Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ
консультация по логопедии

Кошке Юлия Александровна

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_dlya_detey_s_ovz.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

 

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение.

Каждый ребёнок, имеющий те или иные нарушения зрения, нуждается в эффективной и своевременной помощи, которая позволяет ему преодолеть вторичные отклонения.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 2-х до 5-ти минут.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т. п.

необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т. п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Условия проведения зрительной гимнастики :

  1. Всегда снимать очки.
  2. Фиксировать положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
  1. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
  2. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

* гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях связанных со зрительным напряжением - на 10-11-й минуте в течение 2-3 минут,

*в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение, рассказывание, то на 11-13 мин. проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17-18-й мин. занятия – упражнения для глаз. Исключение дети - инвалиды по

зрению, им зрительная гимнастика (упражнения для снятия зрительного утомления показана через каждые 5-7минут интенсивной зрительной нагрузки).

У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как «вращение глаз», «повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры.

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, можно использовать «волшебную палочку с огоньком», указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.

Зрительная гимнастика 

  • обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;
  • повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
  • укрепляет мышцы век;

-снимает переутомление зрительного аппарата;

  • развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре; -корректирует функциональные дефекты зрения.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

 Зрительная гимнастика является необходимым компонентом общеобразовательного занятия для детей с нарушенным зрением и для детей с нормальным зрением, т. к. является профилактической мерой нарушения зрения у детей.

   Картотека

«Гимнастики для глаз»

(подготовительная к школе группа)

 

 1. - Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. 

  • В понедельник, как проснутся, 

Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту. 

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 

  • Во вторник часики глаза, 

Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда. 

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение). 

- В среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем. 

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения) 

  • По четвергам мы смотрим вдаль, 

На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали. Глазки рассмотреть должны. 

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации) 

  • В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять 

В другую сторону бежать. 

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз) 

  • Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки. 

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый

(совершенствует сложные движения глаз) 

  • В воскресенье будем спать, 

А потом пойдём гулять, 

Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать. 

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение) 

  • Без гимнастики, друзья, 

Нашим глазкам жить нельзя! 

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. 

2.Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо.

Затем  посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо. 

Любопытная Варвара 

Смотрит влево… 

Смотрит вправо… 

А потом опять вперёд. 

Тут немного отдохнёт; 

Шея не напряжена 

И расслаблена… 

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону). Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно  больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится.

Слушайте и делайте как я. 

   А Варвара смотрит вверх! Выше всех, дальше всех! Возвращается обратно – Расслабление приятно! 

Шея не напряжена 

И рассла-а-бле-на…  сейчас медленно опустите голову вниз.  Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова. 

А теперь посмотрим вниз – Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена 

И рассла-а-бле-на… 

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится. 

«Глазкам нужно отдохнуть.» 

(Ребята закрывают глаза) 

«Нужно глубоко вздохнуть.» 

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) 

«Глаза по кругу побегут.» 

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) 

«Много-много раз моргнут» 

(Частое моргание глазами) 

«Глазкам стало хорошо.» 

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) 

«Увидят мои глазки все!» 

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) 

«Бабочка» 

Спал цветок 

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) 

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) 

Больше спать не захотел, 

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) 

Встрепенулся, потянулся, 

(Руки согнуты в стороны (выдох). 

Взвился вверх и полетел. 

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) 

«Мостик» 

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза) 

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами) 

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. 

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост) 

Нарисуем букву «О», получается легко 

(Глазами рисуют букву «О») 

Вверх поднимем, глянем вниз 

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз) 

Вправо, влево повернем 

 (Глазами двигают вправо-влево) Заниматься вновь начнем. 

(Глазами смотрят вверх-вниз) 

«Стрекоза» 

Вот какая стрекоза- как горошины глаза. 

(Пальцами делают очки.) 

Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. 

(Смотрят вниз.) 

«Ветер»

 Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.) Закачалось деревцо. 

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.) 

Ветер тише, тише, тише… 

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.) Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.) 

«Белка»

 Белка дятла поджидала, 

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.) Гостя вкусно угощала. 

Ну-ка дятел посмотри! 

(Смотрят вверх-вниз.) Вот орехи — раз, два, три. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.) 

И пошел играть в горелки. 

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем). 

«Теремок»

 Терем- терем- теремок! 

(Движение глазами вправо- влево.) 

Он не низок, не высок, 

(Движение глазами вверх- вниз.)

 Наверху петух сидит. Кукареку он кричит. 

(Моргают глазами.) 

«Заяц» 

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. 

(Смотрят вверх.) 

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

 Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.) Глазки закрывает. 

(Глазки закрывают.) 

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. 

(Прыгаем, как зайчики ). 

«Дождик»

 Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.) 

Капель, капель не жалей. (Смотрят вниз.) Только нас не замочи. 

(Делают круговые движения глазами.)

 Зря в окошко не стучи. 

«Кошка» 

Вот окошко распахнулось, 

(Разводят руки в стороны.) 

Кошка вышла на карниз. 

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.) 

Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.) 

Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.) 

Вот налево повернулась. (Смотрят влево.) Проводила взглядом мух. 

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.) 

Потянулась, улыбнулась 

И уселась на карниз. 

(Дети приседают.) 

Глаза вправо отвела, 

Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.) 

«Качели» 

Есть качели на лугу: 

Вверх-вниз, вверх-вниз 

(посмотреть глазами вверх, вниз) 

Я качаться побегу 

Вверх-вниз, вверх-вниз 

(посмотреть вверх, вниз) 

«Лучик солнца» 

Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками.) 

Ну-ка лучик, повернись, 

На глаза мне покажись. 

(Делают круговые движения глазами.)

 Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.) 

Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. 

(Отводят взгляд вправо.) 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста «Озорные медвежата»

Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ходе работы, педагог в обязательном порядке должен заботится и о здоровье ребенка, применяя в работе здоровьесберегаю...

Картотека здоровьесберегающих технологий для детей раннего возраста

Картотека содержит коммуникативные игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, физкультминутки, используемые в работе с детьми раннего возраста....

Конспект сюжетного занятия по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста

Конспект сюжетного  занятия по физической культуре          с использованием здоровьесберегающих технологий для детей среднего возраста...

Здоровьесберегающие технологии для детей с ОНР

Презентация Здоровьесберегающие технологии для детей с ОНР...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну здоровья»

формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника...