способствует получению навыка коммуникации и выстраивания отношений с другими участниками. При разыгрывании различных ситуации дошкольники учатся находить компромиссы, решать спорные вопросы, благодаря чему формируется понятие дружеских и партнёрских взаимоотношений. Знакомство с профессиями играет важную роль в воспитании детей. Благодаря информации о сфере деятельности людей дети расширяют свой кругозор, начинают интересоваться окружающим миром и ценить чужой труд. Ознакомление с разными профессиями людей это метод формирования системных знаний, необходимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру старших.

Требования к дидактическим играм и пособиям «Мастерская профессий»

для детей с нарушениями зрения и речи

- Пособия просты и доступны в использовании.

- Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии соотношениями реальных предметов;

- Соотношение с реальным цветом объектов

- Четкое выделение контура, силуэтов;

- Сложный фон сюжетных картин свободен от лишних деталей;

- Величина раздаточного материала соответствует зрительной нагрузке ребенка.

Ожидаемые результаты:

Подбор детьми карточек с изображением объектов или предметов,  например: «Подберите карточки с изображением «Разных профессии»

Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.

Составление рассказов о практической значимости объектов с обычными признаками.

Картотека игр:

1. Д. и. «Какой суп» 4+

Цель: образование относительных прилагательных

Задачи игры:

  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Продукты питания»;
  • Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания;
  • Закрепить умение включать в предложение относительные прилагательные;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

Кастрюли-помощницы разного цвета.

Лист, на котором изображены картинки среднего

размера с разным содержимым (мясо, курица…):

Цветные картинки среднего размера с изображением продуктов питания, соответствующего данному виду  супа.

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия: Сейчас мы будем варить суп. Назови, какой суп будет у нас в кастрюле? (мясной, гороховый…)

  1. Назвать   продукт питания на цветной карточке;
  2. Подобрать к данному предмету (продукту питания) цветное изображение, а затем приложить отдельную карточку с изображением соответствующего продукта;
  3. Рассказать об особенностях данного вида супа.    

Все действия сопровождать речью.

вариант 2

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия: Сейчас мы будем варить суп. Назови, какой суп будет у нас в кастрюле? (мясной, гороховый…)

  1. Ребенку с помощью кастрюли помощницы необходимо назвать   какой суп получится, если его сварить из гороха?
  2. Рассказать об особенностях данного вида супа.    

Все действия сопровождать речью.

2. Д. и. «Профессии разные нужны» 4+

Цель: обобщение знаний по теме профессии

     Задачи игры:

  • Расширять представления детей и закреплять знания о разнообразии профессий;  
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
  • Развивать умение высказывать своё мнение и слушать ответы других детей;
  • Развивать зрительное восприятие, ориентировку на плоскости, зрительно-моторную координацию,  быстроту реакции, прослеживающую функцию руки и глаза, внимание, память, логическое мышление.

Дидактический материал игры:

Предметные цветные картины с изображением людей разных профессий;

Предварительная беседа:

Педагог напоминает детям, что существует множество разных профессий.  Профессия - это труд, которому человек посвящает всю жизнь. Информация о сфере деятельности людей разных профессий.

Ход  игры

вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Рассмотреть цветное изображение;  
  2.  Назвать человека данной профессии;
  3. Все действия сопровождать речью.

Профессия: ПОВАР

Здоровье – одно из важнейших условий полноценной жизни человека. Правильное питание – важный компонент здорового образа жизни. Знания о правильном питании помогают организовать рацион для человека, чтобы полностью обеспечить организм необходимыми питательными веществами и сохранить здоровье!

Загадка о профессии повар:

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Рассказ: Повар – специалист, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания. Помимо самого приготовления, повар за подготовку продуктов: необходимо проверить их на свежесть, помыть, почистить, порезать. Внешняя привлекательность блюда тоже задача повара.

Повару необходимо знать рецепты приготовления блюд. Профессия повар важна ещё и потому, что люди этой профессии могут составлять новые рецепты, которые мы можем использовать дома. Для приготовления пищи повару нужна специальная одежда. А ещё руки повара должны быть всегда чистыми. Грязными руками за продукты браться нельзя.

Надо долго учиться, чтобы хорошо и вкусно готовить. На самом деле готовить – это непростое занятие, ведь надо сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле. Нужно уметь готовить и каши, и компоты, жарить котлеты, блины, мясо, печь булочки и пироги. Готовить по специальным рецептам.

Повар необходима специальная одежда -китель. На голове специальный колпак.

Вопросы для обсуждения:

- Кто такой повар?

- Чем занимается повар в детском саду?

- Что нужно повару для работы?

- Для чего повару спец одежда?

Профессия: ПОЖАРНЫЙ

Стихотворение:

Мчится кран со стрелой

На большой машине,

Чтоб смогла пожар любой

Погасить дружина.

Рассказ: Пожарный – это работник пожарной охраны, основная задача которого-действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже является важным аспектом данной профессии.

Пожарная машина ярко-красного цвета, чтобы было видно из далека. На крыше складная лестница и большие огнетушители. На этой машине написаны цифры  01.- это номер телефона пожарных. Именно эти цифры надо набирать на телефоне при пожаре. Пожарная машина оборудована звуковым сигналом «сирена». На крыше машины специальный мигающий фонарь. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подаёт звуковой сигнал. Другие машины услышав такой сигнал, останавливаются и уступают дорогу пожарной машине. Пожарная машина – это специальная машина, она может ехать на любой сигнал светофора. Пешеходы, услышав такой сигнал должны остановиться и дать проехать пожарной машине. Пожарная машина везёт на пожар людей, которые умеют побеждать огонь, спасать, попавших людей в беду. Они очень сильные и бесстрашные!

Пожарные носят специальную одежду, которая не горит в огне и защищает от огня и дыма. Штаны и куртка сшита из толстого брезента. На руках рукавицы. На голове каска, на ногах прочные и удобные сапоги. Чтобы быть смелыми, сильными, отважными, храбрыми пожарные постоянно тренируются, занимаются в спортивном зале. Во время пожара надо суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Пожарные пробираются  в горящее здание. Пожар тушат специальной пеной, которой заправлена цистерна пожарной машины и огнетушители.

Вопросы для обсуждения:

- Кто такой пожарный?

- Чем занимается пожарный?

- Что нужно пожарному для работы?

- Для чего пожарному специальная одежда?

- На какой машине приезжают пожарные?

Профессия: ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Стихотворение:

Полицейский защищает

Нашу честь и наш покой,

И на службу заступает

В час дневной и в час ночной.

Рассказ: Полицейский  – это человек, который служит в полиции. Он помогает людям в опасных ситуациях, ловит преступников, борется с хулиганами, грабителями, бандитами и нарушителями правил поведения. В полиции служат мужчины и женщины. Они дежурят на улицах, проезжают на служебных машинах. У каждого полицейского есть своя форма.  В органы порядка входят полицейские, участковые полицейские. Все они следят за порядком в городе, в общественных местах, там, где собирается много людей.

Вопросы для обсуждения:

- С какой профессией сегодня познакомились?

- Что вы узнали о профессии полицейский?

- Чем занимается полицейский?

- Каким должен быть полицейский?

- Какие люди работают в полиции?

- Для чего полицейскому специальная одежда?

- На какой машине приезжают полицейские?

Профессия: ВРАЧ

Стихотворение:

Утром рано добрый доктор

Надевает свой халат,

Моет руки чисто с мылом

В кабинет зовет ребят.

Как спалось, что беспокоит?

Спросит доктор малышей.

И внимательно осмотрит

Горло, носик у детей.

Рассказ: ВРАЧ – очень важная, интересная, а главное нужная всем на свете. Врач имеет высшее образование. Врач занимается постановкой диагноза, разрабатывает стратегию лечения, проводит медицинские процедуры. Врач нас лечит, когда мы болеем. Как волшебник, поможет вылечить любой недуг, ведь он знает все лекарства и у него много интересных и волшебных инструментов, помогающих ему в профессии. Врач работает в поликлинике, в больнице. Бывает детский и взрослый врач. У каждого врача имеется своя форма одежды белого цвета.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы узнали о профессии врач?

- Чем занимается врач?

- Каким должен быть врач?

- Для чего врачу специальная одежда?

- Какие инструменты нужны врачу?

- На какой машине приезжают врачи скорой помощи?

3. Д. и. «Моя первая книга рецептов» 4+

Цель: Закрепить знания о фруктах, овощах, их названия, внешний вид, кулинарные качества.

Задачи игры:

  • Развивать умение сравнивать и группировать предметы по характеристикам;
  • Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания;
  • Закрепить умение включать в предложение относительные прилагательные;
  • Развивать связную речь;
  • Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости, мелкую моторику рук.

Дидактический материал игры:

Книга на липучках:

«Варим борщ»

«Делаем салат».

«Варим компот».

«Печём пиццу».

«Печём торт».

Поле с необходимым предметом посуды. Для каждого предмета посуды необходимые продукты питания по рецепту. Картинки - наборы с цветным изображением продуктов питания на липучках.

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1.  Сейчас мы будем варить борщ. Назови продукты, необходимые для приготовления.
  2. Назвать   продукт питания на цветной карточке;
  3. Подобрать к данному предмет посуды необходимый продукт питания цветное изображение, а затем приложить отдельную карточку с изображением соответствующего продукта.
  4. Рассказать об особенностях данного вида супа.    

Все действия сопровождать речью.

Аналогично: Салат, компот, пицца, торт.

вариант 2

В процессе игры ребёнку необходимо придумать свой рецепт и название блюда.

  1. Рассказать об особенностях вида блюда.    

Все действия сопровождать речью.

4. Д. и. «Веселый счет» (с прищепками)  4+

Цель: Развитие умения соотносить количество предметов и цифру.

Задачи игры:

  • Развивать умение узнавать предметы, называть их количество;
  • Формировать грамматический строй речи, употреблять правильную форму мн. ч. существительных Р. п.;
  • Закрепить количественный и порядковый счет.
  • Формировать умение делать умозаключение, что количество  не зависит от места расположения предметов на плоскости;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

Карточки формата А-5 с изображением людей разных профессий:

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Назвать   профессию на цветной карточке;
  2. Сосчитать количество человек данной профессии и соотнести с цифрой, прикрепив прищепку. Рассказать об особенностях данной профессии.

Все действия сопровождать речью.

вариант 2

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Назвать   профессию на цветной карточке;
  2. Сосчитать количество человек данной профессии употреблять правильную форму мн. ч. существительных Р. п.;

     и соотнести с цифрой, прикрепив прищепку.    Рассказать об особенностях данной профессии.

Все действия сопровождать речью.

5. Д. и. «Лото» 4+

Цель: Познакомить детей с названиями профессий, их значениями. Развивать интерес к труду той или иной профессии.

Задачи игры:

  • Знакомить детей с разными профессиями и их значимости для общества;
  • Расширять и обогащать словарь по теме: «Профессии»;
  • Развивать умение узнавать и называть необходимый инвентарь для работы, определять его назначение;
  • Формировать умение соблюдать в игре правила, продуктивно участвовать в совместной деятельности;
  • Развивать умение отвечать на вопрос распространенными предложениями;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

Несколько игровых полей, разрезные карточки на магнитах, соответствующие определённой профессии

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Назвать   профессию на цветной карточке;
  2. Подобрать карточку к цветному изображению на поле;
  3. Рассказать об особенностях данной профессии.    

Все действия сопровождать речью.

вариант 2

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия с магнитной указки:

  1. С помощью магнитной указки выбрать картинку назвать   профессию на цветной карточке;
  2. Подобрать карточку к цветному изображению на поле;
  3. Рассказать об особенностях данного профессии.    

Все действия сопровождать речью.

Усложнения: Магнитная указка разной длины.

  1. Д. и. «Разрезные картинки» 4+

Цель: Формирование представления о целостном образе предмета.

Задачи игры:

  • Развивать умение соотносить образ представления с целостным образом реального предмета;
  • Развивать умение правильно собирать изображение предмета из отдельных частей по теме: «Профессии»;
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память,  ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

Несколько игровых полей, разрезные карточки соответствующие определённой профессии

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. На столе лежит образец и разрезные картинки с изображением предмета, рисунка;
  2. Внимательно рассмотреть образец и собрать картинку из отдельных частей;
  3. Рассказать об особенностях данной профессии.    

Все действия сопровождать речью.

Усложнения: Собрать картинку без образца.

  1. Д. и. «Пазлы -профессии» 4+

Цель: расширять знания детей о разнообразных профессиях, названии, роде деятельности.

Задачи игры:

  • Знакомить с орудием труда, инструментами соответствующими каждой профессии;
  • Развивать умение правильно собирать изображение предмета из отдельных частей по теме: «Профессии»;
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память,  мелкую моторику, ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

Несколько игровых полей, разрезные карточки соответствующие определённой профессии

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. На столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, рисунка;
  2. Внимательно рассмотреть образец и собрать картинку из отдельных частей;
  3. Рассказать об особенностях данной профессии.    

Все действия сопровождать речью.

  1. Д. и. «Карточки последовательности» 4+

Цель: Формирование умения сравнивать карточки по величине и располагать их по порядку от большего к меньшему и наоборот.

Задачи игры:

  • Расширять индивидуальный словарь;
  • Развивать способность логически мыслить по теме: «Профессии»;
  • Расширять знания детей о разнообразных профессиях, выявить причинно-следственные связи;
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память,  ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Дидактический материал игры:

 Карточки разного размера, соответствующие определённой профессии.

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. На столе лежат карточки разного размера с изображением предмета, рисунка;
  2. Внимательно рассмотреть и расположить карточки в порядке увеличения, уменьшения;
  3. Рассказать об особенностях данной профессии.    

