Виды кинезиологических упражнений
картотека по логопедии (старшая группа)

Наталья Николаевна Смитюх

 

Виды кинезиологических упражнений:

Ø  Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Ø Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Ø Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одно направленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.  При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

Ø  Упражнения для развития мелкой моторики – развитие  мелкой моторики ребенка, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий с помощью кинезиологических физминуток.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_kineziol._uprazhneniy.docx501.87 КБ

Предварительный просмотр:


 

https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image008.jpg

Виды кинезиологических упражнений:

 Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image009.jpg

 Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одно направленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.  При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

  Упражнения для развития мелкой моторики – развитие  мелкой моторики ребенка, позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий с помощью кинезиологических физминуток.

Комплекс упражнений: «Растяжки»

Включает в себя серию упражнений по произвольному  эмоциональному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления. Цель: снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции.

Упражнение: «Снеговик»

 Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Упражнение: «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Упражнение: «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image010.jpg

 Упражнение: «Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Упражнение: «Муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image010.jpg

 

Упражнение: «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение: «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Упражнение:  «Воздушный шар»

     Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image011.jpg

Упражнение: «Помпа»

Упражнения на растягивание, которые часто используются во время занятий, помогают расслабиться, обрести пластику, грациозность, свободу и изящество движений, хорошую осанку. Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая успокоиться. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных  интеллектуальных процессов. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image012.jpg

1.     При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен, верно. 

2.     Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками. https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image013.jpg

3.     Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге. 

4.     Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги. 

5.     Поменяйте положение ног и повторите упражнение. 

 

Комплекс упражнений: «Дыхательные движение»

Через комплексы специальных упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста. (Эти упражнения можно проделывать дома родителям с детьми или  просторном зале, хорошо проветриваемой комнаты с ковровым покрытием. Рекомендуется спортивная одежда, не сковывающая движений ребенка).

Упражнение на дыхание
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

Упражнение: « Потягушки»
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image010.jpg

Упражнение: «Бревнышко»
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например, справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз. 
В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.

Упражнение: «Лодочка» (лежа на спине лицом вверх)
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

Упражнение: «Лодочка» (лежа на животе лицом вниз)
Выполняется ребенком точно так же.
Далее следуют два упражнения на активное ползание.

Упражнение: «Поспешим к Айболиту»
Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.

      а) "Раненый зайчик"
Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

    б) "Раненый медвежонок"
Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места. Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть, задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image014.jpg

Комплекс упражнений: «Гимнастика для глаз!»

Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения и уменьшения утомляемости глаз разработана специальная система упражнений. «Гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утоления. Далее привожу четыре наиболее известных и эффективных упражнения «глазной гимнастики». Китайский врач Шэн, живший в XVI в. н. э., рекомендовал «гимнастику для глаз» утром и вечером, а первые два приведенных ниже упражнений также и днем в случае большой зрительной нагрузки. Рекомендовано каждые 15—20 мин делать перерывы в работе, выполняя первые движения.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image016.jpghttps://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image015.jpg

Исходное положение для упражнений — сидя, голову держать прямо, глаза смотрят вперед.

Упражнение: «Согревание глаз ладонями»

Закрыть глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться против зрачка, т.е. центра глазницы. Представить себе, что тепло ладоней сконцентрировалось именно в центре ладоней. В течение 30—60 с «направлять» это тепло в глаза.

Упражнение: «Круговые движения глаз»

 Закрыть глаза и производить ими круговые движения: налево (б) — вверх (в) — направо (г) — вниз (д)затем — в обратном направлении.  Повторить по 5—10 раз в каждом направлении. Движения делать в медленном темпе. После этого слегка погладить подушечками пальцев веки, открыть глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image017.jpg

Упражнение: «Движение по горизонтали»      

Вытянуть правую руку прямо перед собой, разогнуть ее в кисти, взгляд фиксировать на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь взглядом  (не поворачивая головы!), перевести руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Перемещать руку по горизонтали в направлении левого плеча (е).  Повторить упражнение, используя левую руку, т. е. сначала поставить ее перед собой, затем переместить влево и вправо. Повторить пять раз, меняя руку. Темп — медленный.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image018.jpghttps://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image019.jpg

Упражнение: «Фиксирование взгляда на приближающихся и удаляющихся пальцах кисти»

Вытянуть правую руку перед собой, разогнув ее, как в предыдущем упражнении. Фиксировать взгляд на ногте среднего пальца. Медленно приблизить кисть к носу и так же медленно привести ее в исходное положение. Повторите 10—15 раз.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image020.jpg

Сначала посмотреть вверх — вниз (а)затем влево — вправо (в, б) и, наконец, — по горизонтальной «восьмерке» слева направо (в) и справа налево (г). Повторить 5—10 раз по каждой фигуре.  Рисую эти фигуры на листе бумаги (д) и во время работы прикрепляю его в небольшом отдалении от рабочего места так, чтобы он попадался на глаза всегда, когда мы делаем перерыв в работе. Это облегчает проведение «глазной гимнастики», поскольку легче «пробегать» глазами по нарисованному и видимому контуру, нежели по воображаемому. Кроме того, отвлекаясь, мы невольно обратим внимание на лист с фигурами, и чаще будем делать гимнастику, что положительно скажется на наших глазах. Во время отдыха можно послушать тихую музыку.

https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image021.jpg

 

 

 https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image022.jpg

 

Комплекс упражнений: «Моторика»

 

 

https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image023.gif

Упражнение «Колечко»

Упражнение способствует развитию координации движений, формированию чувства пространства и точности движений пальцев, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих психическое и интеллектуальное развитие ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу, пальцы врозь. Кончики больших пальцев соединить с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. И далее поочередно с каждым пальцем. Колечки обеих рук приближать на расстояние 1,5–2 см, но не касаться друг друга. Затем всё в обратном порядке. То же с закрытыми глазами. 
То же на каждый счет: большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко. Затем всё в обратном порядке.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image022.jpg

http://dob.1september.ru/2010/09/4.gif

Методические указания

Следить, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными. Вначале очень сложно сделать колечко круглым, т.е. касаться кончиками пальцев у ногтя, оставляя остальные прямыми. Можно предложить детям выполнять колечки сначала на одной руке, а другой придерживать пальцы. 
Более сложный вариант: левой рукой образуют колечки, начиная с мизинца, а правой — с указательного пальца, и наоборот.
Скорость выполнения упражнения увеличивать постепенно. Еще сложнее точно рассчитать расстояние между колечками с закрытыми глазами. Однако при хорошей тренировке упражнение доступно старшим дошкольникам.
Упражнение можно считать освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами под заданный счет, без напряжения и без ошибок три раза подряд.
http://dob.1september.ru/2010/09/5.gif

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image026.jpg

Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –

Друг без друга им нельзя.

Упражнение «Цепочка»

Упражнение способствует формированию у детей координации движений, формированию логики движений и образованию новых условно-рефлекторных связей.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами.
http://dob.1september.ru/2010/09/6.gif

Выпрямить все пальцы и начать вязать цепочку в обратном порядке, начиная с больших и указательных пальцев. 
Вначале цепочку вяжут медленно, в индивидуальном темпе; а затем упражнение выполняют под счет в темпе и ритме, заданном педагогом. 
Повторить упражнение от 2 до 4 раз в одном занятии.

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а в завершение 5 раз подряд выполнить без ошибок с закрытыми глазами.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image022.jpg

При выполнении упражнения с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Колечко — раз, цепочка — два»

Упражнение способствует формированию у детей пальчиковой координации движений, улучшению артикуляционных движений, стимулирующих развитие психических процессов ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь, пальцы врозь.

http://dob.1september.ru/2010/09/7.gif

На счет «один» — образуют колечко с указательными пальцами; 
на счет «два» — вяжут цепочку с указательными пальцами; 
на счет «три» — образуют колечко с указательными пальцами; 
на счет «четыре» — принимают и.п.; 
на счет «пять–восемь» — повторяют описанные движения со средними пальцами. На следующие восемь счетов выполняют упражнения с безымянными пальцами и мизинцами, начиная с мизинцев.

Методические указания

Упражнение осваивается после того, как освоены упражнения «Колечко» и «Цепочка». Все упражнение выполняется на 32 счета — вначале медленно и со зрительным контролем. Затем быстро, под счет. И наконец — самостоятельно, в индивидуальном темпе: 2–3 раза с закрытыми глазами с проговариванием действий и названием пальцев. 
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами в быстром темпе за 32 счета не допущено ни одной ошибки.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image022.jpg

Упражнение «Корзинка»

Упражнение способствует развитию силы мышц и связок кисти, подвижности суставов кисти, формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.

Содержание и техника исполненияhttp://dob.1september.ru/2010/09/8.gif

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу, расстояние между ними 10–15 см. 
Сближая кисти ладонями к себе, пальцы переплетают так, чтобы первые и вторые (дистальные и средние) фаланги продвинулись внутрь и были плотно прижаты к ладоням. Большие пальцы соединить: они образуют «ручку» корзинки. 
С силой стараться соединить основания ладоней, а пальцы внутри («в корзинке») оказывают сопротивление, локти разведены в стороны и остаются неподвижными. 
Задержаться в этом положении три счета, акцентируя внимание на силовом усилии, и обратным движением вернуть пальцы в и.п. Расслабить кисти и быстро-быстро шевелить расслабленными пальцами. 
Повторить упражнение от 3 до 7 раз, постепенно, от занятия к занятию, увеличивая количество повторений. Темп медленный, затем средний.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image030.jpg

Методические указания

Вначале упражнение выполняется с открытыми глазами. Нужно следить, чтобы дети не опускали голову. Затем нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Сосредоточить внимание детей на силовом усилии работы пальцев. После нескольких повторений опустить руки вниз и потрясти расслабленными руками.

 

Упражнение «Сбор ягод»

Упражнение способствует развитию воображения ребенка, а при выполнении с закрытыми глазами — координации движений, положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцы правой руки по очереди с каждого пальца «снимают с ветки ягоды», начиная с мизинца. Затем положение рук меняют: «ягоды с ветки снимают» пальцы левой руки.http://dob.1september.ru/2010/09/9.gif

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно, затем быстро, под счет и с закрытыми глазами. «Снимая ягодку», следует плотно обхватить конечную фалангу и массирующим движением скользнуть по пальцу.
Можно соединить в одно два упражнения — «корзинку» и «сбор ягод».
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image022.jpg

Упражнение «Солнышко»

Упражнение способствует развитию координации движений, психофизической релаксации, повышению работоспособности.

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, предплечья кверху, кисти ладонями внутрь.
На счет «раз» — кисти ладонями от себя, пальцы разведены широко врозь; 
на счет «два» — руки скрестить запястьями, правая перед левой; 
на счет «три» — правую кисть повернуть ладонью к себе; 
на счет «четыре» — правую кисть повернуть ладонью от себя; 
на счет «пять» — смена положения рук, левая перед правой; 
на счет «шесть» — левую кисть повернуть ладонью к себе; 
на счет «семь» — левую кисть повернуть ладонью от себя. Затем все повторить, но начинать с положения «левая кисть перед правой». Повторить все упражнение от 3 до 5 раз.
http://dob.1september.ru/2010/09/10.gif

Методические указания

Вначале упражнение выполняется медленно под руководством педагога с проговариванием каждого действия, а затем самостоятельно, в индивидуальном темпе, но тоже с проговариванием действий. Нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, добиваться осмысленности, эмоциональной регуляции. 
Предложить детям представить, как от каждого пальчика идут лучики и согревают все вокруг. Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его под счет три раза подряд без ошибок.

Упражнение «Бутончик»

Упражнение способствует формированию чувства мышечного ощущения напряжения и расслабления мышц кисти, развитию силы и эластичности работающих мелких мышц и связок кисти, улучшению кровообращения, совершенствованию чувства ритма и темпа.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, кисти ладонями книзу. 
Скользя по столу, кончики пальцев обеих рук собрать в горстку, поворачивая кисти пальцами к себе, а затем, поворачивая кисти, предплечья и ладони кверху, ладонь раскрыть: «цветок раскрывается навстречу солнцу», кисть полураскрыта, пальцы прямые и напряжены. Просчитать от трех до семи счетов (добавляя по одному счету на каждом занятии), удерживая руку
 в этом положении и расслабляя пальцы, обратным движением вернуться в и.п. Отдых три счета и повторить упражнение. 

«Раз-два» — цветок раскрыть навстречу солнцу двумя руками; 
«три-четыре» — обратным движением. 
То же повторить с закрытыми глазами.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу; 
«два-три» — удерживать положение раскрытого цветка; 
«четыре» — принять и.п.
«Раз» — цветок раскрыть навстречу солнцу правой рукой; 
«два» — цветок раскрыть навстречу солнцу левой рукой; 
«три-четыре» — удерживать положение раскрытого цветка; 
«пять» — расслабляя правую кисть, обратным движением вернуться в и.п.; 
«шесть» — расслабляя левую кисть, обратным движением вернуться в и.п.; 
«семь-восемь»— отдых.
http://dob.1september.ru/2010/09/11.gifhttps://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image034.jpg

Методические указания

Вначале внимание концентрируется на технике упражнения, а затем на мышечном ощущении силы сжатия пальцев и расслаблении кисти. Нужно учить детей чувствовать напряжение и расслабление работающих мышц. Следить, чтобы дети смотрели на кисти, не опуская головы. Вдыхать и выдыхать воздух только через нос.

Упражнение «Ворота»     http://dob.1september.ru/2010/09/12.gif

Упражнение способствует развитию точности и пространственной ориентации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, сжать кисти в кулак, положив их на стол, повернув пальцами к себе на расстоянии 2–3 см. Если упражнение выполняется стоя, то руки держат перед грудью, кулаки развернуты пальцами к себе.
Выпрямляя кисть, большие пальцы отставить в согнутом положении, а остальные четыре пальца выпрямленной кисти соединить так, чтобы кончики средних пальцев касались друг друга. Удерживать это положение три счета с закрытыми глазами, постепенно сдвигая кисти, сжать пальцы в кулак. Расстояние между кулаками 1,5–2 см. Упражнение повторить 4 раза, чередуя выполнение с открытыми и закрытыми глазами. Постепенно расстояние между кулаками увеличивается до 20–25 см. То же с закрытыми глазами.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image036.jpg

Методические указания

Следует добиваться осмысленности и точности действий ребенка. Вначале упражнение выполняется в индивидуальном темпе, постепенно увеличивая расстояние между кистями до 25–30 см и останавливая кисти на точно заданном расстоянии. Затем упражнение выполняется под счет педагога.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 5 раз подряд без ошибок.

Упражнение «Дерево»

Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений, развитию воображения и творческого потенциала ребенка.http://dob.1september.ru/2010/09/13.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, предплечья направлены кверху, ладонями внутрь.
Полусогнутые пальцы слегка развести, затем соединить руки скрестно у запястья, левая рука перед правой, прижать кисти тыльной стороной друг к другу. 
Шевелить пальцами три счета: «Ветер дует, листья качаются» — и обратным движением вернуться в и.п. 
Повторить то же самое, но при этом правую руку держать перед левой. Повторить упражнение от 3 до 5 раз в одном занятии.

Методические указания

При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя позу правильной осанки и естественный ритм дыхания через нос.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image038.jpg

 

Упражнение «Корни дерева»

Упражнение способствует развитию подвижности суставов кисти и координации мелких движений.http://dob.1september.ru/2010/09/14.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — руки перед собой, предплечья кверху. 
Плотно прижать друг к другу локти и кисти, а затем, поворачивая кисти по направлению к себе, плотно соединить тыльные стороны кистей, средние пальцы обеих рук соединены по всей длине, большие пальцы отставлены, остальные пальцы слегка разведены и полусогнуты. Стараясь приблизить локти друг к другу, пружинящими движениями опускать кисти вниз: «Корни растут вниз». 
Затем обратным движением вернуться в и.п. 
Отдохнуть на два-три счета и повторить упражнение.

