"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Художественно- эстетическое воспитание дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
художественно-эстетическое воспитание дошкольников | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
"От творческого занятия по бисероплетению
к творческому росту ребёнка»
Тисленко Татьяна Владимировна,
воспитатель дошкольного отделения
МОУ ООШ № 12 г.о.Новокуйбышевск
Задачи выступления:
1.Поделиться опытом проведения занятий по бисероплетению для самообразования и использования их в кружковой работе с дошкольниками.
2.Показать, что применяемая форма работы повышает интерес детей к творчеству, успешно помогает развитию мелкой моторики рук, учит быть добрым, делать добро и приносить пользу близким людям.
На современном этапе развития нашего государства целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно-богатой личности.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем детском саду, направлено на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.
Создать условия для формирования личности и художественно-эстетической культуры, особенно важно в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития ребёнка.
Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
С самого детства мы окунаемся в мир рукоделия, чтобы проявить себя и свои мысли без слов: рисуем, лепим, что-то создаем своими руками. Так дети познают мир, в котором мы живем. И чем больше ребенок соприкасается с миром поделок, тем больше он развивается духовно и психически.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Занятия бисероплетением вызывает как у взрослых, так и у детей большой интерес. Они направлены на воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, позволяют развивать мелкую моторику рук, усидчивость, умение делать творческий подарок своими руками.
Бисероплетение - один из древнейших видов рукоделия. Кроме того, это очень увлекательное и разнообразное направление с неограниченным возрастным диапазоном.
Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.
Переплетая бусинки, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается кисть, пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость и терпеливость.
На кружковых занятиях каждый ребенок постепенно познает это искусство бисероплетения, начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить своими маленькими ручками удивительные вещи, которые восхитят даже взрослого.
Занятия по бисероплетению развивают в дошкольнике:
- сосредоточенность;
- способность довести начатое дело до конца;
- математические способности;
- фантазию и креативное мышление;
- восприятие сочетаемости цветов и т.д.
Это помогает ребенку лучше узнать себя, почувствовать и оценить свои сильные и слабые стороны, что окажет позитивное влияние на развитии его личности, на его способности к обучению и в правильном выборе дальнейших жизненных направлений.
Каждое занятие включает в себя гимнастику для глаз, что способствует тренировке и укреплению глазных мышц. Кроме того, на каждом занятии ребенок узнаёт что-то новое из общеобразовательной программы: математики, истории, географии, традиции разных стран и т.п. Это непременно разовьет его интерес к вышеперечисленным предметам, а также общую способность к самообучению.
Ну и, конечно, дети учатся не только делать подарки своими руками, но и дарить их.
За 6 месяцев 2010-2011 учебного года в старшей группе «Шалуны» мои дети выполнили по 5 работ (кольцо, браслет, бабочку, колье, цветок). Нам удалось:
- Изучить технологии бисероплетения.
- Изготовить подарки из бисера для себя и для родных.
- Разучить виды плетения.
- Научиться выбирать материал.
- Разработать дизайн изделия.
- Работать в парах.
- Проводить анализ работы.
Рукоделие - один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения. Изделия ручной работы несут положительную энергетику и «тепло». В нашей группе поселился дух творчества, радости за друга, что у него тоже получилась красивая поделка, книга добрых дел пополняется положительными отзывами о работе воспитателей и о творческих успехах детей.
ВЫВОД:
Бисероплетение для детей действительно уникальная возможность развивать творческое мышление дошкольника. Ведь это очень пригодиться ему в будущем. Научно доказан факт того, что дети, которые занимаются творчеством, намного расторопнее и целеустремленнее, нежели те, с которыми недостаточно занимались в детстве. Рекомендую занятия бисероплетения лично для Вас, уважаемые коллеги, и для ваших воспитанников.
Авторская программа кружка
"Цветная бусина"
Цели:
раскрыть перед детьми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
Задачи:
привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникает желание добиться планируемого результата;
- приобретается навык самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях бисероплетения дети получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом.
На первом этапе обучения ребята получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку.
