Метод.объединение "Использование технологии деятельностного подхода в практической деятельности с детьми"
презентация к уроку по теме

СМИРНОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Деятельностный подход - это:

Ø Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Ø Предполагает  открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Деятельностный подход - это:

  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
  • Предполагает  открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Ставит следующие задачи перед педагогом:

  • Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;
  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать ребенку сформировать у себя  умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Ситуация воспитывающей деятельности

должна содержать в себе:

  • Социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно полезной и лично значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;
  • Возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов деятельности, общения, активной жизненной позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, готовности не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.

      Деятельность должна быть лично значимой и общественно полезной.

Принципы деятельностного подхода:

  • принцип субъектности воспитания;

Воспитанник  - не объект воспитательно - образовательного процесса, не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.  Воспитание при этом понимается как « восхождение к субъектности».

Какую же реальность представляет собой «субъект» в психологии и

  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

Виды ведущей деятельности:

  • Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

  • Предметно - манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно - манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

  • Игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

  • Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

  • принцип учета сензитивных периодов развития;

Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Например, до 3 лет - сензитивный период речевого развития, 4,5- 5 лет - развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как

предметного, так и одинакового, символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.

  • принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;

  Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:

« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

Согласно  теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца),  основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

Деятельность должна быть социально - значимой и общественно - полезной.

  • принцип обязательной  результативности каждого вида деятельности;

  • принцип высокой  мотивированности любых видов деятельности;

  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

      Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта  собственных переживаний.

  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности;

  • принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии  ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Структура деятельности:

 

Итак, золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.



Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации творческих игр дошкольников

  • Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре;
  • Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей;
  • Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений.

Педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников

Предполагает:

  • Регулярную диагностику игровой деятельности и учет ее результатов при взаимодействии с детьми в игре.
  • Наличие игровой позиции, сочетающей прямые и косвенные способы взаимодействия.
  • Поэтапное изменение тактики педагога.
  • Отбор содержания игр на основе интересов современных дошкольников.
  • Ориентация педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игре, их дальнейшее развитие.
  • Создание современной предметно – игровой среды.

Игра способствует:

  • в игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на результат действия (получение итога, как в продуктивном действии), а на его процесс и связанные с ним способы его осуществления;
  • в ролевой игре в коллективе детей рождается произвольное поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно;
  • в игре дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования и учатся им подчиняться; подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли (иначе говоря, игра как бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка);
  • в игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно  в сюжетно-ролевой игре  высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется;
  • игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение.



Предварительный просмотр:

Тема: «Семья», «Дочки-матери»

Возрастная группа: средняя группа, старшая группа,  подготовительная      

                                    группа

 Задачи:

Образовательные:

  • Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Развивающие:         

  • Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные:

  • Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Активизация словаря:  родственники.

Предварительная работа:

  • Задание детям: узнать дома о труде родителей
  • Наблюдение дома за родителями, труд, взаимоотношения.
  • Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала.
  • Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.  
  • Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома».
  • Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся».
  • Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа.
  • ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы,  презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)
  • Заучивание стихов о маме, бабушке, дедушке, папе.
  • Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
  • Рассматривание иллюстраций, и семейных фотографий.
  • Рисование: «Моя семья»
  • Аппликация: «Цветы для мамы»
  • Лепка: «Подарок папе»
  • Ручной труд: Изготовление с детьми атрибутов к игре.
  • Работа с родителями: проект «Родословная» - древо моей семьи.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Предметно-игровая среда: предметы домашнего обихода, куклы.

Куклы  - мальчики и девочки (несколько), коляски детские (кукольные), посуда , мебель  для кукольной комнаты,  сумочки, одежда для ряженья (шляпки, галстуки, косынки, пелеринки), бытовые приборы (игрушечные) – холодильник, стиральная машина, утюг, пылесос.

Игровые действия и ситуации: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Мама заботливо кормит, одевает, раздевает, укладывает спать дочку, стирает, убирает в комнате, гладит белье. Мама идет с дочкой в парикмахерскую, красиво причесывает ее, дома наряжает елочку, покупает в магазине еду, готовит вкусный обед. Приходит папа с работы, садятся ужинать.

Приходят гости. Празднуют день рождения дочки или сына.

Папа – водитель на грузовой машине (или такси). Папа – строитель на стройке.

Дочка простыла и заболела. Мама повела ее к врачу, дома ставит горчичники, дает лекарства.

Мама повела дочку на прогулку, Катаются на автобусе, катаются на качелях в парке. Приехала в гости бабушка на день рождения. Празднуют Новый год.

Мама ведет дочку в кукольный театр, в цирк, в кино, в школу.