Программа логопедического кружка "Звуковичок2"
рабочая программа по логопедии (младшая группа)

Лековая Наталья Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zvukovichok.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительной образовательной услуги коррекционно-развивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звуковичок2»

Автор программы: учитель-логопед

Лековая Н.А.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
  • Локальные акты МК ДОУ «Детский сад № 78».

Актуальность.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом

развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно,

чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому

проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день очень

актуальной.

Кружковая логопедическая работа является пропедевтической перед занятиями по коррекции звукопроизношения в

старшем дошкольном возрасте, она дает возможность охватить логопедическим воздействием всю группу детей и

запустить механизм самокоррекции.

Программа определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности по логопедическому сопровождению детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи. Содержание программы ориентировано на овладение ребенком коммуникативными умениями и навыками. В настоящее время актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса. Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей, дети которых имеют системное недоразвитие речи.

Программа направлена на формирование индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном и речевом развитии. Освоение содержания программы воспитанниками повышает уровень готовности к взаимодействию с другими людьми, создает предпосылки их адаптации к жизни в обществе.

Новизна программы определяет образовательную деятельность по логопедическому сопровождению детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи.

Программа составлена с учетом «Программы логопедической работы по

преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.

В основу планирования занятий кружка положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Отличительная особенность.

В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования коммуникативных авыков детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи. Отличительной особенностью программы является то, что обязательным компонентом на каждом занятии является логопедический массаж.

Программа реализуется на основе личностно- и индивидуально-ориентированного подходов в педагогическом сопровождении воспитанников, с учетом состояния соматического и нервно-психического здоровья ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального развития.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные упражнения.
  • Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, игры с су-джок мячиками.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, эластичными кольцами и палочками для точечного массажа , кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Адресат программы. Дошкольники младших групп 3-4 лет

Набор воспитанников осуществляется на добровольной основе. Зачисление в

группы производится на основании заявления родителей (законных представителей).

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (35 учебных

недель).

В логопедическое занятие включается массаж мимической мускулатуры и

артикуляционного аппарата. Все занятия организуются и проводятся в форме игровой деятельности.

Цель:

  • Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия

с окружающими людьми; формирование интереса и потребности в чтении

книг.

Задачи:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • развитие: связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; речевого творчества;
  • развивать умение: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно, представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте;
  • обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать;
  • поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям;
  • привлекать к исполнению стихов, перекапыванию знакомых сказок и рассказов.

Планируемые результаты соответствуют цели, задачам и содержанию программы.

В ходе сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками осуществляется

процесс развития личности ребенка, результатом которого является решение

актуальных для каждого возрастного этапа «задач развития».

Речевое развитие:

-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной

нормы;

-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и

сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

-владеть элементарными навыками пересказа;

-владеть навыками диалогической речи;

-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;

-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и сложные предлоги правильно употребляться;

-использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных,

местоимений и т. д.);

-владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов икоротких предложений в пределах программы.

В итоге логопедической работы по формированию устной речи дети должны

научаются в пассиве соотносить предметы с их словесным обозначением. Пассивный

словарь состоит из названий предметов, которые ребенок часто видит. У детей появляется

потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность

проявляется в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.

Предметные результаты:

Ребёнок к концу обучения:

- владеет основными артикуляционными укладами: губы в улыбке; зубы сомкнуты;

широкий язык на нижней губе;

- выполняет движения двумя руками с речевым сопровождением взрослого;

- владеет речевым дыханием;

- правильно произносит гласные звуки: у, а, о, и, ы;

- понимает одноступенчатую словесную инструкцию (с сопровождением и без

сопровождения указательным жестом);

- умеет вслушиваться в речь взрослых;

- владеет пассивным словарём, согласно лексическим темам;

- рассматривает предметные картинки.

В результате реализации программы у воспитанников формируются

метапредметные компетенции:

регулятивные УУД (учебные универсальные действия)

- осуществляют действие по образцу, по подражанию, по указательному жесту.

познавательные УУД;

- принимают задание, удерживают его до конца выполнения.

коммуникативные УУД;

- устанавливает эмоциональный и визуальный контакт со взрослым;

- реагирует на обращение педагога;

- обращает внимание на мимику и жесты взрослого, его интонацию.

В результате реализации программы у воспитанников формируются

личностные качества:

- готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками;

- сотрудничество со взрослым в предметно-практической и игровой деятельности;

- активное подражание.

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

С целью осуществления вариативности содержания, возможности выбора и построения индивидуальной образовательной траектории программой предусмотрены различные формы, методы, приемы и педагогические формы организации образовательного процесса.

Целесообразно использование такой формы проведения занятий, как занятие-игра. При реализации программы применяются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные методы обучения. Все обучение носит наглядно-практический характер. Используются различные типы занятий: комбинированный, практический, диагностический и др.

Педагогическая целесообразность программы 

Эффективность программы определяется чёткой организацией детей в период их

пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня,

координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса. Содержание кружковой работы по преодолению у детей речевых трудностей обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Занятия по программе проводятся в игровой форме. Игра – не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В игре формируются различные чувства, стереотипы поведения, способность к творчеству, развивается эстетический вкус, устанавливаются дружеские отношения, чувство товарищества, чувство взаимопомощи. Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Радостная обстановки выдумки и фантазии, интересные темы, доброжелательность и поддержка взрослого – только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка. На занятиях могут использоваться разные виды игр – дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и т.д. Все они, вызывая положительные эмоции, помогают детям легче воспринимать материал обучения, усваивать новую информацию и закреплять пройденный материал без переутомления и психологической нагрузки. При проведении занятий используются различные наглядные, дидактические материалы (раздаточный материал, карты, таблицы, кроссворды, жетоны и т. д.), спортивный инвентарь. Каждое занятие предусматривает свободное общение детей друг с другом, педагогом, со сказочными персонажами. Занятия максимально приближены к непринужденной обстановке общения. Важный момент обучения – эмоциональный фон.

Направления работы

- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) -развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

- Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой

происходит общение;

-. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

- Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

- Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание программы. (3 – 4 года)

Учебно-тематический план

1. Осень

2. Осень. Одежда.

3. Овощи

4. Фрукты

5. Части тела и лица

6. Туалетные принадлежности

7. Семья

8. Посуда

9. Мебель

10. Зима

11. Зима. Одежда

12. Новый год

13. Птицы: Петушок

14. Гусь

15. Сова

16. Ворона, воробей

17. Домашние животные: Корова, лошадь.

18. Собака, кошка

19. Дикие животные: Медведь, волк

20. Заяц, лиса

21. Белка, ёж

22. Обувь

23. Посуда

24. Мебель

25. Игрушки: Пирамидка

26. Мячик

27. Грузовик

28. Самолет

29. Кораблик

30. Паровоз

31. Музыкальные игрушки

32. Лето

33. Насекомые: бабочка

34. Насекомые: жук

35. Цветы

Содержание учебно-тематического плана

Тема «Осень».

Лексика. Формировать элементарные понятия: дождь, лужа, желтые листья.

Формировать умение соотносить предметы с их изображением на картинке.

Общеречевые навыки: формировать умение вслушиваться в речь педагога.

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Ку-ку»; слуховое внимание «Туктук-тук»; коммуникативные навыки «Ладушки», «Иди ко мне»; мелкая моторика «Переложи Листочки», дыхательное упражнение «Пузыри», «Подуй на листочек»..

Тема «Осень. Одежда»

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (куртка, сапоги,

шапка). Формировать умение соотносить предметы с их изображением на картинке.

Общеречевые навыки: продолжать формировать умение вслушиваться в речь

педагога.

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Найди картинку», «Парочки»;

слуховое внимание «Кто там?», «Я назову, а ты найди…»; коммуникативные навыки «Возьми, положи, брось»; общая моторика и координация «Поймай мяч», дыхательное упражнение «Пузыри».

 Тема «Овощи».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (морковь, капуста). Учить соотносить предмет с картинкой.

Общеречевые навыки: учить определять направление звука.

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Покорми зайку», развитие подражания «Прокати мяч»; слуховое внимание «Звени колокольчик», «Я назову, а ты найди»; коммуникативные навыки «Иди ко мне»; мелкая моторика – захват щепотью «Бирюльки», дыхательное упражнение «Сильный ветерок», «Сдуй листочек».

 Тема «Фрукты».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (яблоко, банан). Учить вслушиваться в речь педагога. Учить выбирать из двух предметов (по инструкции).

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Покажи…» выделять из 4-х картинок картинку с названным фруктом, «Спрячь матрешку»; слуховое внимание «Хлоп-хлоп»; коммуникативные навыки игра «Шарик»; действия по подражанию «Зеркало», мелкая моторика «Посадим грибы», дыхательное упражнение – формируем вдох носом (как пахнет лимон).

 Тема «Части тела и лица».

Лексика. Рассматривание куклы. Ирга «Покажи на себе и на кукле» (голова, руки, ноги, спина, живот)

Игры и упражнения. Зрительное восприятие – выкладывание ручек, ножек из палочек, нарисованному человечку, «Сделай картинку»; слуховое внимание игра «Тук-тук»; коммуникативные навыки «Ладушки»; мелкая моторика (щепоть) «Переложи игрушки», развитие соотносящих действий «Посадим елочки», дыхательное упражнение «Мыльные пузыри».

 Тема «Туалетные принадлежности».

Лексика. Рассматривание предметов по теме (полотенце, мыло, расческа, зубная

щетка)

Игры и упражнения. Зрительное восприятие «Львенок принес картинки» соотнесение картинки с предметом (туалетные принадлежности – мыло, полотенце, расческа, зубная щетка); слуховое внимание «Покажи, что назову»; развитие неречевого слуха «На чем играл зайка?»; коммуника-тивные навыки игра «Возьми, положи, брось»; общая моторика «Поймай мяч», дыхательное упражнение.

Тема «Семья».

Лексика. Формирование пассивного словаря. Рассматривание фотографий.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие «Покажи маму» (на фотографии

находить себя, близких родственников), «Спрячь Матрешку» (принцип складывания из 2-х); слуховое восприятие «Звени колокольчик» «Кто играл?»; коммуникативные навыки игра «Иди ко мне»; мелкая моторика – нанизывание шариков на шнурок, дыхательное упражнение «Горячий чай».

 Тема «Посуда».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (тарелка, ложка,

чашка, чайник, блюдце). Продолжать учить соотносить предмет с картинкой.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие «Парные картинки», «Подбери чашку к блюдцу»; слуховое внимание «Хлоп-хлоп»; коммуникативные навыки - игра «Шарик», развитие эмоционального общения «Передай колокольчик»; правильный захват и удержание ложки «Пересыпание крупы», дыхательное упражнение «Звенящие бутылочки».

Тема «Мебель».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (кровать, стол, стул).

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Парные картинки» Собери целое» (из 2-х половинок); слуховое восприятие – выполнение игровых инструкций «Игра с куклой Таней»; коммуникативные навыки игра «Дай ручку»; мелкая моторика игра «Собери колечки», дыхательное упражнение «Ветерок».

 Тема «Зима».

Лексика. Учить рассматривать картину с простым сюжетом «Зима».

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Где мишка?», «Разложи по

порядку» (восприятие величины маленький-большой); рассматривание 1 картинки «Снеговик»; коммуникативные навыки игра «Поздоровайся с куклой»; пальчиковая игра «Игра с варежкой…», дыхательное упражнение – дуем в соломинку, опущенную в воду.

Тема «Зима. Одежда».

 Лексика. Продолжать формировать пассивный предметный словарь по теме (шуба, шапка, варежки, шарф).

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Снеговик» - накладывание на контур предмета из 3-х кругов, «Парные картинки», «Половинки»; коммуникативная игра «Сорока-сорока»; пальчиковая игра «Снежные хлопья» - отрывать мелкие кусочки белой бумаги, дыхательное упражнение – дуем в соломинку, опущенную в воду, вызывание теплой воздушной струи «Согреем ручки».

