ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Речевичок»
рабочая программа по логопедии

Полиниченко Татьяна Игоревна

Программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) услуги «Речевичок» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-7 лет. Настоящая программа предназначена для организации коррекции фонетических речевых расстройств, слоговой структуры, формирование лексико-грамматического строя и связной речи у детей 4-7 лет, имеющих дислалию или дизартрию, посещающих общеразвивающие группы дошкольного образовательного учреждения. Программа составлена с учетом «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В. Нищевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_rechevichok.docx70.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 107»

Принято на заседании                                                                           Утверждаю»:

педагогического совета                                                     Заведующий МБДОУ № 107

протокол № __                                                                               ______________ Н.А. Ишханян

«___» ___________20__г.                                                

                                                                                                                                                                           

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Речевичок»

для детей 4-7 лет

(составлена на основе Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи под ред. Н.В. Нищевой)

автор – составитель:

Полиниченко Т.И. – учитель-логопед

                                                                                                               

                                                                 

             

2021– 2022 год

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка:
  • Актуальность Программы
  • Цель программы
  • Задачи
  • Принципы Программы
  • Общая характеристика основных компонентов речи детей, посещающих платную образовательную услугу «Речевичок»
  1. Планируемые результаты освоения Программы

  1. Содержательный раздел
  1. Содержание программы:
  • Программа платной образовательной услуги «Речевичок»
  • Направленность программы
  1. Технология коррекции звукопроизношения
  • Подготовительный этап
  • Постановка звука
  • Автоматизация звука
  • Дифференциация звука
  1. Технология формирования фонематического восприятия
  2. Перспективное комплексно – тематическое планирование работы платной образовательной услуги «Речевичок»

  1. Организационный раздел
  1. Объем Программы
  2. Условия реализации Программы
  3. Формы реализации Программы

Список литературы

Приложение 1

Сводная ведомость фонетического состояния речи детей группы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Речевичок»

Приложение 2

Список детей дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Речевичок»

Приложение 3

Расписание занятий дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Речевичок»

  1. Целевой раздел
  1.  Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.        

 В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. В группах мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно строить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.            

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Занятия с логопедом — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) услуги «Речевичок» позволяет оказывать специализированную логопедическую помощь детям 4-7 лет. Настоящая программа предназначена для организации коррекции фонетических речевых расстройств, слоговой структуры, формирование лексико-грамматического строя и связной речи у детей 4-7 лет, имеющих дислалию или дизартрию, посещающих общеразвивающие группы дошкольного образовательного учреждения.

Программа составлена с учетом «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В. Нищевой.

Актуальность Программы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты.

Исследования современной педагогической науки подтверждают необходимость своевременной коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста, так как у детей с отклонениями в речевом развитии выявляются значительные трудности в овладении программным материалом при обучении в школе; речевые нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают трудности в социальной адаптации ребенка. Своевременно не осуществленная коррекционно – логопедическая помощь приводит к школьной дизадаптации, расстройствам в эмоциональной и личностной сфере, в дальнейшем возникает фактор социальной депривации.

Поэтому по запросу родителей детей, которые нуждаются в дополнительных занятиях с узким специалистом по исправлению фонетических дефектов речи, проводится диагностика речевых возможностей детей и набираются группы с целью компенсировать имеющиеся у детей дефекты речи.

Комплектование группы для коррекции нарушения звукопроизношения и нормализации фонематического, лексико-грамматического недоразвития речи детей 4–7 лет осуществляется учителем-логопедом на основании диагностического обследования детей по запросу родителей (законных представителей). Отбор детей в группу осуществляется ежегодно в октябре по результатам речевого обследования и с согласия родителей (законных представителей).

Цель программы: коррекция речевого развития детей для реализации потенциала в обучении и воспитании, успешной социально-личностной адаптации ребенка в школе и самореализации его в обществе.

Задачи:

- Формирование навыков правильного произношения всех звуков языка с отчётливым и внятным произношением слов, фраз.

- Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

- Развитие моторики артикуляционного аппарата.

- Развитие речевого дыхания.

- Обучение интонационной выразительности речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

- Формирование лексико-грамматического строя речи.

