Обучение чтению детей с нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Булычева Светлана Григорьевна

Обучение чтению детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями будущих школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_detey_s_narusheniyami_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тема: Обучение чтению детей с нарушениями речи

Обучение чтению детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями будущих школьников. Большинство родителей  предполагают, что стойкие навыки самостоятельного чтения могут первокласснику лучше адаптироваться к школьной жизни.

Однако, нередко можно услышать мнение, что обучение чтению – сложный процесс, требующий знаний психологии, логопедии, владения специальными методиками и т.д. Распространение подобного убеждения приводит к нежелательным последствиям: родители колеблются между естественным желанием научить ребенка читать и страхом навредить ему из-за незнания основ педагогики и психологии.

Для реализации данной задачи были использованы следующие методы и приемы:

  • выступления на родительских собраниях;
  • индивидуальные консультации;
  • показ индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • совместные занятия;
  • занятия родителей с детьми под контролем логопеда.

Выступления на родительских собраниях строились в виде небольших лекций, подводящих родителей к более осмысленному пониманию проблемы. В процессе рассказывания рассматривались основные аспекты обучения чтению, упоминались различные точки зрения на проблему, обговаривались трудности и важные моменты в привитии ребенку основного учебного навыка чтения.

В процессе консультаций проходило свободное обсуждение темы обучения чтению, родители задавали вопросы, а логопед знакомил родителей с различными методиками с подробным объяснением положительных и отрицательных сторон каждой.

Были проведены следующие консультации:

  • «Глобальное чтение – обучаем с рождения?»;
  • «Складовое чтение – дорогами Льва Толстого»;
  • «Традиционная методика обучения чтению – что это?»;
  • «Речевые дефекты и чтение – что сначала, что потом?»
  • «Профилактика дислексии у детей-логопатов».

На индивидуальные консультации приглашались родители, испытывающие стойкие затруднения во время домашних занятий с детьми. В индивидуальном порядке подбирались оптимальные методики обучения чтению с учетом речевого дефекта ребенка.

Все родители, приглашались на показательные занятия, во время которых они не только могли увидеть практическое применение упоминавшихся на консультациях методик, но заметить положительную динамику развития письменной и устной речи у своего ребенка.

Совместные занятия проходили по схеме: родитель + ребенок + логопед = результат. Другими словами, совместное занятие напоминает индивидуальную консультацию, но в присутствии ребенка. При этом логопед только показывает практические приемы обучения чтению. После чего родитель в присутствии логопеда занимается с ребенком, отрабатывая полученные навыки.

Завершая работу над темой обучения чтению детей с нарушениями речи, сделаем некоторые выводы:

  • Как следует из литературы по раннему обучению, у детей есть естественное стремление узнавать новое.
  • Чтение – универсальный учебный навык, своевременное овладение которым, помогает познавательному развитию ребенка.
  • Представления о том, что учить читать можно только детей с нормальным звукопроизношением и только по достижении ими школьного возраста, является в корне неверным.
  • Современные педагогические разработки представлены на рынке в большом количестве в виде доступных дидактических пособий.
  • В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, степени сформированности звукопроизношения и фонематического восприятия, можно подобрать адекватные методики и разработать индивидуальный учебный маршрут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в обучении звукопроизношению детей с нарушениями речи

В связи с тем, что с каждым годом  увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи,  актуальной становится  задача поиска наиболее эффективных путей их воспита...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ И БУКВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛИТНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В данной статье показана методика знакомства с буквами, основанный на установлении сходства буквы с предметом, название которого начинается с того же звука.  Использование  звуковых  си...

Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слуха»

Консультация предназначена для воспитателей групп для детей с нарушением слуха. В консультации раскрыты основные методы и приёмы работы для формирования навыка  чтения у  детей с нарушением ...

«Обучение чтению детей с нарушением слуха»

При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для р...

Обучение чтению детей с нарушения речи

Из опыта работы воспитаеля Кобякиной Т.И....

Мастер-класс:«Начальные этапы обучения чтению детей с нарушением слуха»

            При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-...