Методические указания

После двух-трех повторений упражнения поднять руки вверх, кисти расслабить и потрясти ими, опустить руки вниз. Вначале упражнение выполняется медленно, а затем выполнять в среднем темпе, легко. Следить за точным положением пальцев.

Упражнение «Коготки»

Упражнение способствует формированию у детей мышечного чувства напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц, улучшению их кровоснабжения.http://dob.1september.ru/2010/10/21.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — кисти расслаблены на столе, ладонями книзу. 
Пальцы развести; напрягая кисти, слегка согнуть и напрячь пальцы: «коготки скребут». 
Затем кисти следует расслабить, потрясти расслабленными кистями и повторить упражнение еще два-три раза. 
Время фиксации напряженных пальцев и количество повторений постепенно увеличивается (на каждом занятии добавляется одно повторение). 
Возможен вариант, когда пальцы правой руки «скребут» ладонь левой, и наоборот. В этом случае упражнение выполняется на обеих руках одинаковое количество раз.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image038.jpg

Методические указания

Пальцы должны быть полусогнуты и сильно напряжены. Расслабление кисти после каждого исполнения обязательно.

Упражнение «Крючки»

Упражнение способствует развитию силы и эластичности мышц и связок кисти руки, повышению общей работоспособности, развитию психофизической релаксации.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, руки свободно лежат на столе, кисти сжаты в кулаки. 
На «раз» — сцепить мизинцы крючком; 
на «два-три» — с силой тянуть руки в стороны; 
на «четыре» — расслабить руки и принять и.п. 
Упражнение повторить 2–3 раза сначала с открытыми, потом — с закрытыми глазами.
http://dob.1september.ru/2010/10/22.gif

Методические указания

При выполнении упражнения с закрытыми глазами акцентировать внимание детей на силовом напряжении всей кисти и пальцев в отдельности. Дети должны знать, что чередование силовых и расслабляющих упражнений способствует улучшению кровообращения в работающих мышцах.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image042.jpg

Упражнение «Стол»

Упражнение способствует развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя или стоя, руки согнуты, предплечья вперед.
Левая рука сжата в кулак ладонью к себе. Сверху на кулак опускается правая ладошка так, чтобы большой палец правой руки прижимался по всей длине к большому пальцу левой руки снаружи. 
Положение рук медленно поменять. 
То же проделать с закрытыми глазами. 
Повторить те же движения под счет:
на счет «раз» — левая рука сжимается в кулак, правая кладется сверху на кулак открытой ладонью; 
на счет «два» — принять и.п.; 
на счет «три-четыре» — повторить те же движения со сменой положения рук. 
Построить те же движения с закрытыми глазами. 
Затем при выполнении упражнения на каждый счет быстро меняется положение рук, сначала в индивидуальном темпе, а затем — в темпе, заданном педагогом.
http://dob.1september.ru/2010/10/23.gif

Методические указания

Смена положения рук выполняется так: сжимая верхнюю кисть в кулак, перемещать ее движением к себе и вниз, а сжатую в кулак кисть выпрямить и опустить на другой кулак. Затем движение повторяется, но кисть двигается в обратном направлении. Положение рук и направление движения нужно менять, чередуя быстрое и медленное выполнение.
Упражнение считается освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами 10 раз подряд, соблюдая следующие требования: а) пальцы плотно прижимать друг к другу, как в кулаке, так и в выпрямленной кисти; б) строго соблюдается указанное направление движений кисти.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image036.jpg

Упражнение «Стул»

Упражнение способствует развитию координации движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности; положительному эмоциональному настрою.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя или стоя, предплечья кверху, ладони внутрь. 
К основанию пальцев левой руки приставить средние фаланги правой руки так, чтобы проксимальные фаланги были горизонтальны относительно пальцев правой руки (получается «ровное сиденье стула»), большой палец правой руки плотно прижать к ладони. 
Разгибая правую кисть, вернуться в и.п. 
Повторить те же движения, но приставляя левую кисть к правой. Акцентировать конечные положения в каждом движении. 
То же проделать с закрытыми глазами, затем — под счет.
И.п. — то же. 
На счет «раз» — изобразить сиденье стула с помощью правой руки; 
на «два» — принять и.п.; 
на «три» — изобразить «сиденье стула» левой рукой; 
на «четыре» — принять и.п.
Затем на каждый счет происходит смена положений рук.
http://dob.1september.ru/2010/10/24.gifhttps://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image045.jpg

Методические указания

Сначала упражнение выполнять в индивидуальном темпе, акцентируя внимание детей на точности положения пальцев. Затем дети выполняют движения под счет педагога: это позволяет менять скорость выполнения движений, сохраняя технику исполнения. 
Нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд.

