Мониторинг речевого развития
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Шишко Алеся Евгеньевна

Для детей с нарушением речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»

                                                                 

        

МОНИТОРИНГ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ № 2

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ от 6 до 7 лет

на 2021 -2022 учебный год

                                                                                                                                                                          Учитель-логопед

                                                                                                                                                                   Штшко А.Е.

Пояснительная записка.

Название программы: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной

            Сроки проведения мониторинга – 2 раза в год (сентябрь-май)

Объект мониторинга:

4 воспитанника -  с дизартрией;

17 воспитанника – ФФНР (Дислалия)

Направления мониторинга: мониторинг качества коррекционно-развивающей работы: первичная и итоговая диагностика уровня сформированности компонентов языковой системы, отслеживание динамики речевого развития дошкольников 6-7 лет, владеющих вербальными средствами общения.

Цель мониторинга: оценить качество коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими трудности усвоения программного материала;

Задачи мониторинга:

-определить уровень сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторой речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года;

-уточнить структуру дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных сторон речи (речевого профиля);

-сформулировать направления индивидуальной (индивидуальный - план) и подгрупповой коррекционной работы;

-скомплектовать группы детей на основе общности структуры нарушений речи;

-отследить динамику речевого развития ребенка и оценить эффективность коррекционно-педагогической работы за отчетный период.

-оценить влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка.

Методы мониторинга: наблюдения, беседы, создание несложных (естественных) диагностических ситуаций.

            Мониторинг состоял из 7 разделов (компонентов) для исследования состояния устной речи:

  1. Звукопроизношение.
  2. Фонематическое восприятие.
  3. Словарь.
  4. Грамматический строй речи.
  5. Связная речь.

Показатели уровня речевого развития воспитанников логопункта МАДОУ № 3

дата обследования: сентябрь 2021 года -21 воспитанников, май 2022 года -20 воспитанников

п/п

Ф.И. ребенка

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

1

2

3

4

5

6

7

М.

Сентябрь/май

старт.

итог.

старт.

итог.

старт.

итог.

старт.

итог.

старт.

итог.

1

Асяев Ваня

1

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

Абдулаев Камиль

1

3

2

3

2

3

2

3

2

3

3

Карпов Кирилл

1

3

1

3

2

3

2

3

2

3

4

Крывда Вика

1

3

2

3

2

3

2

3

2

3

5

Лагвиненко Егор

1

Выб.

1

Выб.

3

Выб.

3

Выб.

3

Выб.

6

Матвейчук Матвей

1

3

1

    3

2

     3

2

     3

2

          3

7

Маняков Иван

1

3

1

3

1

3

1

3

2

3

8

Новиков Кирил

1

2

1

2

1

2

1

3

1

3

9

Полющук Арсений

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

10

Прокудин Саша

1

3

1

3

2

3

2

3

2

3

11

Прокопьев Рома

1

2

1

2

3

3

2

3

2

3

12

Салова Рита

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

13

Суханов Родион

1

3

1

3

2

3

2

3

2

3

14

Сальников Саша

1

3

1

3

2

3

2

3

2

3

15

Сабурова Русалинья

1

3

2

3

2

3

2

3

2

3

16

Специанова Аделина

1

3

1

3

1

3

1

3

2

3

17

Смольников Егор

1

2

1

3

2

3

2

3

2

3

18

Седов Максим

1

2

1

2

2

3

2

3

2

3

19

Цапенко София

2

3

1

3

3

3

3

3

3

3

20

Ястребова Полина

1

2

2

3

2

3

2

3

3

3

21

Файзулин Алексей

1

2

2

3

2

3

2

3

2

3

1 – низкий уровень 2 – средний уровень 3– высокий

Количественные показатели уровня сформированности компонентов речи воспитанников

группы № 2 для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет.

