Логопедический массаж ложками
материал по логопедии (подготовительная группа)

Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых растройств является логопедический массаж. Это новая методика логопедического массажа, которая имеет ряд преимуществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедический массаж ложками21.02 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

Тема:

«Логопедический массаж ложками»

Логопедический массаж является действенным методом коррекции речевых нарушений.

В настоящее время существует много разновидностей логопедического массажа – это классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж по биологически активным точкам, массаж зубной щеткой и другие. О. К. Крупенчук предложила методику логопедического массажа с использованием ложек. Такой массаж может проводить не только логопед, но и родители ребенка, получившие рекомендации по выполнению массажных упражнений от специалиста и конечно воспитатель.

Задачи логопедического массажа ложками

  1. Стимуляция дозревания корковых отделов речедвигательной системы. Дело в том, что стимуляция переферических звеньев речедвигательной системы (артикуляционного аппарата) способствуют функциональному и анатомическому созреванию ее корковых отделов.
  2. Стимуляция проприоцептивных ощущений – ощущение от положения своего тела в пространстве.
  3. Уменьшение или прекращение судорог, синкенезий, тремора.
  4. Улучшение качества артикуляционных движений.
  5. Сокращение или предотвращение рецидивов. Часто после болезни или перерыва в занятиях (особенно после летнего отдыха) дети могут демонстрировать возврат старого, дефектного произношения.
  6. Помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов.
  7. Помощь в ликвидации асимметрии лица – часто мышцы поражены только на одной стороне, что приводит к перекашиванию рта, отклонению языка, боковому произношению, несимметричной улыбки и другим дефектам.
  8. Помощь в нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Преимущества логопедического массажа ложками:

  • ложки есть в каждом доме, а если нет нужных — их легко приобрести, это не дефицит;
  • с ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды);
  • с ложкой умеют обращаться все — они просты в применении и безопасны;
  • массаж ложками может служить хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);
  • массаж ложками — это хорошая профилактика отрицательной реакции на логопедический массаж;
  • массаж ложками помогает в практическом усвоении предлогов и предложных слов;
  • ребёнок, делая самомассаж ложками, легко усваивает названия частей лица;
  • массаж ложками легко освоить заинтересованным родителям и применять в домашних условиях;
  • движения массажа достаточно просты, и дети их легко усваивают, что позволяет проводить самомассаж;
  • применение ложечного самомассажа в логопедии даёт ещё и развитие мелкой моторики у ребёнка;
  • делая самомассаж, ребёнок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Выбор ложек

  Для массажа детей следует использовать чайные или кофейные ложки, одному ребенку потребуется две ложки. Ложки должны быть выполнены из нержавеющей стали, черпак должен быть закругленным, а черенок не должен иметь резных краев и украшений. Перед каждым использованием ложку необходимо мыть. Если ребенок будет выполнять самомассаж ложками, ему также следует вымыть руки. Массаж выполняется под стихотворение, которое читает взрослый. Ребенок при этом выполняет массажные движения, соответствующие тексту стихотворения.

Цели упражнения с ложками

  • запоминание частей ложки
  • закрепление различных положений ложки в руке, нужных для массажа
  • освоение движений массажа
  • развитие мелкой моторики
  • развитие умения ориентироваться в пространстве
  • упражнения в синхронной работе рук
  • коррекция нарушений слоговой структуры.

Все упражнения выполняется под чтение стихотворения. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются неспецифическим способом коррекции нарушений слоговой структуры.

Упражнения для самомассажа

 

Лоб погладили мы нежно

И расслабили прилежно

(поглаживание горками ложек вокруг лобных бугорков)

 

А потом очки надели

И читали две недели

(поглаживание горками ложек вокруг глаз: от внутреннего угла бровей к наружному, затем под глазом ведем к внутреннему углу)

Как погладить щеки нам

Не сдвигая кожу там,

(круговое поглаживание горками ложек по щекам)

 

Растереть свои височки,

Надавив в последней точке

(спиральное растирание горками ложек висков с фиксацией и легким нажатием в конце движения)

Покружиться меж бровей,

Чтобы стало веселей,

 (спиральное растирание пространства между бровями)

 

Повернуть боками ложки,

Вытирать со щечек крошки

(Движения снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака)

 

После складочки скребем

(Скребущие движения кончиками ложек по носогубным складкам) 

Нажимаем их потом

(Частые нажатия кончиками ложек по всей длине носогубных складок)

 

Поскребем по губке тоже –

(скребущие движения по верхнее губе кончиками ложек)

Забывать о ней негоже.

