Творческий проект "Звероазбука"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Хорагай Эдуардовна

Многие дети любят, когда им читают сказки, особенно в дошкольном возрасте. И когда приходит время учиться читать самостоятельно, родители сталкиваются с такой задачей, как научить ребенка алфавиту и при этом не потерять интерес у малыша к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zveroazbuka.docx687.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Солнышко» г. Шагонар

Мой успешный проект:
«Звероазбука»

C:\Users\1290702\Desktop\фотто\IMG_20190329_162434.jpg

Руководитель проекта: учитель-логопед Кузнецова Х.Э.

2018г.

Введение.

Многие дети любят, когда им читают сказки, особенно в дошкольном возрасте. И когда приходит время учиться читать самостоятельно, родители сталкиваются с такой задачей, как научить ребенка алфавиту и при этом не потерять интерес у малыша к чтению.

Есть ряд правил, которые помогут подготовиться к обучению:

  1. учёба с удовольствием;
  2. занятия, приносящие радость и хорошее настроение
  3. регулярность обучения.

Специалисты рекомендуют изучать буквы с 4 лет, так как в этот период у детей повышена любознательность. Чтобы освоить алфавит, используются такие методы, которые привлекут внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому запоминанию. Именно поэтому я решила создать такой творческий проект, как «Звероазбука».

Актуальность проекта заключается в том, что такой подход к изучению алфавита порадует и простотой, и эффективностью. Если учесть возраст ребенка, то на серьёзное отношение к обучению рассчитывать вряд ли приходится. Объединить весёлoе и радoстное в учебе никак не получится, если сделать ставку на cкучнoе просиживание за азбукой. Сoздание ярких игрушек - животных, приложенных к буквам, ведет к заинтересованности малыша.

Объект исследования: панно-алфавит с мягкими игрушками.

Предметом исследования является создание комфортных и увлекательных занятий.

Цель данного проекта является, изучить буквы.

Для достижения поставленной цели, послужили следующие задачи:

Образовательные - различать гласные и согласные звуки и буквы.

  • Научиться подбирать слова на заданные буквы.
  • Знать название животных.
  • Приучить ребенка к порядку.

Развивающие - вызвать положительные эмоции у дошкольника во время работы и обучения (ребенок получает интересную игрушку)

  • Развивать творческие способности, тактильные ощущения.
  • Развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность

Воспитательные - воспитание познавательной активности, взаимопомощи.

Проблемные вопросы:

  1. Как и когда изучать алфавит?
  2. Рекомендации со знакомством алфавита?
  3. Игровая методика?
  4. Как был изготовлен алфавит?
  5. Какую роль играет игрушка в проекте?

Содержание

Как и когда изучать алфавит

Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Безусловно, детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных кружках по подготовке к школе. Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Родителя смогут эффективно  обучать своего малыша, если воспользуются приемами знакомства детей с буквами, словами и будут следовать определенным рекомендациям. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

 Дошкольный возраст - лучший период обучения буквам.

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом?

Существует множество мнений на изучение букв дошкольниками:

  1. По мнению современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей – так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
  2. По мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4-6 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени появляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
  3. По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н, Зайцева, Г. Домана) можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста(1,5-2 года) если у крохи проявляется такое желание. Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.

Важно: Родителям нужно понять, для чего учим буквы с маленькими детьми. Если дошкольник до 5 лет действительно хочет научиться алфавиту, то стоит поощрять его стремление. А если это-дань моде и желание родителей не отстать от других, то не стоит торопиться. Лучше сделать упор на общую интеллектуальную подготовку и развитие речевого аппарата чтением книг, составлением творческих рассказов, придумыванием сказок, заучиванием стихотворений, чистоговорок. Тогда подготовка к школе в старшем дошкольном возрасте пройдет без напряжения. Дошкольник сам будет стремиться не отставать от сверстников, приобрести новые знания, активно вести себя на домашних занятиях по изучению алфавита.