 Тема «Новый год».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (елка, подарки, дед мороз, снегурочка). Учить рассматривать картинку.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Коробка форм», «У кого?»; слуховое восприятие – игра «Покажи, что назову», коммуникативные навыки игра «Колокольчик»; пальчиковый бассейн «Найди игрушку», игра – «Бусы на елку», дыхательное упражнение «Вьюга», «Сдуй снежинку».

 Тема «Птицы. Петух, курица».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (петух, курица).

Формировать звукоподражание.

Игры и упражнения. Слуховое внимание упр. «Кто там?» - определить по

звукоподражанию домашнюю птицу, «Звучащие предметы»; коммуникативные навыки упр. «Птички»; мелкая моторика игра - лабиринт «Проводи цыпленка к маме», «Переложи фасоль», дыхательное упражнение «Сдуй зернышко».

 Тема «Птицы. Гусь».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (гусь).

Игры и упражнения. Зрительное восприятие «Разрезные картинки». Слуховое

внимание упр. «Кто в гости пришел?», - определить по звукоподражанию домашнюю птицу, «Кто как голос подает?»; развитие речевого общения (договаривание за взрослым звукоподражания в потешках). Пальчиковая игра «Гусь сердитый зло гогочет, ущипнуть меня он хочет». Фоноритмика [а], [у].

 Тема «Птицы. Сова».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Упражнять в

выделении объекта из фона по названию.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Выбери похожий»; слуховое

внимание игра «Кто как кричит?», «Шумовые коробочки» (горох, греча); коммуникативные навыки игра «Сорока-Сорока»; пальчиковая игра «Птичка крылышки сложила…», массаж ладоней грецкими орехами (со словами), дыхательное упражнение. Фоноритмика [у].

 Тема «Птицы: ворона, воробей».

Лексика. Активизация речевого подражания. Различение противоположных по

значению прилагательных (большой-маленький).

Игры и упражнения. Зрительное восприятие «Выбери похожий», «Парные картинки»; рассматривание картинки «Воробей»; слуховое внимание – игра «Шумовые коробочки»; коммуникативные навыки игра «Сорока-сорока…»; пальчиковая игра «Пой-ка, подпевай-ка…», «Птичка крылышки сложила», дыхательное упражнение «Подуй на перышко».

 Тема «Домашние животные: корова, лошадь».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Активизация речевого подражания.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие упр. «Величина предметов»; слуховое внимание упр. «Громко - тихо», «Определить, кто кричал, по высоте голоса» (мамы и детки); коммуникативные навыки упр. «Прятки»; мелкая моторики - захват «щепоть» «Прокати шарики», «Идет коза рогатая..»; артикуляционное упр. «Лошадка цокает». дыхательное упражнение «Лошадки отдыхают» (вдох-выдох).

 Тема «Домашние животные: Собака, кошка».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие упр. «Найди, чем угостим собачку» (из 2-х картинок), лото «Большой-маленький». Слуховое внимание упр. «Кто там?» -определить по звукоподражанию; пальчиковая игра «Повстречались два котенка»; артикуляционное упр. «Кошечка лакает молоко».

 Тема «Дикие животные: медведь, волк».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Упражнять в

выделении объекта из фона по названию.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Большие и маленькие следы»;

слуховое внимание игра «Кто как кричит?», «Кто идет по тропинке?»; коммуникативные навыки игра «Ладушки»; пальчиковая игра «Кулак-кулачок»,

«Следы по дорожке» - выкладывание овалов. Фоноритмика [ы], [у], дыхательное

упражнение.

 Тема «Дикие животные: заяц, лиса».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Упражнять в

выделении объекта из фона по названию.

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Чей хвостик», «Следы» (разной

величины – большой, маленький), «Найди животное по контуру»; рассматривание картинки «Зайка»; коммуникативные навыки игра «Колокольчик»; пальчиковая игра «Зайка серенький сидит…», дыхательное упражнение «Сдуй пушинку».

 Тема «Дикие животные: заяц, ёж».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Упражнять в

выделении объекта из фона по названию.

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Будь внимательный», «Парные

картинки»; слуховое внимание «Угадай, кто пришел?» коммуникативные навыки игра «Покачай»; пальчиковая игра «Зайка серенький сидит…», «Ежик» (прищепки на форму), дыхательное упражнение «Подуй на пальчик» (ежик уколол пальчик), «Сдуй пушинку».

Тема «Обувь».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (туфли, тапки,

ботинки). Формировать умение понимать и выполнять 1 ступенчатую инструкцию.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Дай такой же», «Подбери заплатку», «Подбери пару»; слуховое внимание игра «Поручения» - выполнение речевой инструкции; коммуникативные навыки игра «Ладушки»; пальчиковая игра «Большие ноги ходили по дороге», дыхательное упражнение «Натягиваем сапожки» на выдохе (Уффф).

 Тема «Посуда».

Лексика. Продолжать формировать пассивный предметный словарь по теме

(тарелка, ложка, чашка, чайник, блюдце). Формировать понимание вопроса «Покажи, где?».

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Опусти и достань»; слуховое внимание игра «Волшебная ложечка» - определить по чему стучи ложечка; коммуникативные навыки игра «Села птичка на окошко»; пальчиковые игры «Повар», «Пересыпание крупы ложкой»; дыхательное упражнение.

 Тема «Мебель».

Лексика. Продолжать формировать пассивный предметный словарь по теме (кровать, стол, стул). Продолжать формировать понимание вопроса «Покажи, где?».

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Движущийся предмет» (горка,

шарик), «Картинки-половинки», «Где спряталась кукла?»; коммуникативные навыки игра «Дай ручку»; мелкая моторика игра «Собери колечки», выкладывание дорожки их гороха по пластилиновой основе, дыхательное упражнение «Подуй на шторки».

 Тема «Игрушки. Пирамидка».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Учить понимать

глаголы повелит наклон «Возьми», «Дай».

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Собери снеговика», «Игрушки спрятались», подобрать к контуру цветное изображение; рассматривание картинки «Машинка»; коммуникативные навыки игра «Поздоровайся с куклой»; пальчиковая игра «Сжимание маленьких резиновых мячей», «Маленький-большой» выкладывание из веревочки контура, дыхательное упражнение «Подуй на мячик».

Тема «Игрушки. Мячик».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие «Разрезные картинки», «Парные картинки»; развитие общей моторики – игра «Мяч». Понимание вербальной инструкции «Поручение». Коммуникативные навыки «Игра с мячом» (прокатывание мяча в воротца); «Повторяй за мной» (выполнение действий по подражанию с комментированием взрослого). Мелкая моторика «Сжимание маленьких резиновых мячей», дыхательное упражнение «Подуй на мячик».

 Тема «Игрушки. Грузовик».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Упражнение «Покажи, где?»

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «На прогулке», накладывание цветных блоков на цветные изображения «Машина» (блоки Дьенеша); слуховое

внимание игра «Покажи, что назову?»; коммуникативные навыки «Игра с мячом в паре»; пальчиковая игра «Би-би-би гудит машина…», дыхательное упражнение.

 Тема «Игрушки. Самолет».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Упражнение «Покажи, где?».

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Парные картинки», «Половинки», накладывание цветных блоков на цветные изображения «Самолет» (блоки Дьенеша; слуховое внимание игра «Покажи, что назову»; коммуникативные навыки «Игра с мячом в паре»; мелкая моторика «Раскрась самолет» (совместные действия спедагогом), фоноритмика «Самолет летит» [у].

 Тема «Игрушки. Кораблик».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Упражнение

«Покажи, где?». Учить прислушиваться к неречевым звукам.