(скребущие движения по нижней губе кончиками ложек)

 

И нажмем концами ложек,

Как нажать их сможет ежик.

(неглубокие частые нажатия по всей длине губ)

 

Разомнем получше щеки,

Круг рисуя там глубокий.

(Круговые разминания щек  горками ложек, начиная от носогубных складок, далее к скулам, жевательным мышцам и углам рта)

 

Там, где губок уголочки,

Крутим мелкие кружочки.

(Круговое разминание горками ложек возле углов рта)

 

Щеки можно посдвигать

Вверх и вниз, и вверх опять.

(Зигзагообразное разминание горками ложек от углов рта к козелкам)

 

И у мышц жевательных

Покрутить желательно.

(круговое разминание жевательных мышц)

И у подбородка Круг рисуем чётко.

(круговое разминание подбородочных мышц)

 

Гладим личико. Опять

Начинаем разминать.

(поглаживание пространства между бровей, затем вокруг лобных бугорков, далее через виски к жевательным мышцам)

Покатаем по бровям

Детскою лошадкой

(симметричное прокатывание черпачков от кончика ложки к черенку по линии бровей)

И покатимся к губам

Носогубной складкой

(симметричное прокатывание черпачков от кончика ложки к черенку по линиям носогубных складок)

 

И к бокам от серединки

Губ прокатим половинки.

(симметричное прокатывание черпачков от кончика ложки к черенку по половинкам губ)

 

Губку в складку собираем,

Вверх и вниз ее сдвигаем,

 (Собрать горкам ложек верхнюю губу в вертикальную складку и перетирать ее вверх-вниз)

И другую собираем,

Тоже вверх ее сдвигаем.

(то же  движение с нижней губой)

 

Прижимаем наши губы,

Разминаем их негрубо;

(прижимать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу к зубам и деснам внешней стороной кончиков ложек)

Между пальчиком и ложкой

Жмем и крутим их немножко.

(кончик ложки помещаем за верхнюю губу, с внешней стороны прижимаем пальцем и выполняем круговые движения)

 

А потом нажмем негрубо

Мы десну над каждым зубом.

 (прижимаем десну через верхнюю губу внешней стороной кончика ложки)

 

И по нижним мы пройдем,

И под каждым мы нажмем.

(то же действие)

 

Под глазами по веснушкам

Мы пройдем к ушей верхушкам.

Гладим-гладим по щекам

От губы и к козелкам.

 

Внизу погладим щечки

От подбородка к мочке.

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2022 – 2023 учебный год

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ ЛОЖКАМИ»

                         Учитель-логопед: О.Д.Петренко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования логопедического массажа ложками.

В презентации и докладе освещены актулаьность, цели и задачи использования логопедического массажа ложками в работе над произносительной стороной речи неслышащих дошкольников. Описаны противопоказания...

Буклет логопедический массаж ложками в сеьях неслышащих дошкольников.

В буклете представлен практический материал для реализации полученных знаний на мастер-классе. Буклет включает упражнения на развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж лица, речевой материал сопров...

Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"

1.     опыт работы на тему:«Логопедический массаж  ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....

Буклет "Логопедический массаж ложками"

Массажные движения лица   сначала выполняет ребенку кто-то из взрослых, а затем, постепенно обучайте ребенка самомассажу (используйте зеркало – это поможет ребенку контролировать выполняемые...

Логопедический массаж ложками

ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА ЛОЖКАМИ- улучшени е качества артикуляционных движений,- помощь в формировании нужного уклада артикуляционных органов,...

Логопедический массаж ложками

Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является массаж. Массаж известен уже не одно тысячелетие, причём у всех народов мира.Массаж ускоряет обратное развитие речевого нар...