Использование цвета в практической деятельности специалиста-дефектолога
статья по логопедии

Аннотация – многочисленные исследования психологов указывают, что для реализации гуманистического подхода к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо пристальное внимание к изучению природы ребенка. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен.  Как помочь таким детям познать свое Я, раскрыть свое эмоциональное состояние на уроках чтения при восприятии художественного произведения? Средством, способным решить все эти задачи является наука о цветоведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цвета в практической деятельности специалиста-дефектолога

Аннотация – многочисленные исследования психологов указывают, что для реализации гуманистического подхода к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо пристальное внимание к изучению природы ребенка. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен.  Как помочь таким детям познать свое Я, раскрыть свое эмоциональное состояние на уроках чтения при восприятии художественного произведения? Средством, способным решить все эти задачи является наука о цветоведении.

Ключевые слова: цветоведение, чувство цвета, эмоциональный тонус, цветовое воздействие, цветовой тест, артпедагогика, цветовой эквивалент, цветовая гамма.

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.

Следует отметить, что обычно исследование цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете – цветоведение, включающее физический, физиологический и психологический аспекты изучения цвета.
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Я.А. Каменский.
Интерес к цвету, по мнению Я.А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.
Надо использовать только те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы окружающих ребёнка, и необходимо предоставлять детям самим выбирать ту или иную окраску.

Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Через цвет они начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей. Часто всего ребёнок, изображая предметы, даёт им такую цветовую характеристику, которая не связана с реальным изображением.
Ребёнок очень восприимчив к цвету, то зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемому герою: мама, бабушка, любимый кот, собачка изображены в рисунках детей яркими радостными красками, и в то же время в изображении отрицательных героев преобладают тёмные тона. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей. Детей очень радует звонкая яркость, нарядность, праздничность росписи, то есть яркие, чистые краски на белом фоне.

 Дети интуитивно улавливают цветовой образ, называя цвета, они сопоставляют их с сочетаниями  добрыми и злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых – холодными, тёмными и даже чёрными тонами. Тёмные тона у них символизируют зло, страх, а яркие – добро, радость, счастье и так далее [1].

Большое значение Я. А. Коменский уделял формированию чувства цвета в процессе восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Он считал, что благодаря художественным образам, ребенок способен лучше воспринимать и подмечать различные цвета и наслаждаться ими.

Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.

Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М.Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.

Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения [2].

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется  на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.И.Сакулина, Н.А.Ветлугина, В.А.Езикеева, Т.С.Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства [3].

Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции, а прежде всего, — мышление. Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. В исследовании А.И. Берзницкаса (1980) было получено 8 цветовых профилей интеллектуальных эмоций, которые автор соотносит с основными фазами мыслительного процесса.  Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, а также данные психологии цвета позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

1. Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний.

 2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, согревающий, увеличивающий мышечную активность, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др.

3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и др.

4. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию.

Цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале практического психодиагноста. Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам. Важно отметить и такое достоинство цветовой психодиагностики, как ее игровой характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию и рассматривает вопросные методы в качестве провокационных и «опасных» для себя [4].

Наибольшую критику из известных на сегодня методов цветовой психодиагностики вызвал в отношении себя цветовой тест Люшера (ЦТЛ). В настоящее время существует два варианта теста Макса Люшера: краткий и полный. Краткий вариант ЦТЛ представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Полный вариант ЦТЛ — «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц: 1. «серого цвета» 2. «8-ми цветов» 3. «4-х основных цветов» 4. «синего цвета» 5. «зеленого цвета» 6. «красного цвета» 7. «желтого цвета».

Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения. Ядро теоретической концепции М. Люшера составляют два понятия — «структура» и «функция» цвета. Под «структурой» цвета понимается устойчивое, общее для всех людей, независимо от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значение этого цвета. «Структуру» можно назвать «объективной» стороной цветового воздействия. Индивидуальный смысл цвета для конкретного человека выражается в «функции» цвета, то есть в характере отношения человека к цвету. В «функции» человеку открывается лишь определенная область «структуры» [5].

Тест цветных пирамид. Данный тест, созданный в 1952 году Р. Хейсом и Г. Хилтманом на основе работ М. Пфистера. Основным принципом теста, как и в Цветовом тесте Люшера, является констатирование связи между субъективным предпочтением цвета и личностными особенностями человека, в том числе и интеллекта. Процедура теста заключается в оклеивании цветными квадратиками (всего 24 цвета) 3-х или большего числа схем-протоколов пирамид, содержащих 15 пустых квадратов. Оценка результатов включает подсчет частоты выборов основных тонов, без учета оттенков. По количеству использованных и не задействованных цветов в пирамидах определяется широта сферы эмоционального реагирования испытуемого. По форме пирамиды (характеру оклеивания ее цветами) выносится суждение об интеллектуальных особенностях личности [4].

Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда. ЦТО является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд — 1985). Теоретической основой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева структуры отношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания. Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним. Методика оценивается ее авторами как проективная, так как согласно получаемым результатам, позволяет выявлять неосознаваемые компоненты отношений, минуя механизмы психологической защиты. В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера [6].

Анализ литературных источников убеждает нас в том, что использование цвета в работе с детьми влияет на их психическую деятельность, на познавательное и эмоциональное развитие, подводит их к более глубокому восприятию и пониманию познавательной деятельности.

Применение артпедагогической системы с использованием цветотерапии как чувственной основы развития речемыслительной деятельности в специальном (дефектологическом) образовании рассматривается во взаимодействии педагогики и искусства.

В школе для учащихся с тяжелыми нарушением речи урок любого цикла имеет специфические особенности: медленный темп работы, трудности в применении и переносе полученных знаний в новую ситуацию, а любые срезы ЗУНов показывают низкий уровень их качества. Перед учителем начальной школы возникает проблема: как организовать работу на уроке для такого разнородного контингента учащихся, какие приемы использовать для того, чтобы смысл прочитанного в статье учебника, в энциклопедии, в художественной литературе был понят всеми учащимися, а приобретенные знания могли быть перенесены в иную учебную ситуацию?

Несоответствие требований к ЗУНам по предмету, реальным возможностям школьников с нарушениями речи может послужить причиной возникновения стойкого негативизма к чтению, так и к урокам литературы, личности педагога, который со своими «требованиями», попытками «заставить» читать, проверочными работами, тестами и т.д. в глазах ребенка является создателем психотравмирующей ситуации, которую он пассивно или агрессивно старается избежать.

Одним из творческих приемов, который помогает школьнику с речевой патологией избежать ситуации неуспеха, способствующий совершенствованию навыка осмысленного чтения и формирования обобщения и осуществления переноса полученных знаний в иную ситуацию, является, по мнению Щербининой Е.В., [7] распределение судеб героев в цветном эквиваленте. В поддерживающей педагогической системе преподаватель-предметник, создав цветовую гамму, может достигать значимых результатов без использования каких-либо других средств воздействия. Это задание доступно в той или иной степени для каждого ребенка.

Очень часто после прочтения и разбора с учащимися того или иного произведения остается ощущение, что, несмотря на насыщенность урока, дети «не пропустили судьбу героев через себя». И тогда на помощь приходит цвет.

При использовании цветовой гаммы следует дифференцировать ритм воздействия цвета на человека, которое хорошо иллюстрируется рисунком.

Рисунок  1

Учащиеся наклеивают на лист белой бумаги последовательность карточек из цветной бумаги, изменение цветов которых отражает изменения в судьбе конкретного героя. Затем каждая работа демонстрируется, учащиеся пробуют пересказать сюжет с опорой не на план, не на слова и словосочетания, а на цвет, который соответствовал тому или иному эмоциональному состоянию человека. Таким образом, формируется умение кодировать и декодировать различные виды информации, переводить словесную (текстовую) информацию в цветовую («эмоциональную»), и наоборот.

В данном виде работы проявляется индивидуальность восприятия сюжета произведения каждым ребенком, развивается восприятие, ассоциативное мышление, память. Учащиеся получают возможность сравнивать, спорить, отстаивать свою точку зрения, то есть общаться. Данное задание – это и своеобразная эмоциональная «разгрузка» на уроке, отдых для глаз, а стимулирование различных анализаторов способствовало более прочному усвоению информации.

Безусловно, для того чтобы это задание было успешно выполнено, необходима подготовительная работа: беседа о цвете и настроении, которое с его помощью можно выразить, анализ цветовой гаммы картин художников, определение роли цвета в литературном произведении, формирование и коррекция представлений учащихся об эмоциональном состоянии человека и его цветовом отражении, неоднократное коллективное выполнение подобного цветового «анализа». В дальнейшем детям предлагается выполнить это задание на основе их личного жизненного опыта, рассказать о событиях, которые нашли отражение в том или ином цвете. Так школьники учатся анализировать, сопоставлять, выражать свое настроение, рассказывать о нем вербально и невербально.

Использование данного направления и разработанные задания помогают проводить дифференцированный опрос учащихся, дозировать речевую, текстовую или визуальную информацию в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Каждый учащийся с речевой патологией чувствует себя успешным на уроке, имеет возможность проявить свою индивидуальность. Сами того не замечая, дети стараются читать более вдумчиво, чтобы получать достаточную информацию для творческого переосмысливания; повышается мотивация к обучению и общению.

Рациональное сочетание традиционных методов и приемов с нетрадиционными, творческими помогает детям с речевой патологией не чувствовать себя «отстающими» и не испытывать негативизма к чтению.

Литература:

  1. Рефераты, дипломы, курсовые работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.coolreferat.com, свободный.
  2. Про детей. Психология и педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prodetey.su/poleznoe/, свободный.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: Учеб. для студ. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: «Академия», 2001. - 248 с.
  4. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru, свободный.
  5. Люшер, М. Сигналы личности [Текст] / М.Люшер. - Воронеж, 1993. – 129 с.
  6. Бажин, Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО) [Текст] / Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд. Методические рекомендации.  - Л., 1985. - 18 с.
  7. Щербинина, Е.В. Особенности читательской деятельности учащихся с нарушениями речи и некоторые приемы преодоления негативизма к чтению [Текст] / Е.В.Щербинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008 №3. 42-47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет (самоанализ) об эффективности использования в практической деятельности современных образовательных технологий.

p { margin-bottom: 0.21cm; } Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств л...

Использования в практической деятельности СОТ воспитателя

В современном мире всестороннее развитие невозможно без использования современных образовательных технологий.С целью достижений новых образовательных результатов использую следующие образовательные те...

Метод.объединение "Использование технологии деятельностного подхода в практической деятельности с детьми"

Деятельностный подход - это:Ø Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....

Презентация "Использование ИКТ в практической деятельности воспитателя"

Использование ИКТ в практической деятельности воспитателя....

Технологии использованные педагогом в практической деятельности

Технологии исползованные педагогомв практической деятельности....

Использование театрализации в практической деятельности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении

Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импр...