- Формирование связной речи.

Принципы Программы: 

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;

2) индивидуализация дошкольного образования;

3) сотрудничество детей и взрослых, ребенок – субъект образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) возрастная адекватность дошкольного образования;

8) доступность материала;

9) повторяемость материала;

10) концентричность материала;

11) принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений;

12) учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития.

Общая характеристика основных компонентов речи детей, посещающих платную образовательную услугу «Речевичок» 

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

Фразовая речь. Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Понимание речи. Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи, отношения.

Словарный запас. Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словоизменения и словообразования.

Грамматический строй речи. Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щек, мягкого нёба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К 5-6 годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно, так, шипящие звуки и соноры могут быть усвоены только к шести годам. Помимо задержек в овладении правильным звукопроизношением, могут быть и нарушения формирования звуков. Встречаются нарушения дифференциации звуков, особенно если смешиваемые звуки присутствуют в слове одновременно или если в данном словосочетании много смешиваемых звуков. У некоторых детей движения губ, языка, мягкого нёба недостаточны, что требует активизации артикуляции как одного из условий исправления звукопроизношения.

Характерным признаком как для детей с дислалией, так и с дизартрией является нарушение звукопроизношения. Фонетические расстройства проявляются виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечетком искаженном произношении звуков, отмечается расхождение между умением произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированно звуки произносятся чище, правильнее, в речевом потоке - неясно, нечетко, так как слабо автоматизировались или недостаточно дифференцировались. У некоторых детей с дизартрией, кроме нарушения согласных звуков, неясно произносятся и гласные звуки, с легким носовым оттенком. Фонематический слух у детей в большинстве случаев снижен. Поэтому требуется специальная работа по развитию фонематического восприятия.

Слоговая структура слова. Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуко-наполняемость слов.

Фонематическое восприятие. Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемый итоговый результат программы: речь детей максимально приблизится к параметрам речи нормативно развивающегося ребенка:

  • ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру слов;
  • звукопроизношение соответствует возрастной норме;
  • объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха достаточная;
  • сила и модуляция голоса нормальные, темп, ритм речи и паузация нормальные, речь интонирована;
  • ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками; ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении;
  • обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • способность понимать и использовать грамматические формы;
  • умение изменять форму слов, образовывать новые слова суффиксальным и приставочным способом; согласовывать слова в роде, числе и падеже; правильно использовать простые и сложные предлоги;
  • составление рассказа по сюжетным картинкам;
  • пересказывание небольшого текста с опорой на картинки.

  1. Содержательный раздел
  1. Содержание программы

Программа платной образовательной услуги «Речевичок» предусматривает:

  1. Логопедическое обследование детей, определение речевых расстройств.

В качестве основных методов первичного обследования детей используются индивидуальные или фронтальные беседы с детьми, специальные задания диагностического характера, наблюдение поведения и общения детей на занятиях и в свободной деятельности, изучение медико-педагогической документации, беседы с родителями.

Обобщение данных, полученных в ходе обследования речи ребенка, позволяет сделать объективное логопедическое заключение о состоянии дефектов речи и наметить программу коррекционной работы с каждым из них:

- общая и специальная артикуляционная гимнастика,

- развитие речевого дыхания и фонематического восприятия,

- исправление нарушенных и постановка отсутствующих звуков русского языка.

  1. Оказание логопедической помощи детям от 4 до 7 лет (подгрупповые занятия группа до 3 человек):

а) коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций,

б) исправление дефектов звукопроизношения,
в) развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха,

г) формирование лексико-грамматического строя и связной речи.

  1. Консультирование родителей по вопросам преодоления речевых недостатков детей.

Направленность программы – речевое развитие.

Содержательной и концептуальной основой планирования программы стала «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» под редакцией Н.В. Нищевой.

Логопедическая работа осуществляется на подгрупповых занятиях с учётом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе структуры речевого дефекта по результатам диагностики речи. Коррекционная работа направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий, развитие связной речи. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения.

