Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Галина Ивановна Русова

      Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. 

Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6

«Почемучка» п. Новоорск Новоорского района

Оренбургской области

https://lh5.googleusercontent.com/ntopkP2Bz__YKtAjD0oYQJ-rp952M3uU06kh1I5_b9TtuLBqt4hZ19L5W4kPEZvjPoKU8_xjt1znB7iyIGX3Ivd3SfGNfiJrGBccrh_3J2Y1goxxk0tUmDKm9JY1CXkKBA=s0

Логопедический проект

«Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Выполнила: учитель-логопед

         Русова Г.И.

высшая категория

п. Новоорск 2022 г.

Содержание:

Раздел I

Информационная часть

1. Паспорт проекта

Раздел II

Содержательная часть

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

3. Цели и задачи проекта

4. Новизна проекта и практическая значимость

5. Предполагаемые риски

6. Ожидаемый результат

7. Эффективность данных результатов

8. Участники проекта

9. Продолжительность проекта

10. Этапы работы

11. План-схема проекта

12. Список литературы

Паспорт проекта

Название проекта «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».

«Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы»

Тип проекта - Краткосрочный, практико-ориентированный

Аннотация проекта

Данный    проект    направлен    на    оказание     развивающей    коррекционной

 логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. 

Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» носит открытый характер: изучив традиционные и нетрадиционные формы  логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на начало 2022 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

Актуальность

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра». (А. С. Макаренко)

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

На моей логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

«Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение

- игра для них - учеба, игра для них - труд, 

- игра для них - серьезная форма воспитания». (Крупская Н. К.)

Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Все эти факты послужили разработке данного проекта. Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе, увлекая детей, их родителей и педагогов.

Цель

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.

Задачи

1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях.

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.

5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

6.Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ.

Новизна

Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения.

Эффективность данных результатов

- положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи);

- выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

- положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

- приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Участники проекта:

Участники проекта: дети подготовительной  логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.

Этапы работы:

1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Составление плана-схемы проекта.

3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.

План-схема

Работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

1. Подготовительный  

15 сентября 2020 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом» (родительское собрание) – учитель-логопед

15 сентября 2020 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

21 сентября - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед, воспитатель

22 сентября Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

2. Практический  

28 сентября -  Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

2 октября - 16 октября – Корректировка и проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель-логопед

19 октября  – 26 октября  –Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек: лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед, воспитатель, родители.

29 октября  – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед, музыкальный руководитель

2 ноября – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

5 ноября  - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

10 ноября - Создание памятки для родителей «Поучай, играя» - учитель-логопед

13 ноября - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

3. Заключительный

16 ноября - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем, развиваемся» - учитель-логопед

20 ноября - Презентация-развлечение «Мы играя, не скучаем, ещё лучше понимаем» - Учитель-логопед, муз. рук.

23 ноября - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

26 ноября - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

30 ноября  – 28 декабря - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель-логопед

Список литературы:

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедическиезанятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А.Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников» № 6

«Почемучка» п. Новоорск Новоорского района

Оренбургской области

https://lh5.googleusercontent.com/ntopkP2Bz__YKtAjD0oYQJ-rp952M3uU06kh1I5_b9TtuLBqt4hZ19L5W4kPEZvjPoKU8_xjt1znB7iyIGX3Ivd3SfGNfiJrGBccrh_3J2Y1goxxk0tUmDKm9JY1CXkKBA=s0

Логопедический проект

«Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

Выполнила: учитель-логопед

                Русова Г.И.

высшая категория

п. Новоорск 2022 г.

Содержание:

Раздел I

Информационная часть

1. Паспорт проекта

Раздел II

Содержательная часть

1. Аннотация проекта

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект.

3. Цели и задачи проекта

4. Новизна проекта и практическая значимость

5. Предполагаемые риски

6. Ожидаемый результат

7. Эффективность данных результатов

8. Участники проекта

9. Продолжительность проекта

10. Этапы работы

11. План-схема проекта

12. Список литературы

Паспорт проекта

Название проекта «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем».

«Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы»

Тип проекта - Краткосрочный, практико-ориентированный

Аннотация проекта

Данный    проект    направлен    на    оказание     развивающей    коррекционной

 логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. 

Проект рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих логопедическую группу в дошкольном учреждении.

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» носит открытый характер: изучив традиционные и нетрадиционные формы  логопедической работы, опираясь на материально-техническое оснащение логопедического кабинета, на начало 2022 года мною запланирована работа по использованию и разработке игровых методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи.

Актуальность

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра». (А. С. Макаренко)

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается.

Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникла необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренных программой и на помощь приходит игра, и становится важным направлением коррекционной работы.

Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.

На моей логопедической практике я встретила немало детей с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта. Ребёнок иначе относится к себе, к коллективу, к оценкам окружающих.

Работая с использованием игровых приёмов, можно сделать некоторые выводы об их значении в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Игры развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Задача логопеда совместно с родителями убедить ребёнка в том, что речь можно исправить, можно помочь ребёнку стать таким как все. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, как урок, а должны стать интересной игрой.

«Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение

- игра для них - учеба, игра для них - труд, 

- игра для них - серьезная форма воспитания». (Крупская Н. К.)

Заниматься на логопедических занятиях, играя, весело и интересно. В результате возникающего интереса к играм, поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребёнка увлекательными заданиями.

Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Применение игровых методов на логопедических занятиях, интересно, познавательно и увлекательно детям. Они притягивают внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.

Все эти факты послужили разработке данного проекта. Нам необходимо разработать новые игровые подходы, средства в логопедической работе, увлекая детей, их родителей и педагогов.

Цель

Создание и организация условий для использования игровых методов на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности игровых технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников на логопедических занятиях.

Задачи

1. Познакомиться с традиционными и нетрадиционными игровыми методами.

2. Использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях.

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.

4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.

5. Систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях.

6.Распространить опыт работы через активные формы работы: интернет-ресурсы, СМИ.

Новизна

Новизна проекта заключается в том, что в нём представлены новые подходы в игровых методах коррекционной работы.

Практическая значимость

Практическая значимость проекта состоит в том, что содержащиеся в нём выводы обеспечат качественно новый подход к работе с детьми как по коррекции речевых нарушений, так и в разных областях воспитательно-образовательного процесса в целом.

Ожидаемый результат

1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах воздействия игры в речевом развитии детей.

3. Создание богатой копилки игровых материалов для коррекционной работы.

4. Презентация проекта в форме развлечения.

Эффективность данных результатов

- положительная динамика речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи);

- выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации;

- положительная оценка деятельности ДОУ в «глазах» родителей;

- приобретение и использование знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Участники проекта:

Участники проекта: дети подготовительной  логопедической группы, родители, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.

Этапы работы:

1. Определение темы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Составление плана-схемы проекта.

3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

4. Обсуждение проекта с воспитателем, музыкальным руководителем.

5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

6. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.

План-схема

Работы с детьми, родителями и педагогами по реализации проекта

1. Подготовительный  

15 сентября 2020 – Беседа с родителями «Знакомство с проектом» (родительское собрание) – учитель-логопед

15 сентября 2020 – Изучение методической литературы, подбор игр и игровых методов – учитель-логопед

21 сентября - Анкетирование родителей «Любимые игры моего ребёнка» - учитель-логопед, воспитатель

22 сентября Консультация для педагогов «Роль игры в воспитательно-образовательном процессе» - учитель-логопед

2. Практический  

28 сентября -  Сочинение стишков совместно с детьми про «ёжика» для использования массажных мячей в развитии мелкой моторики – учитель-логопед

2 октября - 16 октября – Корректировка и проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий по внесению игрового характера в каждое направление логопедической помощи – учитель-логопед

19 октября  – 26 октября  –Совместное с детьми и родителями создание дидактических игрушек: лягушки, перчатки, язык (артикуляционная гимнастика и использованием биоэнергопластики) – учитель-логопед, воспитатель, родители.

29 октября  – Занятие-развлечение «Наши игры» - учитель-логопед, музыкальный руководитель

2 ноября – Совместное с детьми придумывание и изготовление игровых материалов для занятий дыхательной, артикуляционной, а также постановки звуков – учитель-логопед

5 ноября  - Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи (дидактическая игра «Собака в доме» - учитель-логопед

10 ноября - Создание памятки для родителей «Поучай, играя» - учитель-логопед

13 ноября - Мастер класс для педагогов «Игровые приёмы в обучении и воспитании детей» - учитель-логопед

3. Заключительный

16 ноября - Оформление фото-выставки для педагогов и родителей «Вот так мы занимаемся, играем, развиваемся» - учитель-логопед

20 ноября - Презентация-развлечение «Мы играя, не скучаем, ещё лучше понимаем» - Учитель-логопед, муз. рук.

23 ноября - Подведение итогов реализации проекта на педсовете - Учитель-логопед

26 ноября - Отчёт о реализации проекта на общем родительском собрании – учитель-логопед

30 ноября  – 28 декабря - Обновление предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете - Учитель-логопед

Список литературы:

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.

2. Цвынтарный В. В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» М., 2004

3. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедическиезанятия с дошкольниками: мет. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Генинг М. Г., Герман Н. А.Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей детских садов.- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2008.

6. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми// Логопед. – 2010. №1.

7. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М. ; СПб., 2007.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М.: Центр Полиграф, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы».

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов...

Спортивно-логопедическое развлечение (к проекту "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем")

Цель: закрепить навык чтения слогов и слов с изученными звуками и буквами, способствовать сплочению коллектива, развивать физические качества....

Логопедический проект " Мы играем, изучаем и красиво говорим"

Проект по постановке звука "Л". Для чего нужен проект? Участники проекта, их взаимодействие.Ответы на эти вопросы в статье....

Долгосрочный проект в подготовительной логогруппе "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем".

Цель: Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы....

"Мы, играя, изучаем говорим и понимаем"

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» по преодоление речевых и неречевых нарушений у детей с ОВЗ средствами игровой деятельности....

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

    Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо реш...

Проект "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем".

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем", релизованный в 1 младшей группе совместно с педагогом-психологом и учителем-логопедом....