Дата обследования:

сентябрь 2021 года, количество: 21 ребенок

май -2022 года, количество: 20детей

Разделы речи

Уровни

сентябрь

май

Звукопроизношение

высокий

-

90%

средний

20%

10%

низкий

80%

-

Фонематическое

восприятие

высокий

15%

90%

средний

85%

10%

низкий

-

-

Словарь

высокий

-

90%

средний

100%

10%

низкий

-

-

Грамматический

строй речи

высокий

-

95%

средний

100%

5%

низкий

-

-

Связная речь

высокий

-

95%

средний

100%

5%

низкий

-

-

Общие показатели речевого развития

высокий

5%

89%

средний

92%

11%

низкий

3%

-

В конце 2021/2022 учебного года проводилось повторное исследование устной речи воспитанников группы №; 2 для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года. Методика исследования состояния устной речи четко структурирована по этапам работы и имеет 7 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Количественные результаты обследования речи детей отражены в виде таблиц с приложением речевых профилей, что позволяет проанализировать динамику в развитии основных компонентов языковой системы каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется учителем-логопедом в виде оформленных речевых карт, листа динамики развития  на каждого ребенка группы  в начале и в конце учебного года, индивидуальных  планов коррекционной работы.

Звукопроизношение. 

Исследование состояния звукопроизношения на начало учебного года выявило полиморфное нарушение звукопроизношения у 21 ребенка, проявляющееся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.

На конец учебного года: звукопроизношение в норме – 15 воспитанников;  автоматизация звуков Р - Рь в спонтанной речи – 4 воспитанника; автоматизация звуков  Ш - Ж, Р - Рь в предложениях  - 1 воспитанник (нарушение звукопроизношения связаны с дефектами короткая подъязычная уздечка ).

Фонематическое восприятие.

Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)

Средний уровень - 10%   (2 воспитанника)

Фонематический слух и восприятие на начало учебного года было нарушено у 18 детей. Работа по развитию фонематического восприятия проводилась в следующей последовательности: узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; различение слов, близких по своему звуковому составу; дифференциация слогов, фонем, развитие навыков элементарного звукового анализа. Занимательная игровая ситуация в непосредственно образовательной деятельности способствовала комфортному и эффективному развитию фонематического восприятия. Показатели фонематического восприятия на конец учебного года  (средний уровень - 10%,  высокий уровень- 90%).

Словарь.

Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)

Средний уровень -10% (2 воспитанника)

К концу года у детей расширился активный и пассивный словарь. Дети научились активно употреблять слова обозначающие  предметы, их части и явления по изученным лексическим темам, подбирают глаголы, прилагательные, обозначающие форму, качество предметов; антонимы, синонимы. Словарь обогатился обобщающими понятиями. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе. Они могут объяснить малоизвестные слова, переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

Грамматический строй речи.

Высокий уровень – 90% (18 воспитанников)

Средний уровень – 10 % (2 воспитанника)

Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи дошкольники чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). Совершенствовалось умение образовывать существительные с суффиксами, глаголы с приставками, притяжательные, относительные прилагательные, родственные слова. Сохраняются сложности в образовании слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.

Связная речь.

Высокий уровень – 100% (20 воспитанников)

Средний уровень – 0% (0 воспитанник)

Последовательная и систематическая работа по формированию монологической речи позволила качественно улучшить навыки связных высказываний. Дети научились самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы; рассказы по картине, по серии картин. Увлекательными стали  составление рассказов с элементами творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)

В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Мониторинг речевого развития ребенка дошкольного возраста. Практика показывает, что своевременное, правильное (согласно возрастным нормам) формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основн...

Мониторинг речевого развития детей логопедической группы

Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...

Мониторинг. Речевое развитие детей 4-5 лет.

Материал для проведения мониторинга. Экспресс-обследование детей 4-5 лет (средняя группа). Материал взят по "Методике определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста" О.А. Безруковой, ...

Мониторинг речевого развития детей

Предлагаю бланк мониторинга речевого развития детей для старшей и подготовительной к школе логопедических групп....

Мониторинг речевого развития

мониторинг речевого развития детей за 2014-2015 уч. год...