  1. Технология коррекции звукопроизношения

Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-ᴨедагогического подхода. При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушением речи. Исходя из целей и задач логопедического воздействия, выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения.

1. Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание:

1) Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2) Формирование направленной воздушной струи.

3) Развитие фонематических процессов.

4) Отработка опорных звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Постановка звука. Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

Содержание:

1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции.

2) Создание артикуляционной базы данного звука.

3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков.

4) Отработка произнесения изолированного звука.

Автоматизация звука. Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Дифференциация звука. Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Технология формирования фонематического восприятия

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность узнавать и различать звуки речи на фоне слова, выделять их последовательно чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

В работе по формированию фонематического восприятия выделяются следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем.

  1. Перспективное комплексно – тематическое планирование работы платной образовательной услуги «Речевичок»

Основой перспективного-тематического планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно - тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, распределенное по возрастам и разделам. В зависимости от сложности речевого нарушения возможно, как продлить коррекционную работу на срок до 2-3 лет (так как в течение учебного года возможно исправить не более двух групп звуков), так и сократить в течении 1 года коррекции речевого развития, если речевой дефект удалось исправить быстрее запланированного.

Содержание коррекционно-логопедической работы кружка «Речевичок»

Раздел

Коррекционная работа

Возрастная группа 4-5 лет

Звукопроизношение

Уточнить и закрепить в речи правильное произношение гласных звуков (а, э, о, у, и, ы), и наиболее легких согласных звуков (б, п, м, н, д, т, г, к, х, в, ф) и их мягких вариантов.

Подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

С помощью специальной артикуляционной гимнастики подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и автоматизировать в речи.

Работа над слоговой структурой слова

Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак-погремушка, кот-велосипед, дом-черепаха).

Учить детей передавать ритмический рисунок слова.

Работать над двусложными и трехсложными словами из открытых слогов, односложными словами из закрытого слога, двусложными словами с закрытым слогам и со стечением согласных в начале, середине и конце.

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.

Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.

Выработать правильный темп речи.

Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.

Фонематическое восприятие

Учить детей выделять из ряда акустически далеких звуков гласные (а, у, о, и, э, ы).

Учить вычленять дефектно произносимый звук из звукового ряда.

Лексика

Лексические темы: «Осень, Огород, Сад, Лес, Игрушки, Одежда, Обувь, Квартира, Кухня, Зима, Зимующие птицы, Комнатные растения, Новогодний праздник, Домашние птицы, Домашние животные и их детеныши, Дикие животные и их детеныши, Транспорт, Весна, Мамин праздник, Насекомые, Наш город, Лето, Цветы».

Уточнить представления о признаках времен года.

Конкретизировать знания детей по лексическим темам.

Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, насекомые, цветы.

Ввести в словарь прилагательные – названия цвета; глаголы, обозначающие способы передвижения животных.

Расширить представления детей о родном крае.

Развитие грамматического строя

Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа.

Учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.

Научить использовать в речи простые предлоги: на, с, в, из, по.

Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами и суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят.

Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.

Обучение связной речи

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.

Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них. Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца.

Учить детей составлять простые предложения из 2-3 слов (по демонстрации действия и по картинке).

Учить детей составлять рассказы из 3 предложений о предмете и по картинке, пересказывать знакомые сказки по ролям с драматизацией.

Возрастная группа 5-6 лет

Звукопроизношение

Подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

С помощью специальной артикуляционной гимнастики подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции нарушенных звуков.

Сформировать правильную артикуляцию нарушенных звуков и автоматизировать в речи.

Дифференцировать смешиваемые звуки в слогах, словах, предложениях и скороговорках.

Работа над слоговой структурой слова

Работать над двусложными и трехсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных.

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений. Работать над плавностью речи.

Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.

Выработать правильный темп речи.

Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.

Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

Фонематическое восприятие

Учить детей выделять из ряда звуков и слогов гласные без учета акустической близости (а, у, о, и, э, ы).

Учить вычленять дефектно произносимый звук из звукового ряда, слогов.