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Покажи кораблик, самолет, поезд», «Половинки», накладывание цветных блоков на цветные изображения «Самолет» (блоки Дьенеша); слуховое внимание игра «Поезд» (близко-далеко); коммуникативные навыки – выполнение совместных действий игра «Закрой коробочку»; пальчиковая игра «Пароход плывет по речке», дыхательное упражнение «Подуй на кораблик».

 Тема «Игрушки. Паровоз».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие - игра «Разноцветные вагончики»,

«Картинки половинки», «Сюжетные вкладыши». Слуховое восприятие – игра «На чем поедем?» (определить картинку по звукоподражанию). Мелкая моторика «Длинная, короткая дорога» - выкладывание из палочек, лабиринт – действия «рука в руке».

 Тема «Музыкальные игрушки».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме. Формировать

внимание к неречевым звукам. Упражнение «Что как звучит» (барабан, металлофон, колокольчик).

Игры и упражнения. Зрительное внимание игра «Картинки-половинки», «Парные картинки»; слуховое внимание «Что звучит?» (погремушка, барабан), рассматривание картинки «Неваляшка»; коммуникативные навыки игра «Сорока-сорока»; пальчиковая игра «Пианино», «Барабан», дыхательное упражнение «Дудочка».

 Тема «Лето».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие - игра « Соберем кораблик» целое из 2-х геометрических форм. Рассматривание картинки с простым сюжетом «Летние игры».

Коммуникативная игра «Соберем букет для мамы»- выполнение инструкции (возьми, дай, поставь…). Мелкая моторики «Пальчики «бегут» по дорожке». Общая моторика –подвижная игра «Бабочка» Дыхательное упражнение «Облака», «Подуй на одуванчик».

 Тема «Насекомые: бабочка».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Посади бабочку на цветок»,

рассматривание картинки «Бабочка»; коммуникативные навыки игра «Делай, как я»; мелкая моторика «Раскрась бабочку», «Мозаика», «Червячок для птички» -

выкладывание по контуру короткими шнурами, дыхательное упражнение «Бабочка летит».

 Тема «Насекомые: жук».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме.

Игры и упражнения. Зрительное восприятие игра «Круглое не круглое», «Парные картинки»; рассматривание картинки «Жук»; слуховое восприятие «Кто летит?» (жукж-ж-ж-, комарик-з-з-з); коммуникативные навыки игра «Дай ручку»; координация движений игра «Жук упал и встать не может…», дыхательное упражнение «Звенящие бутылочки».

 Тема «Цветы».

Лексика. Формировать пассивный предметный словарь по теме (одуванчик, ромашка, колокольчик).

Игры и упражнения. Зрительное восприятие «Выкладывание цветков из овалов» (по контуру), «Парные картинки», «Картинки из 2-х половинок»; коммуникативные навыки игра «Подари цветок…»; пальчиковая игра «Наши яркие цветы», «Цветы из мозаики»; дыхательное упражнение «Понюхай цветок».

        Тематическое планирование коррекционной работы

Сентябрь

  1. Дыхательное упражнение

«Ветерок».

  1. Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Пчёлка».

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Игровая программа.
  1. Дыхательное упражнение

«Петух».

  1. Релаксационные упражнения:

«Улыбка», «Спящий котёнок».

  1. Массаж БАТ «Труба».
  2. «Зеркало и обезьяны»
  1. Дыхательное упражнение

«Одуванчик».

  1. Релаксационные упражнения

«Пчёлка», «Бабочка». 3.Гимнастика для глаз

«Солнышко и тучки».

  1. Оздоровительный массаж спины.
  2. Раз, два, три, четыре, пять, Вы хотите поиграть?.

1.Дыхательное упражнение

«Регулировщи». 2.Релаксационные упражнения:

«Качели», «Порхание бабочки»

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Игровое занятие.

Октябрь

  1. Дыхательное упражнение

«Часики».

  1. Релаксационные упражнения

«Бабочка», «Муравей». 3Логоритмические упражнения. 4.Массаж лица «Воробей».

5. «Сказку ты дружок послушай и сыграй».

  1. Дыхательное упражнение

«Паровоз».

  1. Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Муравей».

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Массаж БАТ «Труба».
  3. Сказка «Зайчик и ёжик».
  1. Дыхательное упражнение

«Насос».

  1. Ресационные упражнения

«Драгоценность», «Водопад».

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Оздоровительный массаж спины.
  3. Театральные игры.
  1. Дыхательное упражнение

«Лыжник».

  1. Релаксационные упражнения

«Шишки», «Водопад». 3Логоритмические упражнения. 4.Массаж лица «Пчёлка».

5.Учимся говорить по разному (интонация).

ноябрь

1 Дыхательное упражнение

«Часики».

  1. Релаксационные упражнения

«Сорви яблоко», «Воздушный шарик».

  1. Самомассаж пальцев рук.
  2. Гимнастика для глаз.
  3. Одну простую сказку хотим мы рассказать.
  1. Дыхательное упражнение

«Ветерок».

  1. Релаксационные упражнения

«Холодно-жарко», «Воздушный шарик».

  1. Ритмодекламация №1 4.Логоритмическиеупражнения 5.Постучимся в Теремок.
  1. Дыхательное упражнение

«Шарик».

  1. Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Качели». 3.Гимнастика для глаз.

  1. Массаж БАТ «Наступили холода».
  2. Дятел выдолбил дупло.
  1. Дыхательное упражнение

«Трубач».

  1. Релаксационные упражнения

«Качели», «Улыбка».

  1. Ритмодекломация №1.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Многим домик послужил, кто только в домике не жил.

Декабрь

1.Дыхательное упражнение

1.Дыхательное упражнение

1.Дыхательные

1.Дыхательное упражнение

«Лыжник».

«Снежинки».

упражнения

«Снежинка».

2. Релаксационные упражнения

2. Релаксационные упражнения

«Звёздочки».

2.Релаксационные упражнения

«Сосулька», «Снежинка».

«Снежинки», «Бабочка».

2.Релаксационны

«Драгоценность», «Лентяи».

3.Массаж спины «Паровоз».

3.Упражнения для коррекции зрения.

е упражнения

3. Гимнастика для глаз «Ёлочка».

4Логоритмические упражнения

4.Весёлые стихи сочиняем и слово –

«Лентяи»,

4.Разыгрывание эпизодов.

5. Раз, два, три, четыре, пять стихи

рифмы добавляем.

«Улыбка».

мы будем сочинять.

3. Массаж БАТ

«Снеговик».

4.

театрализованна

я игра

«Толстячки и

худышки».

Январь

  1. Дыхательное упражнение

«Лыжник».

  1. Релаксационные упражнения

«Каждый спит», «Тихое озеро». 3.Логоритмические упражнения

4. Оздоровительный массаж. 5.Театральная игра «Угадай, что я делаю».

  1. Дыхательное упражнение

«Гуси летят».

  1. Релаксационные упражнения

«Игра с песком», «Тихое озеро» 3.Пальчиковая гимнастика.

  1. Ритмодекламация №2.
  2. Театральная игра «Любитель- рыболов».

1 Дыхательное упражнение

«Часики». 2.Релаксационны е упражнения

«Солнечный зайчик»,

«Облака» 3.Оздоровительн ый массаж шеи. 4Логоритмическ ие упражнения 5.Театрализован ная игра

«Любитель-

рыболов».

1 Дыхательное упражнение

«Сдуй снежинку». 2.Релаксационные упражнение

«Солнечный зайчик», «Облака»

  1. Ритмодекламация №2.
  2. Театральная игра «Одно и то же по-разному».

февраль

  1. Дыхательное упражнение.

«Паровоз».

  1. Релаксационные упражнения

«Муравей», «Радуга». 3.Массаж лица.

4. Пальчиковая гимнастика. 5.Культура и техника речи.

1.Дыхательное упражнение

«Снежинки». 2.Релаксационные упражнения

«Винт», «Радуга». 3.Гимнастика для глаз «Ёлочка» 4.Массаж для глаз «Снеговик».

5. Наши Эмоции.