Все действия сопровождать речью.

9. Д. и. «Юный повар» 5+

Цель: формирование интереса детей к профессии повар

Задачи игры:

  • Знакомить детей предметами посуды;
  • Развивать умение узнавать и называть продукты питания, определять назначение;
  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Продукты питания», «профессии Повар»;
  • Формировать умение соотносить цветное изображение с силуэтным;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости, мелкую моторику.

Дидактический материал игры:

Предметы посуды-кастрюли, черно-белые карточки с силуэтным изображением определенного продукта питания; цветные картинки с изображением продуктов питания.

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Назвать   продукт питания на цветной карточке;
  2. Подобрать к данному силуэтному изображению  карточку, с цветным изображением соответствующего продукта питания;
  3. Рассказать об особенностях готовой продукции (блюда).    

Все действия сопровождать речью.

вариант 2

Усложнения: Назвать продукт питания опираясь на черно-белое силуэтное изображение. Рассказать, как можно использовать данный продукт при приготовлении блюда.

10. Д. и. «Вкусное варенье» 4+

Цель: образование относительных прилагательных

Задачи игры:

  • Расширять и активизировать словарь по теме: «Продукты питания»;
  • Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания;
  • Закрепить умение включать в предложение относительные прилагательные, развивать связную речь;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

На плоскости  цветные картинки среднего размера с изображением варенья.

Ход  игры

В процессе игры ребёнку необходимо назвать из чего сварено варенье. И ответить на вопрос: Варенье какое?

  1. Рассказать об особенностях данного вида варенья.    

Все действия сопровождать речью.

11. Д. и. «Кому, что нужно для работы»

Цель: Развивать умение соотносить карточки  с предметами, принадлежащими данной профессии. Задачи игры:

  • Совершенствовать умение соотносить карточки  по теме: «Профессии»;
  • ртеме «Профессии», развивать связную речь;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

На плоскости  цветные картинки людей разных профессии.

Ход  игры

  1. За определённое время правильно разобрать карточки –атрибуты с прищепками по профессиям.
  2. Ребёнку  необходимо назвать предмет  и прикрепить карточку с прищепкой к нужной профессии.

Все действия сопровождать речью.

12. Д. и. «Профессии» 4+  (с помощью магнитной указки)

Цель: Познакомить детей с разными профессиями, и их значимостью для общества. Развивать интерес к труду той или иной профессии.

Задачи игры:

  • Расширять и обогащать словарь по теме: «Профессии»;
  • Развивать умение узнавать и называть необходимый инвентарь для работы, определять его назначение;
  • Формировать умение соблюдать в игре правила, продуктивно участвовать в совместной деятельности;
  • Развивать умение отвечать на вопрос распространенными предложениями;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, ориентировку на плоскости.

Дидактический материал игры:

Несколько игровых полей с обозначениями конкретной профессии. Разрезные карточки по темам находятся в коробочках разных цветов. Карточки можно взять с помощью магнитной указки.

Ход  игры

 вариант 1

В процессе игры ребёнку необходимо выполнить последовательно действия:

  1. Назвать   профессию на цветной карточке;
  2. С помощью магнитной указки подобрать карточку к цветному изображению на поле;
  3. Рассказать об особенностях данной профессии.    

Все действия сопровождать речью.

Усложнения: Магнитная указка разной длины.

Содержание

  1. Вступление ………. ……………………….. 3
  2. Цель, задачи  ………………………………. 4
  3. Описание дидактического пособия  ……… 5
  4. Требования к пособию «Мастерская професс. … 6
  5. Технологическая цепочка проведения  ….. 7
  6. Ожидаемые результаты  ………………….. 8
  7. Картотека игр ……………………………… 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Знакомство дошкольников с организмом человека в играх и играх тренингах в разновозрастной группе детей с нарушением зрения и речи»

       « Знакомство дошкольников с организмом человека              в играх и играх тренингах в разнов...

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи.

Формирование грамматического строя речи у детей с нарушением зрения и речи....

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы

Конспект занятия в подготовительной к школе группы для детей с нарушением зрения и речи на тему: Звук и буква Ы Цели: коррекционно-образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную ха...

Родительская мастерская Изготовление дидактического пособия для развития у детей с нарушениями зрения осязательной чувствительности и мелкой моторики «Разноцветные прищепки»

Родительская мастерскаяИзготовление дидактического пособия для развития у детей с нарушениями зрения осязательной чувствительности и мелкой моторики«Разноцветные прищепки»...

Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...

Развитие связной (монологической) речи у детей с нарушением зрения и речи посредством творческих технологий

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика развития речи, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей...