Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие по логопедии

Майзель Татьяна Александровна

Майзель Т. А. «Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста». – Краснокаменск: МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик» 2018.- 12 с.

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» представляет собой картонную папку. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры по теме.

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возрастаДети вместе с воспитателем участвуют в сборе материала: анализируют, сортируют информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Может быть использовано воспитателями и учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_lepbuk.docx34.29 КБ
Файл zvuk-l_onpel.pptx831.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ детский сад №14 «Дельфинчик»

Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель : Майзель Татьяна Александровна,

воспитатель группы компенсирующей направленности

МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик».

г. Краснокаменск

Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель : Майзель Татьяна Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик».

Майзель Т. А. «Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста». – Краснокаменск: МАДОУ Детский сад № 14 «Дельфинчик» 2018.- 12 с.

Аннотация

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» представляет собой картонную папку. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация, задания, игры по теме.

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возрастаДети вместе с воспитателем участвуют в сборе материала: анализируют, сортируют информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Может быть использовано воспитателями и учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Содержание

Стр.

Введение…. …4

Раздел I. Лэпбук – интерактивная папка.

1.1. Понятие лэпбук….….…. ,. 6

1.2. Использование технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста…. 8

Раздел II. Практическое применение лэпбука

2.1. Условия развития речи детей дошкольного возраста в детском саду…. 9

2.2. Результаты применения технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста….…. 11

Заключение …. 12

     

Введение

Актуальность данного пособия обусловлена возможностью автоматизации звука «Л» самостоятельно или с минимальной помощью взрослого угруппы детей. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместной работы воспитателя и одного ребёнка.

В современном обществе важно, чтобы дети с речевыми нарушениями умели социализироваться, чтобы у них хорошо были развиты коммуникативные навыки.

Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки воспитателю автоматизировать звуки, нарушенные у детей.

Цель данного пособия:создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности поавтоматизации звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи с использованием дидактического пособия лэпбук.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука «Л»;

2. Научить правильно проговаривать звук «Л» изолированно;

3. Закрепить произношение звука «Л» в словах при использовании слоговых цепочек;

4. Определять место (позицию) звука «Л» : в начале, в середине и в конце слова;

5. Автоматизировать звук «Л» в предложениях с использованием наглядных схем;

6. Автоматизировать звук «Л» в связной речи при помощи мнемотаблиц, способствующих лучшему заучиванию скороговорок;

7. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей;

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания и называния картинок со звуком «Л»;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, опираясь на ориентацию по отношению к собственному телу (правая и левая рука);

4. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные:

1. Воспитывать усидчивость;

2. Формировать самоконтроль за речью;

3. Побуждать к активности в получении новых знаний;

4. Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука может постоянно пополняться, на данный момент в нё м содержится такой материал:

- карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука «Л»,

-пособия на автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях,

- карточки для развития зрительного восприятия и мелкой моторики рук.

Лэпбуком могут пользоваться воспитатели и учителя-логопеды в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Раздел I. Лэпбук – интерактивная папка

1.1. Понятие лэпбук.

Лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Первые упоминания о технологии «Лэпбук» в интернет-сообществах для педагогов дошкольного образования появились более трех лет назад. Автор и разработчик технологии «Лэпбук» Татьяна Пироженко изначально применяла е для занятий со своим ребнком, а затем предложила использовать и в работе с детьми ДОУ.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе со взрослым, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

• учебные;

• игровые;

• поздравительные,

• праздничные;

• автобиографические ( папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т. д.)

В зависимости от формы:

• стандартная книжка с двумя разворотами;

• папка с 3-5 разворотами;

• книжка-гармошка;

• фигурная папка.

Организация материала:

• стандартные кармашки;

• обычные и фигурные конверты;

• кармашки-гармошки;

• кармашки-книжки;

• окошки и дверцы;

• вращающиеся детали;

• высовывающиеся детали;

• карточки;

• теги;

• стрелки;

• пазлы;

• чистые листы для заметок и т. д.

Зачем нужен лэпбук?

- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.

- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

- Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

1.2. Использование технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста.

Использование технологии лэпбук «Звук «Л»» :

1. Карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука «Л».

Данный раздел представлен в виде карточек, содержащих картинки, обозначающие какое-либо артикуляционное упражнение. Все картинки составляют комплекс артикуляционной гимнастики для нормированного произношения звука «Л».

Цель: учить детей с использованием карточек самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения:

2. Речевой профиль.

Цель: добиться правильного расположения органов артикуляции у детей.

3. Песенка самолета – символ звука «Л».

Цель: добиться правильного произношения звука «Л».

4. Слоговые цепочки.

Цель: учить детей правильному чтению слогов.

5. Кармашки с картинками по лексическим темам «Одежда»«Посуда»«Инструменты» со звуком «Л».

Цель: автоматизировать в речи детей звук «Л», закрепить знания о данном звуке по лексическим темам «Одежда»«Посуда»«Инструменты».

6. Карточки для определения позиции звука «Л» в словах.

Данный раздел представляет собой карточки с условными обозначениями позиции звука «Л» в слове: карточки с позициями «звук «Л» в начале слова», «звук «Л» в середине слова», «звук «Л» в конце слова».

Цель: развивать у детей умение определять позицию звука «Л» в слове, соотносить графическую схему с нужной картинкой.

7. Карточки со схемами предложений.

Цель: учить детей придумывать предложения со звуком «Л» по графическим схемам.

8. Мнемотаблицы по автоматизации звука «Л» в скороговорках.

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат мнемотаблицы по автоматизации звука «Л» в скороговорках, насыщенных звуком «Л». Взрослый читает скороговорки, показывая по ходу картинки. Ребёнок запоминает данный текст, опираясь на зрительный стимулятор – картинку.

Цель: автоматизировать звук «Л» в представленном речевом материале, используя мнемотехнику. Развивать слухоречевую и зрительную память.

Раздел II. Практическое применение лэпбука

2.1. Условия развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

• создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;

• изучение состояния устной речи детей;

• участие родителей в речевом воспитании детей.

Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т. д., решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и другое.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

• Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

• Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями.

• Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, ( рекомендации посещения специалистов: дефектолога, ортодонта, ЛОР-врача, детского психоневролога, направление на ПМПК и т. д.) педагогом-психологом, ст. воспитателем, зав. ДОУ.

• Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

• Показ открытых занятий по развитию речи.

• Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

2.2. Результаты применения технологии лэпбук для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста.

При работе с лэпбуком у детей с ОНР развивается не только речевая функция, но и познавательная активность, раскрывается творческий потенциал, совершенствуется мышление, память.

Ожидаемые результаты:

1. Презентация лэпбука сверстникам, родителям, педагогам.

2. Повышение эффективности коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности, через применение на практике эффективных нетрадиционных приемов работы.

3. Мотивация на сотрудничество с семьей.

Мы можем однозначно утверждать, что работа с лэпбуком приносит положительный результат, так как:

1. повышается уровень развития речи;

2. повышается уровень познавательной активности детей, у них сформировываются представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;

3. родители становятся активными участниками образовательного процесса;

4. дети получают положительные эмоции при обмене информацией из лэпбука со своими сверстниками;

5. педагоги ДОУ знакомятся с новой формой работы по развитию связной речи и познавательной активности дошкольников.

6. партнерская деятельность воспитателя с детьми дает положительные результаты.

Заключение

Анализируя полученные результаты по использованию лэпбука, необходимо отметить следующее:

Для каждого участника образовательного процесса достигнуты позитивные изменения:

Для детей это :

• Улучшение уровня развития речи

• Повышение познавательной активности

• Приобретениенавыков логического изложения своих мыслей.

Для родителей это:

• Изменение позиции родителей и их отношения к организации педагогического процесса в ДОУ.

• Осознание индивидуальности, потребностей и интересов своего ребенка.

Для педагогов это:

• Использование нового средства при работе над связной речью.

• Эффективное средство личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

• Применение ИКТ технологий в работе с детьми.

• Пополнение методической копилки по звукопроизношению.

Почему мы выбрали форму – лэпбук?

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

Это отличительный способ для повторения и закрепления пройденного материала. Ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

Лэпбук хорошо подходит при проведении педагогической диагностики (мониторинга) в группах, где одновременно в совместной деятельности будут заняты несколько детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста» Выполнила : Майзель Татьяна Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности детский сад № 14 « Дельфинчик » г. Краснокаменск , 2018 г.

Слайд 2

Лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме . Первые упоминания о технологии « Лэпбук » в интернет-сообществах для педагогов дошкольного образования появились более трех лет назад. Автор и разработчик технологии « Лэпбук » Татьяна Пироженко изначально применяла еѐ для занятий со своим ребѐнком , а затем предложила использовать и в работе с детьми ДОУ.

Слайд 3

Актуальность данного пособия обусловлена возможностью автоматизации звука «Л» самостоятельно или с минимальной помощью взрослого у группы детей. Материал систематизирован, при помощи данного пособия можно выстроить систему совместной работы воспитателя и одного ребёнка. Автоматизация в самостоятельной речи поставленного звука процесс очень длительный. Именно использование разнообразных форм и видов преподнесения речевого материала позволит качественно и в короткие сроки воспитателю автоматизировать звуки, нарушенные у детей. Актуальность:

Слайд 4

Создание условий для сотрудничества взрослого и ребёнка, группы детей в процессе деятельности по автоматизации звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи с использованием дидактического пособия лэпбук . Цель:

Слайд 5

Образовательные: 1. Учить детей выполнять комплекс артикуляционной гимнастики для выработки нормированного произношения звука «Л»; 2. Научить правильно проговаривать звук «Л» изолированно; 3. Закрепить произношение звука «Л» в словах при использовании слоговых цепочек; 4. Определять место (позицию) звука «Л»: в начале, в середине и в конце слова; 5. Автоматизировать звук «Л» в предложениях с использованием наглядных схем; 6. Автоматизировать звук «Л» в связной речи при помощи мнемотаблиц , способствующих лучшему заучиванию скороговорок; 7. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей; Задачи:

Слайд 6

Коррекционно-развивающие: 1. Развивать зрительное восприятие посредством рассматривания и называния картинок со звуком «Л»; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук; 3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, опираясь на ориентацию по отношению к собственному телу (правая и левая рука); 4. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; Воспитательные: 1. Воспитывать усидчивость; 2. Формировать самоконтроль за речью; 3. Побуждать к активности в получении новых знаний; 4. Формировать положительную мотивацию в данных видах совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Слайд 7

Дидактическое пособие лэпбук «Звук «Л»» предназначено для детей старшего дошкольного возраста, содержание лэпбука может постоянно пополняться, на данный момент в нём содержится такой материал: - карточки по выполнению артикуляционных упражнений для нормированного произношения звука «Л», -пособия на автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях, - карточки для развития зрительного восприятия и мелкой моторики рук.

Слайд 8

Лэпбуком могут пользоваться воспитатели и учителя-логопеды в дошкольных образовательных учреждениях при решении современных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...

Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...

Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

      Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта»

Проблема развития связной речи является одной из актуальных в коррекционной педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и мышления, возникает и развивается в процессе общения.Чтобы сформиров...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...

Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...

Методическая разработка - Конспект занятия "Дифференциация гласных звуков Ы/И" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект по развитию звуковой культуры речи для детей среднего дошкольного возраста "Дифференциация гласных звуков ы-и" с приложением....