Секрет на кончиках пальцев
статья по логопедии

Ушенина Ольга Владимировна

Способы развития мелкой моторики пальцев рук

Скачать:


Предварительный просмотр:

Секрет на кончиках пальцев.

        Я работаю учителем-логопедом в детском саду, мой педагогический стаж более 30 лет. Мне нравится моя работа, убеждена, что в свое время сделала правильный выбор такой гуманной и необходимой   профессии. Таких профессий много: врач работает с болезнью, священник – с грехами, педагог – с идеалами, психолог – с иллюзиями. Мне кажется, что в профессии логопеда сочетается и интуиция психолога, и терпение педагога, и милосердие медика. Все эти качества должны быть у хорошего логопеда.

        Формирование правильной речи дошкольников – одна из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду. Проблема речевого развития подрастающего поколения всегда стояла очень остро, но сейчас, в связи с экономическими, экологическими причинами, все больше и больше выявляется детей с речевыми дефектами, и профессия логопеда становится все более востребованной.

Секретов в работе логопеда много, хочу поделиться одним из них. Уверена, что для многих это не секрет, но почему-то развитию мелкой моторики рук, а именно об этом мне хочется рассказать, уделяется мало времени. Хочется еще раз напомнить о важности этой стороны нашей работы.

Коллеги со мной согласятся в том, что логопедическое занятие в детском саду это не урок, это некое действо, которое должно заинтересовать ребенка. Каким бы ни было речевое нарушение оно всегда уникально, поэтому и занятие должно быть уникальным и неповторимым с каждым ребенком. В течение нескольких лет в своей работе я регулярно использую различные виды игр, заданий для развития мелкой моторики рук, что делает занятие более увлекательным, а также исключает монотонность и скуку. К сожалению, некоторые коллеги недооценивают важность и пользу включения в логопедическое занятие заданий для пальчиков, а многие родители даже и не знают почему это необходимо делать.

Еще 20 лет назад детям приходилось многое делать руками: самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, вышивать, вязать и т.д. Сейчас воспитатели просят родителей одевать и обувать детей в одежду и обувь с застежками-липучками, молодые мамочки мало используют народные игры типа «Сорока-сорока», «Ладушки» и др.

        Почему же так важно для детей дошкольного возраста развивать тонкую моторику рук?  Речь относится к разряду сложнейших психических функций, материальной основой которой является головной мозг. Именно взаимодействие множества мозговых структур обеспечивает формирование сначала устной речи, а затем – навыков чтения и письма, то есть качество речи ребенка во многом определяется состоянием процессов, происходящих в мозге. Дело в том, что наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Речевые центры и участки, отвечающие за моторику расположены очень близко и тесно взаимодействуют друг с другом, напоминая пазлы. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь.

Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики взаимосвязаны. Если у ребенка подвижные и ловкие пальчики, говорить он научится без особого труда. Поэтому методичное развитие движений пальцев и кисти рук благоприятно влияет на исправление речевых дефектов. Учеными доказано, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

        В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут быть использованы для улучшения состояния, как тонкой моторики, так и речевой деятельности. Специфика работы заключается во включении в каждое занятие таких заданий, как игры со шнуровкой, «Ловкие пальчики» с использованием цветных прищепок, пуговиц, «Марблс». Очень нравится детям «Слайм», так называемая жвачка для рук, которая становится послушной в таких непослушных пальцах.

                      C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_120818.jpg         C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_121834.jpg

                     C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_121909.jpg           C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_112409.jpg   

        Эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, «Вышли пальчики гулять…» на иппликаторе Кузнецова или «Я мячом круги катаю…» с массажным мячиком су-джок.

                   C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_123752.jpg    C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_123815.jpg

        Сочетая пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, повышается иммунитет, так как в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов. Используем для этого «сухой бассейн». Погружаясь, как можно глубже в наполнитель (горох, фасоль и т.п.), ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными:

«В миске не песок, не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей».

           C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190403_123549.jpg                 C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_123604.jpg

        

        На этапе автоматизации и дифференциации звуков, определяем с закрытыми глазами на ощупь рельефную фактуру под картинкой: «Пусть пальчики помогут назвать картинку». Очень нравятся детям «сюрпризы в фольге», когда надо аккуратно развернуть завернутые в фольгу мелкие игрушки, назвать и составить рассказ по этой игрушке.

C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190405_155419.jpgC:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190405_155730.jpg

        Для развития фонематического слуха и в процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте использую «Логопедические звуковые бусы». Дети не просто нанизывают «бусины» на шнурок, но и учатся составлять слова по первым или последним звукам названий картинок на «бусинах».

              C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_120422.jpg        C:\Users\МБДОУ № 176\Desktop\итог мероприятия\апрель\20190329_115835.jpg

           Таким образом, способов развития мелкой моторики очень много. Различные игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон во время логопедического воздействия и помогают решать более сложные задачи в ходе занятия. А как приятно услышать слова благодарности от родителей, когда они видят положительные результаты! Я буду очень рада, если секрет на «кончиках пальцев» кому-то пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...