Лексика

Лексические темы: «Осень, Деревья, Овощи, Фрукты, Ягоды, Грибы, Игрушки, Одежда, Обувь, Посуда, Зима, Зимующие птицы, Новый год, Мебель, Домашние и дикие животные и их детеныши,  Транспорт, Детский сад, Ателье, Стройка, Наша армия, Весна, 8 марта, Комнатные растения, Рыбы, Наш город, Космос, Почта, Насекомые, Лето, Цветы».

Уточнить представления о признаках времен года, воспроизводить их последовательность с данного времени года.

Закрепить и расширить обобщенные представления по лексическим темам. В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов – названий свойств, действий фиксировать внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении.

Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении; их существенных признаках, материалах из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением по лексическим темам.

Развитие грамматического строя

Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, форм косвенных падежей по всем лексическим темам.

Учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже по всем лексическим темам.

Научить использовать в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под, перед, за, около, возле.

Учить детей образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть, пить, рисовать, лепить, играть.

Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы).

Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао…

Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят, притяжательные прилагательные, образовывать по образцу однокоренные слова по темам «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы».

Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующие ее.

Учить согласовывать числительные два и пять с существительными.

Обучение связной речи

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них. Стимулировать собственные высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного развития.

Учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.

Учить детей составлять предложения по картинке.

Учить пересказывать небольшие тексты по предложенному плану.

Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке, в творческих пересказах.

Возрастная группа 6-7 лет

Звукопроизношение

Подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.

С помощью специальной артикуляционной гимнастики подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции нарушенных звуков.

Сформировать правильную артикуляцию нарушенных звуков и автоматизировать в речи.

Дифференцировать смешиваемые звуки в слогах, словах, предложениях и скороговорках.

Работа над слоговой структурой слова

Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой.

Развитие общих речевых навыков

Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений. Работать над плавностью речи. Развивать длительность речевого выдоха.

Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.

Выработать правильный темп речи.

Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи.

Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.

Фонематическое восприятие

Учить детей дифференцировать гласные звуки внутри акустической группы (а-э, у-о, и-ы).

Учить вычленять дефектно произносимый звук из звукового ряда, слогов, слов.

Лексика

Лексические темы: «Осень, Деревья, Овощи, Фрукты, Насекомые, Перелетные птицы, Грибы, Ягоды, Домашние и дикие животные и их детеныши, Одежда, Обувь, Головные уборы, Посуда, Зима, Зимующие птицы, Новый год, Мебель, Посуда, Транспорт, Профессии, Инструменты, Животные жарких стран, Комнатные растения, Животный мир морей и океанов, Рыбы, Весна, 8 марта, Наша Родина – Россия, Наш город, Перелетные птицы весной, Лето, Цветы, Скоро в школу».

Расширить и углубить знания детей о временах года и их признаках. Учить воспроизводить последовательность времен года с данного времени, называть месяца данного времени года и их последовательность в течении всего календарного года с нынешнего.

Закрепить и обобщить обобщенные представления по лексическим темам. В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов – названий свойств, действий фиксировать внимание на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении.

Уточнить и расширить представления детей об окружающих предметах и их назначении; их существенных признаках, материалах из которых они сделаны. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы.

Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением по лексическим темам.

Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

Развитие грамматического строя

Учить детей употреблять в речи имена существительные и глаголы в именительном и родительном падежах в форме единственного и множественного числа, форм косвенных падежей по всем лексическим темам.

Учить детей согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже по всем лексическим темам.

Научить использовать в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под, перед, за, около, возле, из-за, из-под.

Учить детей образовывать и использовать в речи относительные, притяжательные и сравнительные прилагательные.

Учить образовывать и правильно употреблять в речи глаголы с различными приставками.

Упражнять детей в правильном использовании притяжательных местоимений с существительными.

Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао…

Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят, притяжательные прилагательные, образовывать по образцу однокоренные слова по темам «Дикие и домашние животные», «Рыбы», «Птицы».

Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующие ее.

Учить согласовывать числительные два и пять с существительными.

Обучение связной речи

Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Учить детей составлять предложения из 4-5 и более слов по картинке, распространять предложения.

Учить пересказывать рассказы.

Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов-описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картинке.

Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным и увиденным.

