Консультация для педагогов ДОУ . Тема: "Технология наглядного моделирования в коррекционно развивающей работе учителя - логопеда.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Нестерова Мария Владимировна

В последние годы вопрос использования моделей и моделирования в работе с детьми  (в том числе имеющими различные нарушения речи,), привлекают всё больше внимания. Данная консультация содержит материал по использованию данного метода в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для педагогов ДОУ

Тема:

«Технология наглядного моделирования

 в коррекционно – развивающей работе учителя – логопеда»

Подготовила: Учитель – логопед

Нестерова М.В.

Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную и ассоциативную память, так как на занятиях у детей задействована только один вид памяти – вербальный. Это оптимальная и результативная технология, позволяющая максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя при этом интерес к занятию. В основе моделирования лежит принцип замещения, где реальные предметы замещаются рисунком, схемой, знаком.

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;

—        работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Актуальность: использование метода наглядного моделирования с дошкольниками состоит в том, что:

Во – первых ребёнок дошкольник очень «пластичен» и легко обучаем, но для детей с нарушением речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

Во – вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

В – третьих применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Научное обоснование проблемы наглядного моделирования.

Доступность метода моделирования была показана ещё психологами Л.А.Венгер, Д.Б.Элькониным, А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым. На обоснованность метода наглядности, при которой происходит речевой акт, указывали педагоги С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Л.Н. Ефименкова. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Учёные так же отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

      Метод наглядного моделирования в коррекции направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Первые модели,  с которыми дети сталкиваются в процессе формирования и коррекции  фонетической стороны речи, это модели таких структурных единиц речи, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения используются геометрические фигуры, разного цвета для обозначения цвета гласных и согласных звуков. Символы к артикуляции звуков – положение органов при произнесении определённого звука.

Игры и упражнения

При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

«Рисуем» слова

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.

МАК, МАМА, МАШИНА и т.д. image013

  1. Схемы, для определения позиции звука в слове.
  2. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
  3. Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений, решаемые средствами  наглядного моделирования:

 - понимать обобщающие слова;

- понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

- понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

- понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

Так же метод наглядного моделирования используется при пересказе текста.

Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

- продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;

- продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

 - развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;

- развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;

- расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.

 Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования:

- расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др.

  1. Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи ("стрелка" вместо глагола, "волнистая линия" вместо прилагательного в моделях предложения); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов (схемы описательных рассказов), а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения "ключевых слов" основных частей описательного рассказа и т. п.

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре "Вкусный сок" дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Так же  метод наглядного моделирования используется для автоматизации трудных звуков и регулирования речевой деятельности ребёнка и составления сказки по модели.

 Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

          Метод наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мы...

"Применение наглядного моделирования в коррекционно - развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи"

   “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету&rdquo...

Консультация для воспитателей на тему: "Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"

В своей работе по исправлению нарушей звукопроизношения очень часто использую модели артикуляции звуков. Они очень легко усваиваются детьми, что дает положительный результат в моей коррекционной работ...

Реализация работы по формированию основ нравственно-патриотического воспитания в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье...