Виды логопедической помощи которую оказывают в детских садах
статья по логопедии

Сингурова Елена Владимировна

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня хочу поговорить с вами о том какие виды логопедической помощи бывают в детских садах. Важно понимать среди государственных детских садов есть несколько разных типов. И у каждого из них своя особенность, а соответственно и комбинация видов логопедической помощи будет отличаться. Важно просто узнать какие виды есть в том саду куда ходит ваш ребенок, но самое главное Вам прежде всего дорогие родители нужно понять, что это за виды логопедической помощи и их назначение. И так начнем!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня хочу поговорить с вами о том какие виды логопедической помощи бывают в детских садах. Важно понимать среди государственных детских садов есть несколько разных типов. И у каждого из них своя особенность, а соответственно и комбинация видов логопедической помощи будет отличаться. Важно просто узнать какие виды есть в том саду куда ходит ваш ребенок, но самое главное Вам прежде всего дорогие родители нужно понять, что это за виды логопедической помощи и их назначение. И так начнем!

Виды логопедической помощи которые оказывают в детских садах:

1-й вариант.

Группа компенсирующей направленности.

Логопедическая группа для детей с тяжелыми нарушения речи (далее ТНР)

Логопедическая группа ТНРдетского сада. Специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, комплектуется ТОЛЬКО из детей с сохранным слухом и интеллектом после прохождения ПМПК (психолого - медико-педагогической комиссии), на ребенка выдается заключение, на основании которого в дальнейшем можно правильно организовать работу с ребенком. Нигде в документах не отражается то, что ребенок посещал логопедическую группу и имел какое-либо заключение. Данное заключение позволяет определить дальнейший коррекционный маршрут работы с ребёнком. Для максимальной индивидуализации коррекционной работы число детей  в группеменьше, чем в обычной группе.

В логопедической группе ежедневно работают два воспитателя, имеющие специальную подготовку по работе с детьми-логопатами  и учитель-логопед. При необходимости детям педагог-психолог оказывает сопровождение.

Ежедневно учитель-логопед проводит групповые занятия по развитию речи, на которых дети в игровой форме пополняют свой словарный запас, закрепляют поставленные в речи звуки, учатся правильно употреблять лексико - грамматические категории родного языка, развивают связную речь. Также во время занятий ведется работа по формированию фонематического слуха. Дети учатся выделять заданный звук из ряда других звуков, определять место звука в слове, делить слова на слоги. А еще, развивают графо моторные навыки. Все остальные занятия проводятся воспитателем так же, как в массовых группах детского сада.

В свободное от организованной образовательной деятельности время, учитель-логопед проводит индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков.

В вечернее время после сна ведется коррекционная работа, направленная на закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. Эту работу проводят воспитатели по заданию логопеда.

На каждого ребенка заводится тетрадь взаимосвязи «Логопед - родитель», где логопедом даются родителям рекомендации по работе с детьми дома.

Логопедическая группа поможет не только решить проблемы в речевом развитии, но и подготовить ребенка к школьному обучению.

Глубокое заблуждение если вы думаете, что детям с заключением ТНР, никогда не поздно обратиться к логопеду. Дошкольный возраст является благоприятным периодом формирования правильной речи у детей. Чем лучше сформирована речь, тем успешнее происходит развитие ребенка в целом. Соответственно, если у ребенка есть речевые нарушения и чем позже вы обращаетесь за помощью к специалистам, тем больше дополнительных проблем возникает в развитии ребенка и в устранении нарушений. Так же является глубоким заблуждением, мнение что эти нарушения с возрастом уйдут сами. Так же важно понимать, что ребенку недостаточно посещения логопеда 1-2 раза в неделю по 15-20 минут у логопеда общеобразовательных групп, так как с подобными нарушениями для формирования правильной речи ребенок должен находиться под постоянным контролем взрослого, и это возможно только в группе ТНР где все специалисты знают сложности каждого ребенка в группе и работают в одной связке.

2-й вариант.

Группа компенсирующей направленности.                                                                    Логопедическая группа для детей с задержкой психического развития (далее ЗПР)

Многих родителей поначалу очень пугают эти три буквы: ЗПР. Но, к сожалению, сегодня в медицинской карте ребёнка нередко можно встретить такой диагноз. Порядок приёма в эту специализированную группу отличался от приёма в обычный детсад. Первое, что надо было сделать родителям, – получить направление от врача. С этим направлением пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С заключением от ПМПК обратиться к заведующей детским садом.

Основу этой группы составляют дети с ограниченными возможностями здоровья. Основная проблема – это пониженная обучаемость, обусловленная различными причинами. У всех детей отмечалось незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательной деятельности. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, необщительностью, агрессией, несформированностью игровой деятельности.

Разрабатывая адаптивную программу, учитывается состояние и уровень развития ребенка. Для этого выстраивается обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие. Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем).  Коррекционно-развивающее обучение строится с учетом актуальных возможностей детей, на основе охраны и укрепления  их здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности.
         Участниками коррекционного процесса становятся дети, родители и педагоги               (дефектолог, психолог, воспитатели, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) Важно понимать, что чем раньше начать работу с детьми, тем положительнее будет результат.

Все дети, выпускающиеся в школы в конце года, отправляются на ПМПК повторно, где им подтверждается либо снимается диагноз и даются рекомендации для дальнейшего обучения. Дети, с которым необходимо продолжить коррекционную работы отправляются в класс ЗПР (и это тоже очень важно), а часть детей, у которых задержка в развитии полностью исправлена, и диагноз с них снят отправлялись в общеобразовательные классы.

Основным специалистом в коррекционной группе является педагог-дефектолог, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог. Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых, дефектолог проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

При обследовании дефектолог, прежде всего, тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребенок переведен из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физкультуры, музыкальный руководитель, воспитатели, логопед.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие. Дефектолог в детском саду регулярно проводит не только фронтально-подгрупповые занятия, но и индивидуальные занятия.

В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является ведущим видом деятельности для детей этого возраста. Занятия с детьми проходят в игровой форме.

 Дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя-логопеда, на основании решения ПМПК, с согласия родителей (законных представителей) посещают занятия с логопедом.

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Современные наблюдения в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи создается благоприятная среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей.

Все специалисты и воспитатели коррекционного звена работают взаимосвязано так, как только это позволяет получить максимально высокие результаты работы.

3-й вариант.

Логопед оказывающий помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в другую (специализированную) группу.

Ранее данный вид помощи назывался логопедическим пунктом (сокращенно логопункт)

  Если ваш ребёнок не попал в специализированный логопедический детский сад (логопедическую группу), а проблема неправильного произношения отдельных звуков есть у ребенка, возможно, как раз данный вид логопедической помощи и подойдет вашему ребенку.

Каким детям оказывается данный вид логопедической помощи?

                  Сюда зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов, логопедических групп) речевыми нарушениями. Конечно же стоит отметить, что берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очерёдность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

         В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной к школе группы, а также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.

         На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.

         Все остальные воспитанники ДОУ, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций родителей (законных представителей) в специально отведённое для этого время.  

          С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть?

          Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

Дети с дислалией, дизартрией или стёртой формой дизартрии) — ФНР (фонетическое недоразвитие речи); ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи); ОНР III - уровня (общее недоразвитие речи) ОНР IV - уровня (нерезко выраженное общее недоразвитие речи иногда его еще обозначают НВОНР)

         В каком режиме проходят занятия?

        Коррекционная работа с детьми, начинается с момента зачисления.  

         Фронтальные занятия (с группой детей) – не реже 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.

Продолжительность занятий определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия длятся от 10 до 20 минут.  

                Работа логопедом осуществляется 3-4 дня в первую смену и 1-2 дня во вторую все зависит о графика работы логопеда в конкретном учреждении.

         Количество детей, одновременно занимающихся, не более 20-25 человек.

        Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.

        Поэтому при оказании логопедической помощи дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребёнок, стоящий на очереди, данный вид логопедической помощи в детском саду — это крайне подвижная система.

      Решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.

      Вот мы с вами уважаемые родители и ознакомились с видами логопедической помощи.

 Важно понимать уважаемые родители, для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей, не зависимо какой вид помощи оказывается вашему ребенку! Вы должны выполнять все рекомендации логопеда и специалистов, регулярно посещать консультации со специалистами, выполнять домашние задания.

И, конечно, необходимо пристально контролировать речь ваших детей в повседневной жизни.

С уважением, учитель-логопед                                 Сингурова Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Логопедическая работа в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида.

Данная презентация знакомит с системой работы учителя-логопеда в условиях ГБОУ детского сада общеразвивающего вида. Презентация создавалась для родительского собрания, может быть использован...

Из опыта работы по развитию речи у дошкольников с помощью театрализованной деятельности в детском саду

В данной статье я делюсь своим опытом по использованию театрализованной  деятельности при развитии речи у детей в детском саду....

Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей младшей группы детского сада

Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей младшей группы детского сада...

Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей средней группы детского сада

Образовательная область "Физическое развитие" Картотека основных видов движений для детей средней группы детского сада...

Что делать, чтобы летом ребенок не растерял навыки, которые получил в детском саду.

Дошкольный возраст- это период игры. Перечень действий родителей, чтобы поддержать знания и навыки детей....