Познакомив детей с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
Затем обучение учащихся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом этапе обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность детей на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Методика работы.
Образовательная двухгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами воспитанников старшего возраста.
Основная задача - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Воспитательная работа в коллективе.
Индивидуальная работа
На первых занятиях кружка провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно- прикладном творчестве.
Провести соответствующую работу с родителями, к концу года подготовить с этими детьми персональные выставки для итоговых выставок.
Организовать в группе взаимопомощь в выполнении заданий.
Культурно-массовая работа
Принимать активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках, тематических конкурсах, фестивалях.
Воспитательная работа
С начала учебного года проводить тематические беседы с детьми и родителями по перспективному плану, в начале и конце года Дни открытых дверей. Проводить консультации с детьми и родителями учебного и воспитательного характера, родительские собрания.
Первый год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Практика |
1. | Вводное занятие «Знакомство с бисером» | 1 |
|
2. | Введение в программу. Низание. | 6 | 6 |
3. | Изготовление колечка «Незабудка» | 4 | 4 |
4. | Изготовление браслета «Нежность» | 4 | 4 |
5. | Изготовление колье «Нежность» | 6 | 6 |
6. | Изготовление подарков к праздникам | 10 | 10 |
7. | Изготовление "Знаков зодиака" | 5 | 5 |
| Итого: | 36 ч. | 36 ч. |
Программа второго года обучения
Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформление готовых изделий для выставки.
Второй год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 |
2. | Изготовление изделий "Обитатели моря" | 6 | 6 |
3. | Изготовление знаков зодиака | 4 | 4 |
4. | Изготовление цветов Нарциссы | 4 | 4 |
5. | Изготовление подарков к праздникам | 6 | 6 |
6. | Изготовление цветов Васильки | 5 | 5 |
7. | Изготовление цветов Лилии | 5 | 5 |
8. | Изготовление цветов Георгины | 6 | 6 |
| Итого: | 37 ч | 37 ч |
Методика работы по курсу "Бисероплетение"
Прежде чем приступить к изготовлению изделий из бисера, внимательно ознакомьтесь с техникой плетения и сделайте пробный образец. Желательно использовать указанный размер бисера.
Параллельное плетение
Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели, украшений.
Петельное плетение
Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков, листьев, цветов.
Игольчатое плетение
Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений, цветов (листья, лепестки).
Литература:
1. | Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство "Феникс", 2004 г. |
2. | Бисер. Божко Л.А. издательство "Мартин" 2005 г. |
3. | Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004 г. |
4. | Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
5. | Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
6. | Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом "МиМ" 1997 г. |
7. | Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г. |
8. | Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г. |
9. | Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "культура и традиции" 2004 г. |
10. | Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г. |
11. | Педагогика. Харламова И.Ф. "Гардарики" 1999 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая встреча с родителями "Как научить ребёнка жить среди людей"
Задача родителей и педагогов детского сада – помочь ребенку понять окружающий его мир, создать условия для развития бережного к нему отношения, развивать у детей чувство собственного достоинства, знак...
Творческий отчёт "Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"
Творческий отчёт " Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка на основе фольклора"...
Педагогический проект на тему: "Развитие творческих способностей и эмоционально - волевой сферы ребёнка средствами театрализованной деятельности"
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Современные дети реш...
«От творческого занятия к творческому росту ребенка»
Творческое развитие детей – это не просто приобретение навыков работы с красками, кистями, декоративными материалами. Это вклад в их духовный рост, в развитие чувственно-эмоциональной сферы...
Творческий проект «План моего профессионального роста»
Творческий проект «План моего профессионального роста» на конкурс молодых специалистов "Новая волна"...
21 способ разнообразить творческие занятия с ребёнком
1. Аквapeль, мокрый лист бумаги и кисть, или кусочек поролона, или просто пальчики. Ваш малыш с удовольствием понаблюдает, как растекается краска по листу и получаются причудливые разводы! 2. Лист ват...
Выступление на районном семинаре-практикуме «Творческий педагог – творческие дети» Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»
laquo;Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, само...
- Мне нравится (1)