Применение ИКТ в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая группа)

Комаровская Светлана Анатольевна

Данная статья является исследованием важного значения использование ИКТ-технологии в работе учителей-логопедов с дошкольниками с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_ikt_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

 с дошкольниками с ТНР

 Авторы – учителя-логопеды:

Комаровская С. А., Андреева Н.С.

МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши

Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным,  как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию.

Регулярно работая с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а точнее с категорией детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), мы столкнулись с тем, что сложившаяся система логопедического воздействия не обеспечивает в должной мере полноценной коррекции, так как нарушения речи являются стойкими, системными и с трудом поддаются исправлению. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.

Анализ федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании показал, что повышение качества коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с диагнозом ТНР является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.

В связи с этим возникает важная задача развития новых направлений логопедической работы, внедрение инновационных методов и приемов, позволяющих осуществить психолого-медико-педагогическую реабилитацию дошкольников с ТНР.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, мы поняли, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Влияние компьютерных игр на детей дошкольного возраста, в частности на детей с тяжелыми нарушениями речи, ещё не изучено в полном объёме.

Цель нашей работы: использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ОВЗ.

Новизна нашего исследования заключается в исследовании смешанного влияния  информационных компьютерных технологий и традиционных методов логопедического воздействия на результаты коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Основная задача коррекционной работы учителя-логопеда в работе с детьми с ТНР – это не только формирование и развитие всех компонентов речи, но и нормализация коммуникативных навыков, помощь в самораскрытии, приобретении уверенности в себе, обучение самоконтролю и самокоррекции, развитие высших психических функций.

В 2020-2021 учебном году, взяв за основу тему по самообразованию «Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе» мы начали знакомиться с опытом учителей-логопедов на различных форумах, сайтах, использовать готовые игры в индивидуальной и подгрупповой работе, создавать собственные презентации, игры, применять их в непосредственной образовательной деятельности. При построении коррекционных занятий мы использовали задания с компьютером фрагментарно, дозировано, например, для знакомства с новым материалом, закрепления пройденных заданий или с целью мотивирования детей на данное занятие.

         Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в своей работе с детьми  с ТНР мы преимущественно использовали дидактические компьютерные игры. Эти игры направлены на коррекцию всех психических процессов и речи. Например, мы использовали игры на развитие психологической базы речи (внимания, памяти, мышления); на коррекцию звукопроизношения и слоговой структуры; на развитие лексико-грамматической стороны речи и т.п.

При использовании компьютерных технологий мы обязательно соблюдали условия для сбережения здоровья ребенка.

На начальном этапе знакомили детей с компьютером, учили слушать задания. В дальнейшем мы строили занятия так, чтобы ребенок с ТНР стремился к правильным ответам, закреплял это в повседневной жизни, доводил начатое до конца, тем самым  развивая свои психические процессы, волевые качества и речь. С каждым занятием деятельность у таких детей становилась более продуктивной, ребёнок стремился довести начатое до конца, что, конечно же, играло решающую роль в логопедической работе.

В процессе коррекционного воздействия мы убедились, что компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.

У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому  учебный материал, предъявляемый нами  в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызвал интерес и обратил на себя внимание. Применение компьютерных технологий позволило нам предоставить детям информацию в привлекательной форме, что не только ускорило запоминание содержания, но и сделало его осмысленным и долговременным.

Общение с компьютером помогает ребенку с ТНР нормализовать общение с окружающими, так как воспринимается ребенком в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику. Дошкольникам с ТНР нравиться играть с виртуальными персонажами, слушать и выполнять их задания. Дети с удовольствием делятся опытом общения с компьютером с другими детьми и с взрослыми, что положительно влияет на формирование коммуникативных функций.

Благодаря использованию ИКТ дошкольники учатся, играя, воспринимая такого рода задания как новые для себя формы игр. Очень важно, чтобы дидактические компьютерные игры были понятны детям, задания соответствовали возрастным, психологическим, интеллектуальным и речевым возможностям каждого ребенка и в то же время позволяли приобретать новые знания, умения, навыки. Используя различный компьютерный материал, мы поняли, что особенно важно уделять внимание тому, насколько методически грамотно составлены задания, на графику, четкость правильность инструкций, продолжительность каждого задания, смену видов деятельности. Нужно отслеживать, чтобы игры, задания и упражнения  не были перегружены второстепенными элементами (неагрессивный сюжет игры, спокойные тона графики), лишними словесными инструкциями и  шумным музыкальным оформлением. Правильно подобранные информационные компьютерные технологии (игры, задания и упражнения) позволяют в  минимальные сроки коррекционной работы решить максимально возможные задачи при одновременно усложняющемся их уровне.

Систематически используя компьютерный материал, мы заметили, что наши дети с большим удовольствием идут на индивидуальные и подгрупповые занятия. Они хорошо стараются выполнить не компьютерные задания учителя-логопеда для того, чтобы в процессе занятия получить небольшой бонус – поиграть в коррекционную компьютерную игру с полюбившимся персонажем, познакомиться с новой игрой и т.п. Общение с компьютером вызывает у дошкольников с ТНР живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность, делая коррекционный процесс интересным, увлекательным и развивающим. 

Регулярный мониторинг в конце учебного года позволил нам увидеть заметные положительные изменения в результатах коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения (рисунок 1). Таким образом, мы можем сделать следующие выводы, что дозированное, вариативное, регулярное, грамотное применение ИКТ в коррекционной логопедической работе с детьми с ТНР, в совокупности с другими видами деятельности, повышает познавательную мотивацию к коррекционной работе, способствует формированию усидчивости и самоконтроля, помогает развивать высшие психические функции. В конечном итоге, использование компьютерного материала обеспечивает более высокий  конечный результат по развитию речи детей (рисунок 2), помогает при формировании коммуникативных функций, дает дошкольникам с тяжелой речевой патологией равные стартовые возможности с другими детьми при переходе на ступень школьного обучения.

Рисунок 1. Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР

 в результате использования дидактических игр с ИКТ за 2020-2021 учебный год.

Рисунок 2. Изменение всех компонентов речи в результате использования ИКТ

в коррекционной логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ в процентном соотношении за 2020-2021 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков

Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков". ...

Применение ИКТ в работе учителя - логопеда

Использование  информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях с детьми с ОНР...

Применение мнемотехники в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.Мнемотехника – это совокупность ...

Мастер-класс " Логоритмика и её применение в логопедической работе учителя-логопеда"

Логоритмика- эффективный метод преодоления речевых нарушений....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Применение биоэнергопластики в работе учителя - логопеда.

В презентации отображены все этапы работы с элементами биоэнергопластики в работе по коррекции речевого развития....