Занятие-квест на автоматизацию звука Р "Путешествие в Затерянную долину"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трутнева Светлана Александровна

Сценарий занятия с использованием игровых упражнений на автоматизацию звука Р. Формат занятия в виде квеста позволяет повысить у детей мотивацию к употреблению автоматизируемого звука в активной речи. Помимо основной цели в занятии решается большое количество задач по развитию всех речевых компонентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya-kvesta_s_foto.docx435.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в затерянную долину»

Подгрупповое логопедическое занятие-квест.

Автоматизация звука Р.

Занятие подготовила учитель-логопед

ГБОУ Школа № 1056 Трутнева С.А.

Аннотация. В статье представлено занятие с использованием игровых упражнений на автоматизацию звука Р. Формат занятия в виде квеста позволяет повысить у детей мотивацию к употреблению автоматизируемого звука в активной речи. Помимо основной цели в занятии решается большое количество задач по развитию всех речевых компонентов.

Цель: автоматизация звука Р.

Задачи:

- развивать речевое дыхание

- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику

- развивать темпо-ритмический строй

- активизировать словарный запас по лексической теме «Животные»

- совершенствовать грамматический строй речи

- обучать составлению предложений

- формировать умение определять количество слов в предложении

- формировать умение использовать в речи простые предлоги; закреплять понимание того, что предлоги – это отдельные слова.

- формировать умение сочетать речь с движением; знакомить с пространственной ориентацией тела

- развивать слуховое внимание, память, логическое мышление

- развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде

- обогащать эмоционально-волевую сферу

Оборудование:

- карта (горы – поляна – болото – поле);

- лабиринт-таблица с артикуляционными  упражнениями;

- мольберт, маркер, игрушечная машинка;

- набор «Волшебные звоночки»;

- кочки, мешочки, обручи – оборудование для занятий физкультурой;  

- набор «Кто спрятался в траве?»

- игрушки-динозавры

Примечание:

 - Описание игры «Волшебные звоночки»: заламинированный лист А4 с таблицей 4*3. В верхнем ряду расставляют четыре звоночка, в среднем ряду под каждым звонком рисуется несколько точек, в нижнем ряду пишутся слоги с изучаемым звуком. Логопед показывает фишку красного, желтого, синего или зеленого цвета. Ребенок звонит в соответствующий звонок и произносит слоги столько раз, сколько точек нарисовано под этим звонком (Фото 1);

C:\Users\user\Downloads\Фото 1.jpg

- Описание игры «Кто спрятался в траве?»: на одном листе бумаги распечатать изображения животных, в названиях которых есть звук Р (зебра, жираф, носорог, ягуар, тигр, страус, рысь). На другом листе – рисунок травы. Разрезать на карточки, приклеить изображения животных с тыльной стороны карточки с рисунком травы. Можно заламинировать. Светить с обратной стороны карточки фонариком – животное станет видно! (Фото 2)

C:\Users\user\Downloads\Фото 2.jpg

Ход занятия

Вводная часть.

Логопед. Здравствуйте, ребята, сегодня по дороге на работу я нашла карту!

Детям показывают карту.

На ней отмечено, как мы можем добраться до места, которого нет на обычных картах. О нем никто не знает. Давайте попробуем сделать такое открытие! Нам придется преодолеть много препятствий и выполнить разные задания. Вы готовы?

Дети отвечают.

Основная часть.

Логопед. Посмотрите, что вы видите на карте в начале пути?

Дети. Горы.

Логопед. Пройдем пешком по запутанной тропе. (Логопед раздает листы с лабиринтами, где каждая картинка изображает артикуляционное упражнение. Последовательность упражнений: качели – маляр – лошадка – дятел – мотор – месим тесто)

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Логопед: дальше дорога ведет по горному серпантину, здесь мы поедем на машине (на мольберте рисуют лабиринт, это горная дорога; дети проводят игрушечной машинкой по дороге, длительно произнося звук Р. Проводится соревнование, кто из детей дольше «прорычит» на одном выдохе) (Фото 3)

C:\Users\user\Downloads\Фото 3.jpg

Логопед: Ребята, посмотрите на нашу карту. Какой пункт на ней следующий?

