Авторское многофункциональное пособие «Тактильный планшет»
материал по логопедии

Шнайдер Жанна Николаевна

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и моторики рук, снижать мышечное напряжение; развивать восприятие, внимание, графомоторные навыки, пространственное воображение; расширять представления об окружающем формировать математические представления: о форме, величине, количестве, пространстве; устанавливать эмоциональный контакт с ребёнком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnyy_planshet.docx309.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 комбинированного вида

Авторское многофункциональное пособие

«Тактильный планшет»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190317_164508.jpg

Автор, разработчик:

                                                                учитель-логопед

Шнайдер Ж.Н.

г. Волчанск – 2021 год

Актуальность

С помощью данного пособия можно создавать   самые разнообразные игровые и проблемные ситуации, позволяющие ненавязчиво    проходить все этапы формирование речевой системы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Многофункциональность пособия заключается в том, что его возможно использовать для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений.

Дидактическая функция пособия помогает реализовать принципы ФГОС ДО: 
насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей; 
вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов; 
трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи и методической темы; 
доступность – свободный доступ каждого ребенка как в совместной со взрослыми, так и в деятельности. 

В пособие может использоваться разнообразный дидактический материал: 
- цветные картинки разных животных и их детенышей, овощей-фруктов, растений, транспорта, имеющих ламинированную основу и изготовленные из ткани. На задней стороне каждой картинки находится лента-липучка, помогающая крепить картинки к планшету. 
- наборы геометрических фигур разного цвета и размера и величины 
- цветные картинки сказочных героев к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», ламинированные и из ткани, имеющие с обратной стороны ленту-липучку; 
- картинки кукол с набором одежды для куклы-девочки и куклы-мальчика. На одежде кукол имеются липучки, при помощи которых куклы крепятся к планшету для создания игровых моментов. 
- буквы и цифры, математические знаки в среднем и старшем дошкольном возрасте 
- сюжетные картинки и др. 

           «Тактильный планшет» привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.               

Аннотация к методической разработке

Название учебно-методической разработки: «Тактильный планшет».

Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и моторики рук, снижать мышечное напряжение; развивать восприятие, внимание, графомоторные навыки, пространственное воображение; расширять представления об окружающем формировать математические представления: о форме, величине, количестве, пространстве; устанавливать эмоциональный контакт с ребёнком. 

Задачи: 

  1. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях.
  2. Развитие лексико – грамматической стороны речи.
  3. Развитие связной речи, совершенствование умений правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
  4.  Развитие зрительного внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений.
  5. Развитие мелкой моторики, ловкости рук, координации движений. 5
  6. Развитие воображения, логики, мышления, способности к анализу и синтезу.
  7. Развитие предметной деятельности, тактильной чувствительности; глазомера, закрепление сенсорных эталонов.
  8. Воспитание дружеских взаимоотношений в игре между детьми, действовать по инструкции педагога.
  9. Создание благоприятного эмоционального фона, а за счет массажного эффекта возможность повысить иммунитет и общий тонус организма ребенка.

Новизна

        Представлена ранее не использованная в практике разработка и понятие «Тактильный планшет». Изготовлено авторское пособие «Тактильный планшет» и материалы к нему. Разработаны новые, либо адаптированы имеющиеся в практике развивающие игры и задания, тактильная гимнастика.

Практическая значимость инновационного педагогического опыта.

        Данная разработка не требует больших финансовых и временных затрат при изготовлении и внедрении в практическую деятельность.

         Метод может быть использован как педагогическими работниками дошкольных учреждений, узкими специалистами, так и семьями воспитанников в домашних условиях.   Возможно использование не только в детских садах общеразвивающей направленности, но и в детских садах, практикующих инклюзивное образование.

        Возможно изготовление различных форматов «Тактильных планшетов» в зависимости от поставленных целей и задач.  

        Применение данного метода позволяет решать задачи как одной образовательной области, так и всех пяти взаимодополняющих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, в зависимости от выбранных игр и упражнений.

        Описание пособия: Дидактическое пособие состоит из фоторамки, на которую с двух сторон прикреплена двусторонняя пайеточная ткань. По контуру рамки с одной стороны располагаются липучки. Картинный материал.

