Мастер-класс "Применение метода "Синквейн" в развитии речи дошкольников"
материал по логопедии

Рыбакина Евгения Вячеславовна

взаимодействие с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет №3

«Речевое развитие дошкольников: инновационные подходы через приобщение к художественной литературе и театральную деятельность»

МАСТЕР-КЛАСС

«Применение метода «Синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

                                                                              учитель-логопед

                                                                           Рыбакина Е.В.

                                                                     

МАСТЕР-КЛАСС

«Применение метода Синквейн в развитии речи детей

старшего дошкольного возраста»

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,

но и множество понятий, мыслей, чувств,

художественных образов…»

К. Д. Ушинский

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями достаточно высокий.

Сейчас – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Одним из эффективных способов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Цель мастер - класса: повышение мотивации у педагогов к овладению инновационного метода «Синквейн».

Задачи:

- пропагандировать использование синквейна в своей деятельности;

- создать условия для активного взаимодействия мастера и участников

мастер – класса;

- совершенствовать практические навыки в использовании метода

синквейн.

Ход мастер – класса

Развитие речевого творчества на сегодняшний день очень актуально и, по моему мнению, одним из эффективных способов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейн. Участники во фронтальном режиме взаимодействуют с логопедом.

Теоретическая часть

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

При работе с данным приёмом решаются сразу несколько задач:

• активизируется словарный запас ребёнка;

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

• активизируется и развивается мыслительная деятельность;

• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами, и форма его напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (существительное, означающее предмет, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, как правило, четырёх, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или синоним.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

Можно сказать, что синквейн - это полёт мысли, свободное мини-творчество.

- Предлагаю вам посмотреть видео, как я использую данный метод в работе с детьми.

Практическая часть

- И сейчас я вам предлагаю составить синквейн вместе со мной на тему «воспитатель» ( на мольберте лист А3, я записываю синквейн, по мере составления).

- Кто?

- Какой он?

- Что делает?

- Составьте про него предложение.

- И заключительное слово, это может быть ассоциация, обобщающее слово, выражающее ваше отношение.

- И так у нас вами получился синквейн, мы его можем прочесть:

- воспитатель

- добрый, умный

- воспитывает, читает, учит

- Воспитатель учит детей считать.

- педагог

Теперь я вам предлагаю разделиться на 2 группы.

Первая   группа самостоятельно составляет синквейн. У вас на столах лежат конверты, достаньте, пожалуйста, листы с существительными о которых пойдет речь и «ёлочки» (осень, лес, радуга, мороз, карандаши, яблоко, мухомор, облако, река, пчела, ромашка, конфеты) выберите один объект  и составьте на него синквейн.

А второй группе другое задание . Вам необходимо отыскать недостающее главное слово в синквейне. Приступайте.

- Прошу вас зачитать ваши синквейны.

- У вас получились замечательные синквейны.

- Сейчас мы с вами увидели разные способы составления сиквейна: синквейн на заданную тему и поиск недостающей части синквейна.

Рефлексия

В результате использования данного метода, воспитанники

научатся  составлять мини-сочинения, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; распространять простые предложения однородными членами; высказывать свои мысли понятно для окружающих; Попробуйте привлечь к этому методу родителей, пусть попробуют вместе  сочинять  нерифмованные стихи.

На этом наш мастер - класс подходит к концу, и я предлагаю вам оценить его с помощью метода «Синквейн».

На мольберте  педагоги заполняют «Синквейн» по теме

Мастер – класс

познавательный, интересный

мотивирует, обогащает, развивает

Мастер – класс это знания.

опыт

Педагоги: Мы рады были получить полезную информацию по данному методу речевого развития дошкольников, которую мы можем применить в своей практике.

Логопед: Я рада была с вами поделиться своим мастерством, спасибо вам за работу.

https://sun9-7.userapi.com/impg/XcJdm_mJL1Goz5RPvf1Rs16Hse4v7tV_BOWonA/5PW4N10WkMU.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=bd15b6d84e2f0d20e30efb17d519729d&type=album                  https://sun9-18.userapi.com/impg/T0jajMQEEUNBd0X4UEx2v2MyFXspNXXV6F4YkA/JtchlmOPaIM.jpg?size=780x1080&quality=96&sign=c4f6bf7ce4eba021f3e8444758ab980a&type=album

Предполагаемые ответы участников

1. Радуга

яркая, разноцветная

висит, волнует, исчезает

Радуга появляется после дождя.

красота

2. Мороз

сильный, крепкий

щиплет, сковывает, рисует

Мороз щиплет за нос.

зима

3. Карандаши

цветные, поточенные

раскрашивают, ломаются, затупляются

В коробке лежат карандаши.

картина

4. Мухомор

опасный, заметный

привлекает, отравляет, стоит

Лось лечится ядовитым мухомором.

гриб

5. Облако

воздушное, кучевое

летит, парит, закрывает

Сегодня на улице облачно.

мечта

6. Река

горная, стремительная

течёт, разрушает, даёт жизнь

Хорошо у речки летом.

жизнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...