Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи
статья по развитию речи

Аннотация: В статье раскрываются этапы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Выделяется значимость данной работы с детьми в детском саду.  

Ключевые слова: фонематический слух и фонематическое восприятие, дети с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskih_protsessov_u_detey_s_onr.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, то есть от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи должна проводиться систематически и планомерно. С раннего возраста важно вести работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия. Под фонематическим слухом принято принимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью. Фонематическое восприятие же представляет собой способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы:

  • упражнения в различении неречевых звуков;
  • упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений;
  • произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
  • упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
  • упражнения на различения слогов;
  • упражнения на различения звуков;
  • упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе важно выработать умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы (гул машин, шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак). Для этого можно использовать диски с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки (пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, пуговицами, фасолью и т. д.

На следующем этапе упражняем в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Здесь можно выполнить следующие упражнения, например, громко и тихо стучащего молотка и барабана. Педагог раздаёт детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо, затем начинает за ширмой стучать то тихо, то громко, а дети поднимают соответствующие картинки. При различении низких и высоких звуков можно использовать большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно или неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия.

На следующем этапе важно научить детей запоминать и воспроизводить ряды слогов. Можно использовать игры на различение слогов звукоподражания. Педагог говорит: «Посмотри на картинку, послушай, кто, как кричит и повтори». Другой вариант игры педагог произносит слоги, а дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па – по - пу –пи, ка – та – ма, но – по – то и т. п.

На этапе по различению звуков, дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

На этом этапе можно поиграть в игру «Часы». Перед ребёнком на столе лежат «часы», педагог предлагает ребёнку назвать предметы, изображённые на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками. Педагог называет одно из слов (уточка) и проводит красную стрелочку к этой картинке, ребёнок должен найти и назвать слово близкое по звуковому составу (удочка) и пододвинуть зелёную стрелочку на эту картинку, таким образом слова близкие по звуковому составу будут найдены.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Не следует спешить с переходом к такому серьёзному этапу работы, как формирование звукового и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно поупражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов. Далее следует научить детей передавать (отстукивать, отхлопывать, притопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения.

Чтобы закрепить полученные знания на этом этапе можно поиграть в игру «Поезд». Перед ребёнком на столе лежит поезд с 5 вагонами и перевёрнутые предметные картинки. Педагог предлагает взять любую картинку и назвать что изображено на ней, разделить слово на слоги и распределить картинки по вагонам. Вагон с цифрой 1 – один слог, с цифрой 2- два слога и т.д.

Термином фонематический (звуковой) анализ определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова, а сложные – это вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина и конец). Работа начинается с анализа гласных звуков, педагог вводит понятие «гласный звук», объясняет, что, что гласные звуки можно петь, открыв рот, что во рту при этом преграды нет, и воздух выходит легко и свободно. Вводится обозначение гласного звука: красный круг. После вводится понятие «согласный звук». Взрослый объясняет детям, что при произнесении согласных звуков во рту есть всегда преграда, воздух не выходит изо рта так свободно, как при произнесении гласных звуков. Некоторые звуки можно тянуть, а вот петь их, открыв рот нельзя. Сразу же вводится обозначение. 

 Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысится качество звукопроизношения, что в дальнейшем позволит предотвратить возможные нарушения при формировании письменной речи.

Список использованных источников:

1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович - СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. 112 с.

3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -  М.: Академия, 2002. 190 с.

4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Основной целью логопедического воздействия является формирование и развитие фонематического слуха и восприятия.Сущность логопедического воздействия заключается в умении слушать, слышать и дифференциро...

Развитие фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи

Развитие фонетико-фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормаль...

Роль игры в развитии познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи

Особенности детей с ОНР состоят в том, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, мышление, восприятие...