Примерный перечень дидактических игр,

при использовании пособия:

 «Найди такого же цвета».

Цель: формировать умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Ход: педагог прикрепляет к рамке планшета предмет определённого цвета, ребенок должен найти предметы такого на противоположной стороне и провести пальчиком дорожку.

 «Кто где живет?». «Кто что ест?».

Цель: учить определять пространственное расположение предметов относительно других предметов. Учить правильно употреблять предлоги в речи: в, за, перед, под, над, между.

Ход: Логопед прикрепляет к рамке планшета картинку с изображением животного, а ребенок должен найти предметы такого на противоположной стороне и провести пальчиком дорожку.

«Дорожки».

Цель: автоматизация заданного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Ход: Логопед предлагает ребенку прикрепляет к рамке планшета картинку (Например, Кот в сапогах) и предлагает детям помочь ему дойти до замка людоеда. Для этого нужно проложить дорожку (вести пальчиком дорожки), произнося при этом слоги или слова с автоматизированным звуком.

«Разноцветные змейки».

Цель: развивать у детей навык давать характеристику звуку (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой); развивать предпосылки к обучению грамоте.

Ход: Логопед предлагает ребенку картинку (прикрепляя на липучку, или просто ставя на поле планшета, с одной стороны) содержащую автоматизированный звук, и произносит его. Ребенок выделяет заданный звук, дает характеристику и ведет пальчиком дорожку к картинке с соответствующим цветом, расположенной на противоположной стороне игрового поя.

«Цветные домики».

Цель: обучение навыку звукового анализа слова.

Ход: перед ребенком (детьми) картинки: красного, синего и зеленого цвета. Логопед предлагает ребенку поиграть со словами и поселить их в домики определенного цвета. «колючими», для этого нужно выполнить задание.

Задание: Посмотри, что нарисовано на картинке, какой звук первый в этом слове, дай характеристику этому звуку, каким цветом его обозначаем? Выбери домик соответствующего цвета, проведи к нему дорожку. Далее ребенок дает характеристику каждому звуку в слове и под картинкой выкладывает схему слова с помощью домиков.

«Слово делится».

Цель: обучение навыку деления слов на слоги

Ход: перед ребенком (детьми) прикрепляется на липучку, или просто ставится на поле планшета, с одной стороны, картинка с изображением домика с 1, 2, 3, 4, окошками. Детям предлагаются предметные картинки, расположенные на противоположной стороне пол я. Необходимо назвать картинку, определить количество слогов в слове, и провести дорожку в нужный домик.

«Сломаные буквы».

Цель: профилактика оптической дисграфии.

Ход: Логопед предлагает ребенку починить буквы. («достроить» недостающие элементы). Посмотри, я хотела написать буквы, но они сломались. Поможешь мне починить буквы? Посмотри на первую букву, ты уже догадался, какую букву я хотела смастерить? Какого элемента недостает этой букве? Какая буква у тебя получилась?

        Применение данного метода позволяет решать задачи как одной образовательной области, так и всех пяти взаимодополняющих областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие, в зависимости от выбранных игр и упражнений.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Использование тактильного планшета помогает сделать коррекционно – логопедическую работу разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие «Тактильный планшет»

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространст...

Многофункциональное игровое пособие "Тактильная книга"

Пособие позволяет решать задачи в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей как в рамках организованной образовательной деятельности (ООД), так и при проведении ре...

Мастер-класс по изготовлению авторского многофункционального логопедического пособия «Фетровый планшет»

Цель: изготовить «Фетровый планшет», познакомить с многофункциональностью использования в игровой форме....

Многофункциональное дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно «Чудо яблоня»

Актуальность  пособия  "Чудо-яблоня" в том, что оно имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях. Оно обладает дид...

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...

Многофункциональный дидактический игровой планшет из фетра "Деревня Липучкино"

Данная авторская дидактическая разработка предназначена для дошкольников 3-6 лет и включает в себя несколько дидактических игр из фетра  на липучках....

«Использование многофункционального пособия «Тактильная книга «Игралочка» в работе с детьми с ОВЗ».

В индивидуальной работе с детьми с ОВЗ, необходимо применять один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы – развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психич...