Мастер – класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов, как способ подготовки к школе»
консультация по логопедии

Комарова Марина Александровна

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_neyroigry.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов:

«Использование нейропсихологических игр и приемов, как способ подготовки к школе»

Подготовили учителя-логопеды:

        Аверина О.Г.

Комарова М.А.

2022

Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.

Задачи:  

  • познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
  • вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
  • активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
  • побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.

Практическая значимость: данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер – класса:

  • получение педагогами представления о методике выполнения упражнений ;
  • внедрение в образовательный процесс  методов и приёмов нейроигр для подготовки детей к школе.

Методы и приёмы: упражнения, воспроизведение действий по показу логопеда, игровой метод.

Раздаточные материалы: чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, игровые поля, карты – схемы, разноцветные камни, мелкие шарики, карточки с позами рук и картинок.

Одна из актуальных проблем на сегодня - это проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Исторически сложилось, что основной задачей систематического обучения в дошкольном возрасте стало ускорение психического развития ребёнка, но  практика показала обратное. Как такового ускорения развития мы не получили, всё таки природу не переделаешь,  зато выросло число детей с   отклонениями в развитии. Речь не идёт о грубой патологии, скорее это варианты развития в пределах нижне нормативных  границ. Но не корригируемые, эти проблемы могут заметно осложнить последующее обучение в школе. Специалисты так же отмечают снижение уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению. Учитывая выше изложенное, очевидна актуальность   использования нейроигр, как способ подготовки  к школе.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.

Нейроигры - это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Использование на практике нейроигр служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

Каким детям рекомендованы нейроигры:

  • если ребёнок гиперактивный,
  • заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
  • есть синдром дефицита внимания;
  • плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
  • быстро переключается с одного действия на другое;
  • быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании,
  • есть проблемы с речью разной сложности

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

  • игровая форма обучения;
  • эмоциональная привлекательность;
  • многофункциональность;
  • автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

  • Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  • Развивается зрительно-моторная координация
  • Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  • Развивается слуховое и зрительное внимание.
  • Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

На своих занятиях мы  применяем следующие нейропсихологические игры и приемы:

  1. Артикуляционная нейрогимнастика. Выполнение артикуляционной гимнастики совмещенной с нейроупражнениями.
  2. Нейроигра: «Попробуй, повтори»(карточки). 

Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

  1. Нейротренажер по автоматизации звуков С,Ш, Л, Р

В этом пособии использован нейропсихологический подход, который предполагает коррекцию звукопроизношения через движения.

4. Фигурки «Жесты»

- Помогают развивать чувство ритма

- Работать над моторной программой и моторным планированием

- Развивать кистевой и пальцевый праксис

- Формировать фонематический слух

- Автоматизировать и дифференцировать звуки в словах и слогах

5.- Игра «Хлопни, топни, стукни

Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

  1.  «Симметричные рисунки или двуручное рисование»

Все знают, что рисование – не только творческий, но и моторный процесс. Тренировка - пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления - всем этим управляет головной мозг. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария, а это значит слаженность в работе полушарий.

Возьмите фломастеры в обе руки и обведите симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

Так же к этому заданию можно добавить речевой материал любой автоматизируемый звук.

  1. Межполушарная доска.

Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее упражнение.

Инструкция:  двумя руками одновременно начинаем обводить стандартную спираль фишкой правой/левой рукой и произносить поставленный звук, затем в обратном направлении. Например: звук С или Ш.

  1. Использование нейромячей в работе логопеда.

Цель – повышение результативности работы по коррекции звукопроизношения на основе использования упражнений с нейромячами.

Преимущества использования нейромячиков в логопедической практике:

- игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению;

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;

- развиваются сила, ловкость, быстрота реакции, точность движений;

- тренируется контроль, переключение, удержание и выполнение заданной программы;

- формирование партнёрского взаимодействия и сотрудничества.

Работа в парах.

Встаем друг напротив друга. Мячик в правой руке. Передаем в левую руку, а за тем соседу. (Лодка, ландыш, лупа)

Мячик в правой руке, передаем за спиной, далее соседу. (ла –ло – лу - лы)

«Птичка»

Игра в кругу. Мяч в правой руке – об пол – передали соседу. (лыжи – лыжник -  лыжня)

Практическая часть мастер – класса:

Для Вас мы тоже подготовили несколько нейроигр, которые вы можете применять на занятиях с детьми.