 

  1. Организационный раздел
  1. Объем Программы составляет: 2 занятия в неделю по 30 минут, в месяц – 8 занятий, в год – 64 занятия.

Образовательная деятельность осуществляется в первой или второй половине дня в соответствии с расписанием.

Рабочая программа рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с октября по май.

Возраст детей: дети дошкольного возраста 4-7лет.  

Выпуск детей проводится по окончанию учебного года или устранения у ребенка фонетических дефектов речи.

  1. Условия реализации Программы:
  1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в логопедическом кабинете: весь материал предметно-развивающей среды систематизирован по основным направлениям работы, с указанием цели и описанием каждого пособия. 
  2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасту форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
  • дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое в индивидуальной и подгрупповой деятельности;
  • обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
  1. Педагогическая диагностика

        Диагностика речевого развития детей проводится вначале учебного года на основе речевых заданий, представленных в наглядно-методических пособиях Смирновой И.А. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи, лексико-грамматического строя и связной речи». 

        Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий в конце учебного года (последние два занятия в конце мая). В конце обучения учитель – логопед заполняет итоговую таблицу с указанием улучшения фонетических возможностей речи каждого ребенка.

  1. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка. Используются следующие формы работы с родителями: тематические консультации в родительском уголке группы, индивидуальные консультации по заявленным темам, домашние задания по автоматизации поставленных звуков.

  1. Формы реализации Программы:

Система работы включает:

- НОД (непосредственная образовательная деятельность)

- беседы,

- проблемно-игровые ситуации,

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к сказкам и рассказам,

- индивидуальная работа (при коррекции дефектных звуков)

Список литературы:

  1. Все работы хороши. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  2. Гусарова Н. Беседы по картинке. Времена года. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
  3. Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  4. Зарицкая Е. Земля полна чудес. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
  5. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. Селиверстова. – М., 1981.
  6. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
  7. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  8. Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982.
  9. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  10.  Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  11.  Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  12.  Наш детский сад. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  13.  Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
  14.  Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
  15.  Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  16.  Нищева Н.В. Любимые сказки. Гуси-лебеди. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС
  17.  Нищева Н.В. Любимые сказки. Заюшкина избушка. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС
  18.  Нищева Н.В. Любимые сказки. Три медведя. – СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС
  19.  Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2005.
  20.  Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – СПб., 2005.
  21.  Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. – Изд. 10-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 287 с.
  22.  Смирнова И. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  23.  Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонетической системы речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  24.  Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
  25.  Филичева, Т., Чиркина, Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.
  26.  Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб., ДЕЛЬТА+КАРО, 2004.
  27.  Швайко Г. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1998.

Приложение 1

Сводная ведомость фонетического состояния речи детей группы

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Речевичок»

_______01 октября 2021 года – 31 мая 2022 года_______

период обучения

Учитель-логопед _Полиниченко Т.И._ 

Фамилия, имя ребенка

группа

Дефекты звукопроизношения

возраст

месяц

на начало

обучения

месяц

на конец обучения

1

Бозавчук Милана

11

6-7 лет

октябрь

Р, Рь, Ш, Ж, Щ, Ч

Л, Ль – авт.

(с-ц), (ль-й)

май

Все звуки поставлены

2

Павленко Антон

11

6-7 лет

октябрь

Рь

Х, Л, Р – авт.

(ль-й), (с-ш), (з-ж), (хь-кь), (щ-сь), (р-л)

май

Все звуки поставлены

3

Стрельцова Светлана

11

6-7 лет

октябрь

Ц, Ш, Ж, Ч, Л, Р, Рь

январь

Все звуки поставлены

4

Ушанева Варвара

11

6-7 лет

октябрь

Л, Р

(ль-й), (с-ш), (з-ж), (щ-сь), (ть-ч)

май

Все звуки поставлены

5

Нестеров Дмитрий

13

6-7 лет

октябрь

Ц, Ч, Щ, Л, Ль

Р, Рь – авт.