Рекомендации по знакомству с алфавитом

Часто знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние задания. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий - учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом – достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  •  Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бе», м, р, с, но не «ме», « ре», «эс» ) Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например а-а-а.
  • Полезнее звуки и буквы учить одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а – арбуз, о- осень, у – улитка и т.д. (в нашем случае мы называем животных из нашего алфавита)
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма) В первую очередь это гласные звуки а ,о, у, ы, э, и согласные. Гласные я, е, ё, ю, состоят из двух звуков, поэтому изучаются в старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием и т.п. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

В качестве примера приведем несколько игр, проведенных с дошкольниками:

Пластилиновый конструктор

Цель: запоминать буквы, учить лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.

Возраст: с 4 лет.

Материалы для проведения: набор пластилина, доска для лепки, стек или одноразовый пластиковый нож.

Правила: Вместе с ребенком изготовить из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разрезать стеком пополам. 2 другие разделить на 3 части каждую. Из 4 оставшихся сделаем колечки, скрепив их края. 2 колечка разделить пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, получится набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь воспитанник может составлять буквы по вашему образцу или собственному представлению.

Некоторые пособия предлагают при запоминании букв опираться на образы, сравнивать буквы с различными небуквенными изображениями, на страницах таких пособий можно встретить предметные картинки, которые «вписаны» буквы.

 Разрезанные буквы.

Правила: Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части разными способами:

  • части одной буквы;
  • части одной буквы + одну часть от другой буквы;
  • части 2-3 букв одновременно.

Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух и более букв. Сначала нужно подобрать для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П. при этом обязательно нужно спрашивать ребенка, какая получилась буква.

Такая игра способствует не только запоминанию букв (зеркальное написание «вверх ногами», ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду)

На что похожа буква.

Правила: Игра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О- баранка, колесо, У- веточка с дерева упала, Ж – жук) В этом упражнении интересно будет использовать стишки:

Б похожа на трубу,

Что гудит « Бу-бу, бу-бу».

Похожа В, сомнений нет,

На крендельки, велосипед.

Звуковое лото

Правила: Воспитатель раздает детям карточки с изображением, разных предметов, растений, или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает: - «У кого есть слово на эту букву?» Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что используются различные методики для обучения детей грамоте. В нашем случае «Звероазбука» - это замечательный дидактический материал для занятий с ребенком. Процесс изучения алфавита с использованием игрушек будет ярким, запоминающимся, увлекательным.

Структура творческого проекта – «Звероазбука»

Проект – «Звероазбука» нацелен на детей старшей дошкольной группы. Какой ребенок не любит развлечения и веселые игры? Но родители должны не только уметь развлечь малыша, а и обучить его с помощью развивающих игрушек и игр. Все знания усваиваются эффективней в форме игры. Интересным вариантом для веселого обучения станет алфавит из фетра. Для изготовления зверушек понадобиться немного терпения и фантазии. Работа кропотливая, но результат стоит таких трудов.

Изготовление алфавита.

Перечень материалов, которые пригодились в работе:

  • За основу панно мы брали толстый фетр синего цвета.
  • Фетр разных цветов понадобится для игрушек и букв.
  • Наполнитель для игрушек.  В качестве наполнителя можно использовать синтепух, холлофайбер, синтепон. Так же в качестве наполнителя можно брать и крупы. Для развития тактильного восприятия ребенка. Мы в работе использовали, холлофайбер.
  • Ножницы, иголки и нитки мулине для пришивания частей тела.
  • Текстильный клей. Этот вид клея не токсичен и не имеет резкого неприятного запаха.
  • Трафареты букв и животных.
  • Мел, чтобы переносить выкройки на ткань.
  • Липучка белого цвета.

Работу мы делали не по инструкции, больше импровизировали. Можно выделить несколько этапов:

  1. Мы сделали панно, с карманами из фетра.
  2. Вырезали буквы алфавита из картона, предварительно нарисовав (можно распечатать готовые трафареты) Размер также можно выбрать по желанию.
  3. Приложив бумажный шаблон, обводим его мелком на ткани, затем аккуратно выкраиваем. Структура фетра позволяет располагать трафареты в любом направлении, экономя пространство.
  4. При помощи текстильного клея приклеиваем к каждому карману липучки.

Изготавливаем мягкие игрушки.

Ребенок легко запомнит звучание букв, соотнеся их с названиями разных животных: А- аист, Б - барашек, В- волк, Г – гусь. Чтобы процесс обучения превратился в игру, с родителями изготовили животные из фетра.

Принцип изготовления:

  • Для азбуки мы выбрали игрушки без мелких деталей.
  • Не использовали много разновидностей петель.
  • В качестве наполнителя используем холлофайбер.

Таким образом нас получилось 28 игрушек, и у каждого своего карманчика – домик, со своей буквой.

А – Аист

Б – Барашек

В- Волк

Г- Гусь

Д- Дельфин

Е- Енот

Ё- Еж

Ж – Жираф

З- Заяц

И – Индюк

К – Кот

Л- Лиса

М-  Морж

Н- Носорог

О- Олень

П- Пингвин

Р- Рыба

С – Слоненок

Т- Тигренок

У- Утка

Ф- Филин

Х- Хомяк

Ц- Цыпленок

Ч- Черепаха

Ш- Шмель

Щ- Щука

Э- Эму

Я – Ящерица

Такие игрушки вызывают интерес как маленьких деток, так и у воспитанников старшей группы. Раскладывание животных по местам не только помогает детям запомнить название букв в алфавитном порядке, но и приучает к аккуратности, точности и дисциплине.

 Как использовать азбуку.

Как уже говорилось ранее, развивающие занятия должны быть увлекательными и легко запоминающимися, с использованием наглядности и в форме игры. Звероазбука понравится любому ребенку. Яркие буквы привлекут внимание и быстро запомнятся. А закрепить полученные знания помогут веселые игры, которые можно проводить дома и в детском саду.

 К примеру, можно поиграть в игру «Кто в домике живет» - положить в подписанный кармашек подходящего игрушечного зверя; «Найди букву», «Найди животного на гласные буквы»; «Найди животного на согласные буквы»; « Найди зверушку на заданную букву (звук).  Животных так же можно использовать для игры в ферму, зоопарк.

Роль игрушки в «Звероазбуке»

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка - одно из важных средств воспитания и обучения. Они играют немалую роль в воспитании малыша. Они помогают ему получить достаточную информацию о мире, позаимствовать знания о его сложных процессах. Выстраивая определенный сюжеты игр, дети полноценно развиваются.

У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, культурная, социальная, психологическая и т.д. Игрушка, несмотря на свои дидактические свойства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка.

Игрушка в данном рукодельном творческом проекте – это наглядно-дидактическое пособие.  Она поможет:

  • подобрать слова на заданную букву;
  • различать звуки и буквы;
  • Закрепить знания о животных;
  • рассуждать, отвечая на вопросы взрослого
  • развить слуховой аппарат
  • развивать познавательные способности воображение;
  • формировать у ребенка любовь к животным, любознательность, наблюдательность
  • воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчествам.

Заключение

Занимаясь рукодельным проектом совместно с родителем и ребенком, мы создали доверительную атмосферу, между собой.  Можно сделать следующие выводы:

  • Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения детей.
  • Дошкольный возраст - лучший период обучения буквам.
  • Можно использовать различные методики для обучения детей грамоте. В нашем случае «Звероазбука» - это замечательный дидактический материал для занятий с ребенком. Процесс изучения алфавита с использованием игрушек будет ярким, запоминающимся, увлекательным.

Результаты:

  • Подготовлен дидактический материал для облегченного обучения букв.
  • Были вызваны положительные эмоции у ребенка во время работы над рукодельным проектом.
  •  Формируется интерес к обучению грамоте.
  • Объединяются и сплачиваются участники образовательных отношений в коллектив единомышленников, выстраиваются позитивные партнерские отношения между воспитателями, детьми и родителями
  • Закрепили знания детей в названии животных

Практическая значимость проекта: пособие можно использовать на занятиях в детском саду и дома.

Список литературы:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, ТС Комаровой, М.А. Васильевой . – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 1999
  3. Интернет ресурс : http://otvetprost.com/555-kak-nauchit-rebenka-bukvam.html
  4. Интернет ресурс: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Амигуруми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"

 Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными  занятиями организуемые в детском саду, и может о...

Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ

Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...