Дети: Мы приехали на поляну.

Логопед: Посмотрите, какие на ней растут цветы.

Дети: Это колокольчики.

Логопед: Они помогут нам выполнить следующее задание.

Проводится игра «Волшебные звоночки» со слогами РА, РО, РУ, РЫ. (Фото 4)

C:\Users\user\Downloads\Фото 4.jpg

Логопед: Наше путешествие продолжается!

Проводится игра на координацию речи с движением «Мы шагаем»

Дети встают в круг.

По тропинкам мы шагаем,

Ножки низко поднимаем.

Дети выполняют шаги на месте.

По дорожкам мы шагаем –

Ножки выше поднимаем!

Дети шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Если лужа – перепрыгнем,

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Если камень – передвинем!

Вытягивают руки ладонями вперед.

А потом назад вернемся

Делают 3 шага назад.

И друг другу улыбнемся!

Улыбаются друг другу.

Логопед: Что мы видим дальше на карте?

Дети: Болото!

Логопед: Перейти его нам надо по кочкам. Вы должны пройти вперед столько кочек, сколько слов в предложении.

Дети шагают по кочкам, произнося по одному слову на каждый шаг, потом считают количество кочек (слов). (Фото 5)

C:\Users\user\Downloads\Фото 5.jpg

Предложения:

- Корова идет по дороге.

- Рома играет на трубе.

- Ира катается с горки.

- Тигр громко рычит.

Логопед: Дальше кочки заканчиваются, мы дошли до слишком глубокого места, давайте заполним эту яму камнями-мешочками. Кинуть мешочек вы можете после того, как исправите неправильное предложение.

 Логопед произносит предложения, дети исправляют, потом кидают мешочки в круг. (Фото 6)

C:\Users\user\Downloads\Фото 6.jpg

Предложения:

- Фартук стирает Марусю.

- Арбузы продают Юру.

- Зеленая трава ест кролика.

- Пирамидка играет с девочкой Ирой.

- Розовый сарафан надевает Веру.

- Красивые ромашки сорвали Егора.

Логопед: Вы справились и с этим заданием, молодцы! Мы почти у цели!

Логопед: Давайте посмотрим, какой следующий пункт на карте.

Дети: Это поле.

Логопед: Там кто-то прячется! Хотите узнать – кто это?

Дети: Да!

Проводится игра «Кто спрятался в траве?» (Фото 7)

C:\Users\user\Downloads\Фото 7.jpg

Дети составляют предложения с названиями найденных животных: «В траве спрятался тигр» и т.д.

Логопед: Ребята, попробуйте вспомнить всех, кого мы нашли в траве.

Дети: Зебра, жираф, носорог, ягуар, тигр, страус, рысь.

Логопед: Как вы думаете, кто здесь лишний?

Дети: Страус.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что это птица, а все остальные – животные.

Логопед: Ребята, мы преодолели все препятствия и дошли до затерянной долины! Посмотрите, здесь все еще живут животные, которых давно нет на остальной земле. Кто это?

 Дети: Это динозавры! (Фото 8)

C:\Users\user\Downloads\Фото 8.jpg

Дети рассматривают динозавров.

 Логопед: Вы можете взять себе по одному динозаврику домой.

Заключительная часть.

 Логопед: Вот и закончилось наше путешествие! Оно вам понравилось?

Дети: Да!

Логопед: В каких местах мы побывали?

Дети: Горы, поляна, болото, поле.

Логопед: Что вам понравилось больше всего?

Дети отвечают.

Логопед: Что было самым трудным?

Дети отвечают.

Логопед: А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...