  1. «1,2,3 – жесты повтори». На стене картинки с жестами.

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра активизирует работу полушарий. Кроме того, способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. 

  1. «Ты- супермодель». Игроки должны пройти вдоль линии (веревки) перекрестным движением, пересекая ее среднюю линию (как модели по подиуму). При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Кроме того, телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации. 
  2. «Кубик бросай - линию (букву, цифру) повторяй». Игроки бросают кубик и рисуют на листке бумаги ту линию, которая ему выпала или обводят нужную букву (цифру). Игра развивает моторные функции, внимание, закрепляет название букв и цифр.
  3. «Пальцевые классики». "Классики для пальчиков" - это музыккальноритмическое упражнение или  игра, где детки под музыку в соответствии с ее ритмом и темпом шагают или прыгают пальчиками , (т.е. переставляют их) по кружочкам или другим фигурам.  Один кружочек-это указательный пальчик, два кружочка- указательный и средний одновременно. Листок расположен вертикально на столе перед ребенком. Движение начинаем снизу вверх, можно одной рукой сначала по одной дороже, затем по другой. можно усложнить задание и пройти одновременно по двум дорожкам сразу двумя руками. Развиваем, мелкую моторику, внимание и межполушарные связи.
  4. «Модная стрижка». Игроки бросают кубик и отрезают полоску с цифрой, которая выпала на кубике. Развиваем ЭМФ, внимание, мелкую моторику.
  5. Таблица Шульте. Игроки находят на двух карточках одинаковые цифры (буквы, предметы) и должны показать их одновременно указательным пальцем левой и правой руки. Игра расширяет поле зрения, улучшает концентрацию, активизирует образное мышление, развивает межполушарные связи.
  6. «Золушка». Игрок перепрыгивает через обручи, в том направлении, куда покажет туфелька (туфельки). Игра развивает общую моторику, ловкость, пространственные понятия, внимание.

Итог: Многие игры, к сожалению, отходят в прошлое, и привычные многим взрослым игры переходят в разряд «специальных», называются «нейропсихологическими», и играют в них дети в кабинетах  специалистов.

А почему бы не поиграть с ребёнком в эти несложные и увлекательные игры, которые помогут избежать в дальнейшем многие проблемы.

Таким образом, нейроигры с дошкольниками носят комплексный характер, объединяя двигательные и когнитивные игровые упражнения, направленные на развитие основных психических функций и на профилактику задержек или аномалий их развития в дальнейшем школьном обучении.

 Используемая литература.

  1. Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход». СПб.: Питер, 2008
  2. Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева «Комплексная коррекция трудностей обучения в школе» Москва, СМЫСЛ 2014
  3. А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего генеза» Москва, Генезис 2011
  4. А.Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» ТЦ Сфера 2003
  5. А.Е. Соболева «Как научить ребенка читать» СПб.: Детство – пресс 2014
  6. А.Е. Соболева «Как подготовить ребенка к обучению грамоте» СПб.: Детство – пресс 2014
  7. А.В Сунцова, С.В. Курдюкова «Изучаем пространство» Москва, ЭКСМО 2009

Рефлексия. Игра с кольцебросом.

Был ли полезен мастер – класс?

  1. Еще не знаете.
  2. Да
  3. Нет

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов "Использование приемов кинезиологии в работе с детьми"

содержится информация о теории Лурии о трех функциональных блоках головного мозга, о межполушарном взаимодействии, привожятся примеры игр и упражнений, направленных на тренировку каждого их трех блоко...

Мастер-класс для педагогов: «Использование в образовательной деятельности приемов мотивации детей и приемов работы в парах»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое праздник?»...

Мастер-класс для педагогов: «Использование игровых методов и приемов в элементарном музицировании дошкольников».

Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....

Мастер-класс для педагогов «Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в р...

Мастер-класс для педагогов "Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе с дошкольниками"

Данный мастер-класс предназначен для педгогов, которые желают разнообразить свои методы и приемы в работе с дошкольниками разного возраста. в работе подробно описано, как можно завлечь ребенка в виде ...

Мастер – класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов, как способ подготовки к школе»

Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольника...

Презентация. Мастер – класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов, как способ подготовки к школе»

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Внедрение в образовательный процесс  методов и приёмов нейроигр для подготовки детей к школе....