Консультация: "Использование камешков Марблс для развития речи".
консультация по логопедии (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

     В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована

должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или

иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не

главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной

деятельности ребенка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику

рук.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,

поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие

речи ребенка.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность

коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к

письму. Поэтому, в повседневную работу с детьми целесообразно включать

игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом

индивидуальных способностей каждого ребенка. Развивая мышцы рук, мы не

только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к

самообслуживанию, одновременно стимулируем речевую активность, а

значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.

При использовании камешков Марблс у детей повышается острота зрения,

фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции,

сопряжённые с движением руки, – более координированными, улучшается

целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся

более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание, память и

мышление. Камешки Марблс развивают меткость, скорость, точность и

моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребёнке

чувство прекрасного.

Для формирования и совершенствования правильного захвата камешка

можно использовать такие игры как:

«Ожерелье».

Цель: формирование и совершенствование правильного захвата камешка;

автоматизация мягких и твёрдых звуков.

Описание игры: ребёнок повторяет слоги за взрослым и собирает ожерелье.

Дошкольнику необходимо назвать слова с твердым и мягким звуком и

собрать ожерелье.

«Волшебное лукошко».

Цель: закрепление цветов, обогащение словаря.

Описание игры: Ребёнок достает из корзинки, прикрытой салфеткой, по

одному шарику, называет цвет и придумывает, что еще может иметь такой

цвет (например, жёлтый – солнышко, лимон; красный – помидор, клубника).

Для формирования у детей умения переключаться с выполнения статических

упражнений на динамические, менять силу нажима, можно использовать

такие упражнения: «Лепим вместе».

Цель: формирование у детей умения переключаться с выполнения

статических упражнений на динамические, менять силу нажима.

Описание игры: Ребёнку необходимо вдавить в пластилин или глину гладкие

камешки. Также можно слепить фигуру и украсить её камешками.

«Массаж пальчиков».

Для реализации задачи по улучшению координации и точности движений в

работе можно использовать следующие упражнения:

«Рисование».

Цель: закрепление букв и цифр.

Ребёнок по образцу, а затем самостоятельно рисует с помощью камешков

буквы и цифры (также можно это делать по заранее нарисованному контуру).

В процессе выполнения упражнений помимо развития мелкой моторики у

детей формируются понятие о цвете, длине, толщине. Детям можно

предложить выразить своё настроение после занятия с помощью

выложенных из камешков Марблс смайликов.

Для совершенствования умения одновременно выполнять движения

пальцами и кистями обеих рук используются следующие упражнения:

«Найди зверюшку», «Сделай по примеру».

Кроме развития мелкой моторики, на занятиях с применением камешков

Марблс решаются и другие задачи:

Можно формировать и закреплять способность детей дифференцировать

цвета и их оттенки. При работе по развитию цветовосприятия можно

использовать на занятиях естественные формы и соотносить их с камешками

Марблс. Дети связывают цвет с образом предмета: зелёный – трава, елочка;

жёлтый – солнышко, цыплёнок; синий – море. Для формирования

цветовосприятия и цветоразличения у детей можно использовать следующие

игры:

«Цветные верёвочки».

Цель: развитие мелкой моторики через верёвочное рисование с

использованием камешков, формирование понятие о цвете, длине, толщине.

Описание игры: Ребёнок соотносит камешки Марблс с определенным цветом

верёвочки. Также дошкольник по образцу, рисует рисунок из верёвочки, а

затем камешками выкладывает сверху по контуру.

Также с помощью камешков Марблс можно упражнять дошкольников в

счёте: количественный и порядковый счёт. Тренируясь в порядковом счёте,

дети определяют место камешка среди других («Какого цвета камешек на

первом месте, на пятом?»), располагают камешки в указанном порядке.

Камешки Марблс помогают и в обогащении словарного запаса и в развитии

фразовой речи. На занятиях по обучению грамоте с помощью разноцветных

камешков можно формировать и закреплять правильный образ буквы. Дети

по образцу, а затем самостоятельно выкладывают из камешков букву.

Сочетание игры с камешками и упражнений по коррекции

звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий,

позволяет значительно повысить эффективность - деятельности в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kameshkov_marbls_dlya_razvitiya_rechi.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Использование камешков Марблс для развития речи».

     В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована

должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или

иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не

главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной

деятельности ребенка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику

рук.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,

поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитие

речи ребенка.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность

коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к

письму. Поэтому, в повседневную работу с детьми целесообразно включать

игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом

индивидуальных способностей каждого ребенка. Развивая мышцы рук, мы не

только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к

самообслуживанию, одновременно стимулируем речевую активность, а

значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка.

При использовании камешков Марблс у детей повышается острота зрения,

фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции,

сопряжённые с движением руки, – более координированными, улучшается

целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся

более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание, память и

мышление. Камешки Марблс развивают меткость, скорость, точность и

моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребёнке

чувство прекрасного.

Для формирования и совершенствования правильного захвата камешка

можно использовать такие игры как:

«Ожерелье».

Цель: формирование и совершенствование правильного захвата камешка;

автоматизация мягких и твёрдых звуков.

Описание игры: ребёнок повторяет слоги за взрослым и собирает ожерелье.

Дошкольнику необходимо назвать слова с твердым и мягким звуком и

собрать ожерелье.

«Волшебное лукошко».

Цель: закрепление цветов, обогащение словаря.

Описание игры: Ребёнок достает из корзинки, прикрытой салфеткой, по

одному шарику, называет цвет и придумывает, что еще может иметь такой

цвет (например, жёлтый – солнышко, лимон; красный – помидор, клубника).

Для формирования у детей умения переключаться с выполнения статических

упражнений на динамические, менять силу нажима, можно использовать

такие упражнения: «Лепим вместе».

Цель: формирование у детей умения переключаться с выполнения

статических упражнений на динамические, менять силу нажима.

Описание игры: Ребёнку необходимо вдавить в пластилин или глину гладкие

камешки. Также можно слепить фигуру и украсить её камешками.

«Массаж пальчиков».

Для реализации задачи по улучшению координации и точности движений в

работе можно использовать следующие упражнения:

«Рисование».

Цель: закрепление букв и цифр.

Ребёнок по образцу, а затем самостоятельно рисует с помощью камешков

буквы и цифры (также можно это делать по заранее нарисованному контуру).

В процессе выполнения упражнений помимо развития мелкой моторики у

детей формируются понятие о цвете, длине, толщине. Детям можно

предложить выразить своё настроение после занятия с помощью

выложенных из камешков Марблс смайликов.

Для совершенствования умения одновременно выполнять движения

пальцами и кистями обеих рук используются следующие упражнения:

«Найди зверюшку», «Сделай по примеру».

Кроме развития мелкой моторики, на занятиях с применением камешков

Марблс решаются и другие задачи:

Можно формировать и закреплять способность детей дифференцировать

цвета и их оттенки. При работе по развитию цветовосприятия можно

использовать на занятиях естественные формы и соотносить их с камешками

Марблс. Дети связывают цвет с образом предмета: зелёный – трава, елочка;

жёлтый – солнышко, цыплёнок; синий – море. Для формирования

цветовосприятия и цветоразличения у детей можно использовать следующие

игры:

«Цветные верёвочки».

Цель: развитие мелкой моторики через верёвочное рисование с

использованием камешков, формирование понятие о цвете, длине, толщине.

Описание игры: Ребёнок соотносит камешки Марблс с определенным цветом

верёвочки. Также дошкольник по образцу, рисует рисунок из верёвочки, а

затем камешками выкладывает сверху по контуру.

Также с помощью камешков Марблс можно упражнять дошкольников в

счёте: количественный и порядковый счёт. Тренируясь в порядковом счёте,

дети определяют место камешка среди других («Какого цвета камешек на

первом месте, на пятом?»), располагают камешки в указанном порядке.

Камешки Марблс помогают и в обогащении словарного запаса и в развитии

фразовой речи. На занятиях по обучению грамоте с помощью разноцветных

камешков можно формировать и закреплять правильный образ буквы. Дети

по образцу, а затем самостоятельно выкладывают из камешков букву.

Сочетание игры с камешками и упражнений по коррекции

звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий,

позволяет значительно повысить эффективность - деятельности в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...

Волшебные камешки Марблс в развитие речи детей

laquo;Волшебные камешки Марблс в развитии речи детей».«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейк...

Камешки "Марблс" в развитии речи детей.

Язык и речь являются точкой, к которой сходятся разные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит важнейшим средством человечкского общения, познания мира, помощни...

Статья камешки марблс в развитии речи детей

Язык и речь являются точкой, к которой сходятся разные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит важнейшим средством человеческого общения, познания мира, по...

Камешки МАРБЛС в развитии речи детей

Мастер-класс по использованию камешек марблс...