Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия

Орлова Татьяна Михайловна

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развития всех сторон речи: фонетической,

лексической и грамматической. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. 

Система занятий по развитию речи - один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников. 

Цель занятия:

Развитие речи детей с опорой на наглядность.

Задачи:

-  расширение активного словаря;

-  развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

-  расширение знаний об окружающем мире;

-  воспитание звуковой  и интонационной выразительности речи.

Тип занятия – комбинированное.

Форма занятия – групповая.

Продолжительность 15-20 минут.

Участники – группа из 7 детей.

Возраст обучающихся 3-5 лет.

Оборудование и материалы: речевые карточки с чистоговорками, игрушка Буратино, предметная картинка с изображением индюка, картинки «Дикие животные».

Методы и приемы работы с детьми.

Наглядный метод, демонстрационный, проговаривание чистоговорок.

Структура занятия:

«Песенка для Буратино».

5 мин.

Физкультминутка.

5 мин.

Игра «Кто кем был, когда был маленьким».

5 мин.

Закрепление.

Проговаривание чистоговорок, рассматривание рисунков на речевой карточке.

5 мин.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети рассаживаются на места.

Воспитатель: Посмотрите дети, кто пришел к вам в гости?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Правильно! К нам в гости пришёл Буратино. Но почему-то он очень грустный. Что же с ним случилось? Воспитатель спрашивает у Буратино: «Почему ты такой грустный?»

Буратино:  Здравствуйте, я грустный оттого, что меня не приняли в школу. Сказали, что я неправильно произношу звуки. Что же мне делать, ребята?

Воспитатель: Бедный Буратино. Ребята, давайте поможем Буратино, научим его правильно говорить. Вспомните, пожалуйста, какие песенки умеют петь наши язычки?

Дети: - Песенку водички: с- с- с. Песенку комара: з- з- з. Песенку синички: ц- ц-ц. Песенку листьев: ш- ш ш. Песенку жука: ж- ж- ж. Песенку паровозика: ч- ч-ч.

Воспитатель:  Ребята, мой язычок научился сегодня петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка (показывает картинку с изображением индюка). Индюк бегал по двору и сердито бормотал: бл- бл- бл. Как бормотал индюк? (бл- бл- бл).

 Чтобы получилась песня индюка, надо надуть щёки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. Попробуйте: выпустите язычок погреться на солнышке, сделайте его широким, поднимите его кверху и прижмите к верхним зубам. Надуйте щёки и звонко пойте: л-л-л. Отдохните.
Послушаем, как эта песня получается у Вити (Называем  всех детей по очереди).
 У индюка песня сердитая. Когда её поёшь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это (дети повторяют упражнение «Индюк»). Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: ли-ли-ли. Помогайте мне, колокольчики (дети).

                                           Физкультминутка. 
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

 Воспитатель:  А  теперь я предлагаю вам поиграть в интересные игры.

«Кто кем был, когда был маленьким».

Воспитатель показывает картину с изображениями диких животных. Дети называют животных. Затем воспитатель просит детей рассказать об изображенных здесь животных - кто кем был, когда был маленьким. (Лиса была лисёнком, лось был лосёнком, волк был волчонком и т.д.) 
     Затем воспитатель подводит итоги, просит детей назвать звуки, которые мы уже знаем и те, которые сегодня учились правильно произносить. Воспитатель показывает детям карточку, читает чистоговорку, затем все дети повторяют.

Воспитатель: Ну что, Буратино, ты теперь понял, как правильно произносить звуки. Теперь тебя обязательно возьмут в школу. Молодцы, ребята, вы были хорошими учителями.

Литература.

  1. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Мозаика-Синтез, Москва 2010, 128 с.
  2. Седова И.И., Чистоговорки и скороговорки для развития речи, Сова, 2007, 64 с.
  3. Теплякова О.Н., Обучающие игры от 2 до 6 лет, Москва, ОНИКС 2010, 128 с.
  4. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Развитие речи у детей 4-5 лет. М.Просвещение 1988, 210с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...

Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей

Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...

Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...

Теория и методика развития речи у детей

В современном мире теория и методика развития речи детей дошкольного возраста говорят об одном, что основным способом считается игра с ребенком. В основу этого положено психическое развитие, а именно ...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...