Комплексы коррекционно - развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смирнова Наталья Алексеевна

Данные комплексы коррекционно-развивающих упражнений рекомендованы для проведения моторгого тренинга по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексы   коррекционно  - развивающих  упражнений  для совершенствования  всех  видов  координации  движений, телесной  и  

  пространственной  ориентации.

Комплексная  разминка  для младшей  группы.

Дыхательное упражнение «Ракета».

И.п. – стоя.

Глубокий  вдох  через  нос, руки  медленно поднять  через стороны  вверх, ладони  свести  вместе, плотно  прижав  друг  к  другу, потянуться  вверх, задержав  дыхание. Медленный  глубокий  выдох  со  звуком  А, руки  в  такт  выдоху  опускаются  вниз  через  стороны.    Выполняется  1 раз.

Упражнение «Болтушка».

И.п. -  стоя, рот широко раскрыт, прямые  руки  подняты  вверх.

Одновременно с движениями  широкого  мягкого  языка  вперед – назад  двигаются  вперед – назад мягкие, расслабленные  кисти  рук (локти  не сгибать).   5-10 сек.

Упражнение для  глаз «Право – лево».

И.п. – стоя, руки  в  стороны.

Не поворачивая  голову, посмотреть  на  пальцы  правой  руки, затем – левой.

Выполняется  по  3  раза  в каждую  сторону.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Улыбка».

И.п. – стоя, руки  согнуты  в  локтях и  выставлены  перед грудью  ладонями  вперед, губы  и  зубы  сомкнуты.

Растянуть  разомкнутые  губы, одновременно  развести  руки  в  стороны и произнести  длительно, протяжно  звук  И. Выполняется   5 раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Трубочка».

И.п. – стоя, губы  и  зубы  сомкнуты, руки  согнуты  в  локтях  и  выставлены  преред  грудью  ладонями  вперед.

Длительно  и  протяжно  произнести  звук У, вытягивая  губы  вперед  «трубочкой», при  этом  ладони  соединяются  перед  грудью, локти  разводятся  в  стороны. Выполняется  5  раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Щелканье».

И.п. – стоя, прямые  руки подняты  вверх над  головой.

По команде  одновременно  с цоканьем  языка  сжимаются  и  разжимаются  кулаки обеих рук одновременно.   Выполняется  5-10  раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  « Коготки».

И.п. – стоя, руки  согнуты в локтях и выставлены перед  грудью  ладонями  вперед. Губы  растянуты  в  улыбке.

По  команде  сильное  полусгибание  и  разгибание  пальцев.  5-10 сек.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Толстый хомяк».

И.п. – стоя, ноги  вместе, руки  опущены  вдоль  тела.

Прямые  руки  вытянуть  в стороны, пальцы  при  этом разведены  с  силой. Ноги  раздвинуть  прыжком  на  ширину  плеч, щеки  надуть (3-5 сек.). Вернуться  в  и.п. Выполняется  5 раз.

Упражнение «Болтушка».

Игра «Хлоп – топ».

И.п. – стоя.

Услышав  звук  бубна, хлопнуть  в  ладоши, а услышав свисток- топнуть  ногой.   3-5 раз.

Релакс – минутка.

И.п.- лежа. Педагог  тихим  голосом подает инструкцию: «Представьте, что  вы  лежите на солнышке, дует теплый  ветерок, тихо шуршат над головой  листья деревьев. По небу  плывут  пушистые  облака. (Пауза 2 мин.). Откройте  глаза и медленно встаньте. Сделайте  медленный  плавный вдох через стороны вверх, с силой потянитесь, выдохните с силой со звуком А.

Коноваленко С.В.,  Кременецкая М.И.  Развитие  психофизиологической  базы  речи  у  детей  дошкольного возраста с нарушениями  развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.

Комплексная  разминка   для   средней   группы.

Дыхательное упражнение «Ракета».

И.п. – стоя.

Глубокий  вдох  через  нос, руки  медленно поднять  через стороны  вверх, ладони  свести  вместе, плотно  прижав  друг  к  другу, потянуться  вверх, задержав  дыхание. Медленный  глубокий  выдох  со  звуком  У, руки  в  такт  выдоху  опускаются  вниз  через  стороны.    Выполняется  1 раз.

Упражнение «Болтушка».

И.п. -  стоя, рот широко раскрыт, прямые  руки  подняты  вверх.

Одновременно с движениями  широкого  мягкого  языка  вперед – назад  двигаются  вперед – назад мягкие, расслабленные  кисти  рук (локти  не сгибать).   5-10 сек.

Выполняется  по  3  раза  в каждую  сторону.

Упражнение «Улыбка» - «Трубочка»

И.п. – стоя, руки  согнуты  в  локтях и  выставлены  перед грудью  ладонями  вперед, губы  и  зубы  сомкнуты.

Растянуть  разомкнутые  губы, одновременно  развести  руки  в  стороны. Молча  вытянуть  губы  вперед «трубочкой», при  этом  ладони  соединяются  перед  грудью, локти  разводятся  в  стороны. Выполняется  5 раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Окно».

И.п. – стоя, рот закрыт, руки  согнуты  в  локтях, пальцы  сжаты  в  кулаки.

Рот  беззвучно  широко  открывается, кулаки  разжимаются, пальцы  разводятся  с  силой. Закрывается  рот, пальцы  при  этом  сжимаются  в  кулаки. Выполняется  5-7 с.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Качели  маленькие»

  И.п. – стоя,  руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью, кисти напряжены, пальцы  плотно  прижаты  друг  к  другу, рот  широко  раскрыт.

Выполняя  движения  высунутым  языком  вверх – вниз, двигают  кистями  рук также вверх – вниз. Движения  языка  и  рук  сопровождаются  синхронными  движениями  глаз, голова  при  этом  неподвижна.   Выполняется  5 раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение  «Щелканье».

И.п. – стоя, прямые  руки подняты  вверх над  головой.

По команде  одновременно  с цоканьем  языка  сжимаются  и  разжимаются  кулаки обеих рук одновременно, затем  поочередно  то  правой, то  левой  руки. Выполняется 5-10  раз.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Ножницы»

И.п. – стоя.

  По  команде «Вверх; в  стороны; вниз» изменяют  положение  рук, разводя  при  этом пальцы  в  стороны  и  сводя  их  вместе.  Выполняется  5-10 сек.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Ножницы».

И.п. – стоя, руки  разведены  в стороны на  уровне  плеч, губы  растянуты  в  улыбку.

Покусывание  кончика  широкого  языка, кулаки  правой  и  левой рук  поочередно  сжимаются  и разжимаются  в  такт  движениям  челюстей.  Выполняется 10 сек.

Упражнение  «Болтушка».

Упражнение «Толстый хомяк» - «Худой  хомяк».

И.п. – стоя, ноги  вместе, руки  опущены  вдоль  тела.

Прямые  руки  вытянуть  в стороны, пальцы  при  этом разведены  с  силой, щеки  надуть (3-5 сек.). Обнять  себя  за  плечи, втянув  щеки  (3-5 с.). Выполняется  5 раз.

Упражнение «Болтушка».

Игра «Хлоп – топ».

И. п. – стоя. Услышав звук А, хлопнуть в  ладоши, на  звук И- топнуть  ногой.

Упражнение на  релаксацию.

                       Комплексная  разминка   для  старшей  группы.

1. Дыхательные  упражнения:

-   «Ракета» :  вдох через нос, руки медленно поднять  через стороны вверх, ладони  свести  вместе, плотно  прижав  друг  к  другу; медленный  глубокий  выдох со  звуком А, руки  в  такт  выдоху  опускаются  вниз  через  стороны;    1 раз.

-  «Обнимашки»:  вдох через нос, обняли  себя  за  плечи, задержали  дыхание; выдох –  медленный  глубокий  выдох  со  звуком О.   1 раз.

2.  « Болтушка». И.п. -  стоя, рот широко раскрыт, прямые  руки  подняты  вверх.

Одновременно с движениями  широкого  мягкого  языка  вперед – назад  двигаются  вперед – назад мягкие, расслабленные  кисти  рук (локти  не сгибать).  6  сек.

3. Упражнения  для  губ:

-  «Улыбка»:  руки  в  стороны, большой и указательный пальцы  соединяются;

-  «Трубочка»:  ладони  перед  грудью  соединены;

-  « Рупор»:  все  пальцы соединяются, делая шар;

-  «Окно»:  руки  вверху образуют круг. 3 раза  

4.   « Болтушка».

5.  «Качели большие»: И.п. – стоя, ноги на ширине  плеч, прямые  руки  вытянуть  вперед, Выполняя  движения  высунутым  языком  вверх – вниз, двигают  кистями  рук вверх – вниз.    

    «Качели  маленькие»: руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью. Движение  языка   вверх – вниз внутри  полости рта; язык  упирается то в верхние, то в нижние зубы.  6 раз.

6. «Болтушка».

7.  «Часы  большие»: И.п. – стоя, прямые  руки  вытянуты  перед  грудью ладонями  вперед, пальцы  прижаты  друг  к  другу. Движение  языка снаружи  полости  рта с одновременными  движениями  кистей  рук и глаз вправо – влево. 6 раз.  

     «Часы  маленькие»:  руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью ладонями  вперед, пальцы прижаты  друг  к  другу, рот  широко открыт; движение  языка  внутри  полости  рта вправо – влево (язык  поочередно  упирается  то  в  левую, то  в правую щеку) с  одновременным  движением  кистей  рук  вправо - влево.   6 раз.

8.  «Болтушка».  

9.  «Накажем непослушный  язык»: И.п. – стоя, руки  согнуты  в  локтях  перед  грудью, большой  палец  соединен  с  остальными; продвигаем  руки  вперед,  сжимая  и  разжимая пальцы  в  такт  движениям  челюстей.  10 сек.

10.  «Болтушка».

11.  «Толстый  хомяк» – «Худой  хомяк»: И.п. – стоя, ноги  вместе, руки  опущены  вдоль тела. Руки в стороны, пальцы  при  этом разведены  с силой, ноги  раздвинуть  прыжком на  ширину  плеч, щеки  надуть (3-5 сек). Обнять  себя  за  плечи, втянув  щеки, соединить  ноги  прыжком (3-5 сек.).   6 раз.

12.  «Болтушка».

13.  «Запасливый  хомяк»:  и.п. - руки  на  животе, язык лежит  на  нижней  губе; правую  ногу  и  руку  отставить в  правую  сторону, надуть  правую щеку ( 3-5 сек.), левая  рука  на  животе; левую ногу  и  руку  отставить  в левую  сторону, надуть  левую  щеку ( 3-5 сек), правая  рука  на  животе.   6 раз.  

14.  «Болтушка».

15.  «Змея»: И.П. – стоя, руки  согнуты  в локтях, кисти  охватывают  параллельные плечевые  суставы, рот  закрыт, веки  опущены, язык  лежит  свободно. На сигнал «Раз» -  руки  и язык  резко выбрасываются вперед, пальцы  сжимаются  в  щепотки, глаза  широко  открываются. Затем  руки  медленно  сгибаются  и  возвращаются  на  плечи, язык  медленно  расслабляется   и  возвращается  на  место, глаза  закрываются.   6 раз.  

16. « Болтушка».  

17.  «Щелканье»: И.п. – стоя, прямые  руки  вытянуты  вперед.  По  команде  одновременно  с  цоканьем  языка  сжимаются  и  разжимаются   сначала  кулаки  обеих  рук  одновременно, затем  поочередно  то  правой, то  левой  руки.  10 раз.

18.    «Болтушка».

19.  Для  глаз. «Мы  снежинки  увидали, со  снежинками  играли.

                         Снежинки  вправо  полетели - дети  вправо  посмотрели,

                          Снежинки  влево  полетели - дети  влево  посмотрели.

                          Ветер  вверх  их  поднимал  и  на  землю  опускал.»

20.    «Болтушка».

21.  Упражнение на  релаксацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс коррекционно-образовательных мероприятий по формированию описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи

Приложение к  статье "Формирование описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи"....

Комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в формировании УУД и предпосылок.

Одной из задач, обозначенных в ФГТ, является «учет  особых образовательных потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья», т.е детей, имеющих недостатки в физическом или психиче...

Комплексы коррекционных физкультурных минуток для детей с нарушением зрения

Данные комплексы коррекционных физминуток  рекомендуется использовать для детей с нарушением зрения, а также можно  использовать для детей, занимающихся  непосредственно организованной ...

Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...

Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОНР

Рассматриваются современные методы логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи....

Комплекс коррекционных упражнений.

Включает в себя специальный комплекс упражнений по коррекции осанки и профилактике плоскостопия....

Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.

Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...