Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Фролова Наталья Сергеевна

В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства,через такие формы работы,как( пальчиковая гимнастика,артикуляционная гимнастика,дыхательная гимнастика,логоритмика,театрализованные игры,организация спектаклей,чтение литературы). актуальность данной программы заключается в том,что создаются условия,обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников,а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией,что очень ценно в дальнейшей школьной жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Города Москвы «Лицей №1586».

Программа по дополнительному образованию, речевое развитие  детей  дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

«Театральный калейдоскоп».

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 3-5 лет.

Срок реализации: долгосрочный.

АВТОР ПРОЕКТА: Фролова Н.С.(воспитатель).

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: коллективный (8 чел.).

Программа разработана в 2016 году, г. Москва.

 

Пояснительная записка.

     Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности

ребёнка, важным направлением, в развитии личности, является формирование творческих способностей детей.

     Для развития выразительной стороны речи необходимо создание  условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.  

   Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детей, театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений.

     Театрализованные занятия,  всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью, способствуют  умственному развитию  и совершенствованию  речи.

    Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

    Увиденное и пережитое   в их самодеятельных театрализованных представлениях    расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу.

     Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром.             Анализируя поступки литературных героев,   ребенок пытается  разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку.

    В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний,  незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

    Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

    Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления. Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка.

    Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают  и эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

 В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца….

Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем.

    В сказках – мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

    Значимость народной сказки подчёркивал К. Д. Ушинский: «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.

Роль сказок в воспитании детей многогранна.

  Во-первых, они развивают воображение, склоняют к фантазированию.

 Они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

 Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир.

  Сказка формирует основы поведения, общения.  

 Развивает воображение и творческий потенциал.

 Играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир.

 Накопить опыт общения, познать мир взрослых.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость и т. д.) Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

• совершенствует артикуляционный аппарат;

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

• дети получают эмоциональный подъём;

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

• позволяет формировать опыт социального поведения;

• стимулирует активную речь;

Актуальность программы:

    Актуальность  данной программы заключается в том, что создаются условия, обеспечивающие полноценное художественно-творческое и творческо-эстетическое развитие дошкольников,  а так же в развитии речи и умении владеть собой перед аудиторией (публикой), что очень ценно в дальнейшей школьной жизни ребенка.

    В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Цель программы является:

      Гармоничное  развитие личности, творческих способностей детей средствами театрального искусства через такие формы работы, как:

 - пальчиковая гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- логоритмика:

- театрализованные игры;

- организация спектаклей;

 - чтение литературы.

Основные задачи в данном направлении:

Развивающие:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание попробовать себя в разных ролях;
  • Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
  • Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
  • Развивать память, мышление, внимание, воображение, зрительное и слуховое восприятие;
  • Развить у детей двигательно – образные навыки: умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
  • Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики;
  • Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
  • Способствовать проявлению желания самостоятельно использовать разнообразные виды театров, формированию активности в игре с персонажами игрушками;
  • Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес у детей;
  • Совершенствовать  игровые навыки и творческую самостоятельность детей, через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;
  • Развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, чувство равновесия, правильной осанки;
  • Развитие речевого слуха, речевой памяти.

Обучающие:

  • Обучать детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому, при произношении  звука;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, ее грамотный строй, его звуковую культуру;
  • Способствовать эффективному общению и речевой выразительности;
  • Научить импровизировать посредствам мимики выразительных движений и интонации.

 Воспитательные:

  • Воспитывать чувство ритма и темпа;
  • Воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе);
  • Воспитывать чувства пространства   и времени;
  • Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом;
  • Воспитание интереса к  сказке;
  • Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.

Участники программы: дети 3-5 лет.

Форма занятий: групповая, время занятий 40 минут.

Структура занятия:

  • пальчиковая гимнастика;

  • дыхательная гимнастика;

  • артикуляционная гимнастика;

  • логоритмика;

  • литературно-художественная практика (связная речь);

  • игры, минута шалости, физическая минутка;

  • чтение литературы;

  • чистоговорки и скороговорки.

  • постановка спектакля.

Виды театров, используемые в работе:

  • перчаточный;

  • настольный;

  • кукольный;

  • пальчиковый;

  • костюмированный;

  • масочный;

  • теневой.

Критерии в подборе сказок:

  • ярко выраженная социальная норма (лучше парная);

  • возможность обыграть сюжет;

  • предпочтение сказкам, персонажи которых животные.

Методические приемы:

  • анализ сказки с точки зрения поведения персонажей;

  • выделение героев с различными чертами характера;

  • проигрывание этюдов (фрагментов сказок, сценок из жизни);

  • развивающие и словесные игры;

  • игровые упражнения, обучающие ребенка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями;

  • упражнения на отбивание ритма;

  • упражнения на имитацию движений;

  • упражнения на речевое дыхание;

  • игры со словами и без слов;

  • упражнения на интонационную выразительность;

  • обыгрывание эпизодов;

  • инсценирование сказок, потешек, стихов.

Средства для реализации программы:

  • Дидактические и театрализованные игры, упражнения;

  • Художественно-продуктивная деятельность;

  • Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей;

  • Проведение театрализованных представлений.

Ожидаемые  результаты:

  1. Развить у детей диалогическую, правильную, выразительную связную

     речь, мышление, память.

  1. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест,

интонацию;

   3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству;

   4. Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

   5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

   6. Уметь последовательно высказывать свои мысли;

   7. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

   8. Выразительно читать стихотворный текст;

   9. Уметь владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

 

  10. Раскрыть личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

Форма подведения итогов.  Мониторинг.

Владение навыками

Начало обучения

Конец обучения

1

 Развитие двигательно-образных навыков (умение владеть своим телом, координировать свои движения, ориентировка в пространстве).

зеленый;

красный.

зеленый;

красный. 

2

 Развитие общей и мелкой моторики.

зеленый;

красный.

зеленый;

красный. 

3

 Владение навыками творческой самостоятельности в процессе театральной игры (драматизация, кукольный спектакль).

зеленый;

красный.

зеленый;

красный. 

4

 Владение навыками диалогической и монологической речи.

зеленый;

красный.

зеленый;

красный. 

5

 Импровизирует посредствам мимики выразительных движений и интонации.

зеленый;

красный.

зеленый;

красный. 

6

 Развитие чувства ритма и темпа.

зеленый;

красный.

зеленый;

красный. 

Критерии оценки:

  • Зеленый цвет - положительная динамика;
  • Красный цвет – отрицательная динамика.

Учебно-тематический план.

Тема занятий

Количество часов

1

 Вводная беседа. Знакомство с театром, как видом искусства.

1

2

 Знакомство с жанрами художественной литературой.

5

3

 Знакомство с разными видами театра.

6

4

Подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

4

5

 Создание декораций и атрибутов.

6

6

 Отработка ролей.

6

7

 Выступление перед родителями.

2

Количество часов

30

Учебно-тематический план 1-го года обучения
I полугодие

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

1

Культура и техника речи

2

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

3

3

 Игры по развитию дыхания, артикуляционной гимнастики.

3

Логоритмика

4

Подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

2

5

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

2

Театральная игра

6

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

2

7

 Знакомство с жанрами художественной литературы.

5

8

Знакомство со сценариями сказок.

4

9

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

10

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

1

11

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

12

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

13

Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

14

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

2

15

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

2

16

Выступление со спектаклем перед родителями.

2

17

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

1

Культура и техника речи.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна».

Вечер «Знание – сила».

Ритмопластика

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

Сценический этюд.

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

Театральная игра

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

Работа над образом. Анализ мимики лица.

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

Репетиция пантомимных движений.

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Выступление.

Анализ выступления.

Театральная игра

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака).

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и т.д.). Освоение сценического пространства.

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

Генеральная репетиция

Выступление (творческий отчет).

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

Анализ работы за год.

Информационное обеспечение программы:

1.  Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с.

2.  Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 1991, 95 с.

3.  Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

4.  Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С. 66-70.

5.  Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.

6.  Буренина А. И. «Театр всевозможного»: От игры до спектакля СПб. 2002.

 

7.  Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. – С. 14-15.

8.   Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160с.

 

9.  Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005г.

10.  Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №12. – С. 43-47.

 

11.  Касаткина Е. И., Реутская Н. А. и др. «Театрализованные игры в детском саду» Издательство ВИРО, 2000

12. Караменко, Т. Н., Караменко Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т. Н. Караменко, Ю. Г. Караменко. – М.: Просвещение, 1973, 92 с.

13. Лаптева Е. В. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

14. Дошкольная педагогика: Учебник. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М., 1991.

15.  Лыкова И. А. «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.

16. Лыкова И. А.  «Театр на пальчиках» М. 2012г.

17. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С. 105-112.

18. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева. – М.: Творческий центр, 2003, 104 с.

 

19. Мигунова  Е. В. «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М.:2009г.

20.  Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика»;

21. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 1999. – 315с.

22. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» СПб. : «Паритет» 2007г.

23. Петрова И. М. «Театр на столе» - Детство – пресс, 2006г.

24.  Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6. – С. 52-54.

25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2001. – 433с.

26. Совушкина А. Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

27. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких» - М; 2009г.

28. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] / Н. Ф. Сорокина. – М.: Аркти, 2004, 87 с.

29. Султанова М. А.  "Стихи с движениями".

30.  Развитие речи у детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1995.

31.  Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990.

32. Трифонова, Н. Кукольный театр своими руками [Текст] / Н. Трифонова. – М.: Айрис-Пресс, 2001, 53 с.

33. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С. 59-66.

34.  Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. / Под ред. О. С. Ушаковой. – Самара, 1994. – 10с.

35.  Хацкалева Г. Н.  "Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики".

36.  Швайко Г. С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1991.

37.  Щёткин А. В.  «Театральная деятельность в детском саду» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.

38.  Ярыгина О. Г.  «Мастерская сказок» М.:2010г.

39.  Электронные ресурсы: сайт www.maam.ru; www.pedportal.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ АРТИСТИЗМА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Материал  позволяющий развивать артистизм и творческие способности у детей дошкольного возраста....

Программа по дополнительному образованию « Логоритмика для детей дошкольного возраста». «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Прграмма по дополнительному образованию.Цель программы: профилактика отклонений в речевом  развитии ребёнка с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского...

Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Материал предназначен для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста. Поможет педагогам и родителям в организации театрализованной деятельности....

Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Презентация...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...