(б-п), (д-т), (г-к), (с-з), (с-ш), (з-ж)

май

Все звуки поставлены

6

Дзамашвили Давид

13

6-7 лет

октябрь

Ш, Ж, Л, Р, Рь

(ль-й), (с-ш), (з-ж)

январь

Р, Рь – не поставлены

7

Землянский Марк

8

4-5 лет

октябрь

Ш, Ж, С, З, Ц

май

Все звуки поставлены

8

Астраханбеева Надежда

8

4-5 лет

октябрь

Ш, Ж, Щ, Р, Рь, Л

(ль-й)

май

Р, Рь, Щ – не поставлены

9

Тимошенко Василий

14

5-6 лет

октябрь

Ш, Ж, Р, Рь

май

Все звуки поставлены

10

Цатурян Зарина

6

5-6 лет

октябрь

З, Зь, Д, Дь, Б, Бь, Г, Гь, Ж

Р, Рь – авт.

(ль-й)

май

Все звуки поставлены

11

Арутюнян Марьяна

6

5-6 лет

октябрь

Ш, Ж, Л, Р, Рь

(с-ц), (ль-й), (ть-ч)

май

Р, Рь – не поставлены

12

Кощеев Владислав

6

5-6 лет

октябрь

Мь, Нь, Н, Ф, В, Хь, С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Л, Ль, Й, Ч, Щ, Р, Рь

декабрь

Л, Ль, Й, Ч, Щ, Р, Рь – не поставлены

13

Киргизова Элина

6

5-6 лет

октябрь

Р, Рь, Л

май

Все звуки поставлены

14

Демахина Мария

6

5-6 лет

октябрь

Ш, Ж, Р, Рь

(сь-щ), (ть-ч)

март

Все звуки поставлены

15

Блохина Вероника

6

5-6 лет

октябрь

Л, Рь

(ль-й), (р-л), (рь-ль)

май

Все звуки поставлены

16

Черепнев Александр

6

5-6 лет

октябрь

Л, Ль, Р, Рь

(з-ж), (с-ш), (сь-щ), (ть-ч)

май

Все звуки поставлены

17

Балашова Анна

6

5-6 лет

октябрь

Р, Рь, Л, Ш, Ж, Щ, Ч

(ль-й)

май

Р, Рь – не поставлены

18

Усачев Максим

6

5-6 лет

октябрь

Л, Ль, Р, Рь

май

Все звуки поставлены

Приложение 2

Список детей

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Речевичок»

_______01 октября 2021 года – 31 мая 2022 года_______

период обучения

Учитель-логопед _Полиниченко Т.И._ 

Фамилия, имя ребенка

Группа №

1

Бозавчук Милана

11

2

Павленко Антон

11

3

Стрельцова Светлана

11

4

Ушанева Варвара

11

5

Нестеров Дмитрий

13

6

Дзамашвили Давид

13

7

Землянский Марк

8

8

Астраханбеева Надежда

8

9

Тимошенко Василий

14

10

Цатурян Зарина

6

11

Арутюнян Марьяна

6

12

Кощеев Владислав

6

13

Киргизова Элина

6

14

Демахина Мария

6

15

Блохина Вероника

6

16

Черепнев Александр

6

17

Балашова Анна

6

18

Усачев Максим

6

Приложение 3

Расписание занятий

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Речевичок»

_______01 октября 2021 года – 31 мая 2022 года_______

период обучения

Учитель-логопед _Полиниченко Т.И._ 

День недели

Время

Группа

Фамилия, имя ребенка

Вторник - четверг

16.00 – 16.30

11

Бозавчук Милана

Павленко Антон

Стрельцова Светлана

Ушанева Варвара

16.35 – 17.05

13, 14

Нестеров Дмитрий

Дзамашвили Давид

Тимошенко Василий

17.10 – 17.40

6

Цатурян Зарина

Арутюнян Марьяна

Кощеев Владислав

Киргизова Элина

17.45 - 18.15

6

Усачев Максим

Демахина Мария

Блохина Вероника

Черепнев Александр

18.20 – 18.50

6, 8

Балашова Анна

Землянский Марк

Астраханбеева Надежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию речевое развитие "В стране красивой речи".

Основная программа по дополнительному образованию основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у де...

Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."

В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствам...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...