Упражнение «Лодочка с парусом»

Упражнение способствует формированию мышечного чувства напряжения и расслабления работающих мышц, улучшению их кровообращения, повышению общей работоспособности.http://dob.1september.ru/2010/11/4.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, предплечья на столе, в положении вперед-внутрь, ладонями книзу, без напряжения.
На «раз-два» — обе ладони поставить на ребро, пальцы направлены вперед, подушечки пальцев соприкасаются друг с другом, мизинцы и основания ладоней плотно прижаты друг к другу, полусогнутые большие пальцы прижаты к указательным (как «ковшик»); 
на «три-четыре» — с силой напрягая большие пальцы, отставить и соединить их — «поднять паруса»; 
на «пять-шесть» — напряженные большие пальцы присоединить к указательным и в конце движения расслабить; 
на «семь-восемь» — обратным движением вернуться в и.п. 
Упражнение повторить 4–6 раз. Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image036.jpg

Методические указания

Вначале упражнение выполняется самостоятельно в индивидуальном темпе, затем — под счет. Нужно объяснять детям, что после напряжения кровь быстрее и в большем количестве притекает к мышцам кисти и приносит кислород и другие питательные вещества. В результате пальчики смогут долго и хорошо работать.

Упражнение «Птицы в гнезде»

Упражнение способствует снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.

Содержание и техника исполненияhttp://dob.1september.ru/2010/11/6.gif

И.п. — руки на столе, предплечья кверху, ладони повернуты друг к другу.
Полусогнутые пальцы рук накладываются друг на друга, ладони соприкасаются по краю до основания, большие пальцы прижаты, кисти образуют «гнездо». 
После слов: «Птицы в гнездо прилетели!» — большие пальцы согнуть и прижать к ладоням: «птицы спрятаны в гнезде». 
После слов: «Птицы улетели!» — большие пальцы обеих рук выпрямить и прижать к указательным пальцам.

Методические указания

Все действия проговариваются вместе с педагогом, затем самостоятельно (с подсказкой), потом еще раз вместе с педагогом, и наконец — полностью самостоятельно. 
Двигательное действие простое, поэтому главное внимание нужно сосредоточить на совмещении движений с их точным. Кроме того, нужно чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами.

Упражнение «Птенцы в гнезде»http://dob.1september.ru/2010/11/7.gif

Упражнение способствует формированию чувства ритма, развитию координации движений, развитию воображения.

Содержание и техника исполнения

И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, ладонями внутрь.
Поворачивая правую кисть ладонью к себе, все пять пальцев собрать в горстку (это «птенцы»), а левой рукой обхватить пальцы так, чтобы были видны только кончики пальцев («окошко в гнезде»). 
Задержаться в этом положении два счета и шевелить пальцами, собранными в горстку: «птенцы открывают рот». 
Затем обратным движением вернуться в и.п. 
Повторить упражнение, поменяв положение рук. 
Затем упражнение выполняется под счет.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image049.jpg

Первый вариант

На «раз» — птенцы в гнезде; 
на «два-три» — птенцы открывают рот; 
на «четыре» — принять и.п. 
А теперь поменяем роли для рук.

Второй вариант

Проделываются те же движения, но со сменой положения рук на каждый счет.

Методические указания

Чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами. Второй вариант следует проводить в разном ритме и темпе, начиная от медленного и кончая быстрым, а также с паузами.

Упражнение «Теремок закрыт»

Упражнение способствует увеличению подвижности суставов кисти, развитию координации движений.

Содержание и техника исполненияhttp://dob.1september.ru/2010/11/8.gif

И.п. — сидя, локти на столе, предплечья поставлены вертикально, ладони друг к другу.
Соединить основания ладоней и кончики указательного, среднего, безымянного и мизинца. Большие пальцы плотно прижать друг к другу и согнуть внутрь. 
Задержаться в этом положении 3 счета и, расслабляя кисти, вернуться в и.п. То же повторить с закрытыми глазами. 
Затем проделать те же движения под счет: 
на «раз» — «теремок закрыт»; 
на «два-три» — удерживать положение рук, плотно прижимая кисти друг к другу; 
на «четыре» — расслабить кисти, принять. Выполнять упражнение в среднем темпе с закрытыми глазами под счет от 5 до 10 раз.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image051.jpg

Методические указания

Подушечки пальцев касаются друг друга и плотно прижаты друг к другу, но без лишнего напряжения. При выполнении с закрытыми глазами внимание сосредоточить на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.

Упражнение «Теремок открыт»

Упражнение способствует формированию у детей чувства пространства и точности движений, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности, положительному эмоциональному настрою.http://dob.1september.ru/2010/11/9.gif

Содержание и техника исполнения

И.п. — локти на столе, чуть уже плеч, предплечья кверху, пальцы натянуты без лишнего напряжения.
Кисти полусогнуты. Прямые сомкнутые пальцы обеих рук соединить так, чтобы кисти соприкасались подушечками (мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т.д.), а большие пальцы прижать к указательным; основания ладоней слегка разведены. Развести кисти, сохраняя сомкнутое положение пальцев, на расстояние 10–15 см и вновь соединить. Повторить это движение еще 2–3 раза, а затем расслабить кисти, потрясти руками и вернуться в и.п. Повторять упражнение от 3 до 5 раз.

Методические указания

Чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, акцентируя внимание на мышечном ощущении движений пальцев и правильной осанке. После освоения упражнений «теремок открыт» и «теремок закрыт» под счет можно выполнить новое упражнение, соединяя два положения. Например: 
И.п. — то же; 
на «раз» — «теремок» закрыты; 
на «два» — «теремок» открыть (выпрямить большие пальцы и слегка раздвинуть основания кисти); 
на «три» — теремок закрыть; 
на «четыре» — и.п.;
на «пять–восемь» — все повторить, но начинать с «открытого теремка».
Упражнение считается освоенным, если с закрытыми глазами дети выполняют его 10 раз подряд без ошибок.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image053.jpg

Упражнение: «Кулак-ребо-ладонь»     

Ребёнку показываю три положения руки на плоскости стола, руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь), произносимыми вслух или про себя.

https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image054.jpg

https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image055.jpg

https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image056.jpg

Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

Три мудреца в одном тазу.

Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.
https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image057.jpg

Особое внимание в работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества.
Упражнение: «Зеркальное рисование»

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image058.jpg

Упражнение: «Веселые карандаши»

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.

При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.https://documents.infourok.ru/6dc4132a-a606-4047-a074-b1f90454949e/0/image057.jpg

       Упражнения для развития психических процессов:

      Абстрактно - логического мышления (левое полушарие):

   В результате упражнений улучшается память, повышаются  интеллектуальные возможности, активизируется работа головного мозга.

  Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

  Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

  Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, — 1 мин.

  Массировать нос, подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, — 20 раз.

  Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.

     Развитие внимания:

  Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делается через рот при каждой смене рук.

   Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.

Развитие памяти:

  Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основании каждого пальца с наружной и внутренней стороны.

  Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...

Кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения

Обеспечение гармоничного  физического развития .совершенствование умений и навыков в основных видах движений.развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, активности и с...

Консультация "Виды кинезиологических упражнений для работы с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит информацию по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста....

Кинезиологические упражнения. Зачем они нужны? Подборка кинезиологических упражнений для детей 2-3 лет.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, а также трудностями при адаптации.Наши мысли, тело и эмоции непосредственно связ...

Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, св...

Консультация для родителей «Виды кинезиологических упражнений»

Консультация для родителей «Виды кинезиологических упражнений»...