1.Дыхательное упражнение

«Шарик». 2.Релаксационны е упражнения

«Штанга»,

«Ручей». 3.Массаж ушей

«На границе». 4.Распознаём по мимике и интонации.

  1. Дыхательное упражнение

«Свеча».

  1. Релаксационные упражнения

«Бабочка», «Шишки». 3.Пальчиковая гимнастика. 4Логоритмические упражнения.

5. «Кругосветное путешествие».

март

1 Дыхательное упражнение

«Аромат роз».

  1. Релаксационные упражнения

«Холодно-жарко», «Игра с песком».

  1. Массаж ушных раковин.
  2. Ритмодекламация №3. 5.Чтение пьесы «Теремок».
  1. Дыхательное упражнение

«Цветы».

  1. Релаксационные упражнения

«Солнечный зайчик», «Отдых на море».

  1. Массаж для пальцев рук «Ёжики». 4.Обсуждение пьесы «Теремок». Работа над эпизодами пьесы

«Теремок».

1 Дыхательное упражнение

«Звёздочки». 2.Релаксационны е упражнения

«Бабочка»,

«Шишка». 3.Ритмодекламац ия №3 4.Оздоровительн ый массаж спины.

5.Репитиция эпизода пьесы

«Теремок».

  1. Дыхательное упражнение

«Ветерок».

  1. Релаксационные упражнения

«Игра с песком», «Холодно-жарко». 3.Массаж БАТ «Что делать после дождика?!».

4. Культура и техника речи, Драматизация по сказке «Теремок».

апрель

1 Дыхательное упражнение

«Подуй на ленточку».

2. Релаксационное упражнение

«Холодно-жарко». 3.Самомассаж рук. 4.Гимнастика для глаз.

5. Злая, злая нехорошая змея укусила молодого воробья.

1.Дыхательное упражнение

«Шар лопнул». 2.Релаксационное упражнение

«На полянке». 3Логоритмическое упражнение

4.Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей.

1.Дыхательное упражнение

«Аромат цветов». 2.

Релаксационные упражнения

«Муравей»,

«Водопад».

3. Массаж спины. 4.Гимнастика для глаз.

5. Театральная игра «Морское путешествие».

  1. Дыхательное упражнение

«Паровоз».

  1. Релаксационные упражнения

«Холодно-жарко», «Водопад». 3.Пальчиковая гимнастика.

  1. Массаж лица «Воробей».
  2. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям.

май

1 Дыхательное упражнение

«Ворона».

2. Релаксационное упражнение

«Драгоценность». 3.Массаж ушных раковин.

  1. «Ёжики» для рук со стихами.
  2. Когда страшно, видится то чего и нет.
  1. Дыхательное упражнение

«Семафор».

  1. Релаксационные упражнения

«Драгоценность», «Воздушный шарик».

3 Логоритмические упражнения 4.Ритмодекломация №3

5. Каждому страх большим кажется.

1.Дыхательное упражнение

«Дровосек». 2.Релаксационны е упражнения

«Каждый спит»,

«Бабочка». 3.Оздоровительн ый массаж ушных раковин. 4.Пальчиковая гимнастика.

5. Преодолеем страх.

1. Дыхательное упражнение

«Звёздочки».

2 Релаксационное упражнение

«Бабочка».

3. Ритмодекломация № 3 4.Массаж лица «Зайка». 5.У страха глаза велики.

Предметно - развивающая среда

Артикуляционная моторика

1. Логопедическая игрушка Бегемотик

2. Зеркала - 15

3. Шпатели одноразовые

4.Учебно – игровой комплект «Артикуляционная гимнастика»

5. Н.игра. «Фефекты фикции»

Речевое дыхание

1. Вертушки - 12

2. Воздушные шарики - 20

3. Мыльные пузыри – 12

4. Игровой материал на дутье (листочки, снежинки и.т.д)

5. Учебно – игровой комплект «Дыхательная гимнастика»

Мелкая моторика и графомоторные навыки

1. Тренажеры Су - джок - 15

2. Массажные мячи - 12

3. Шнуровки

4. Трафареты

5. Вкладыши картинки

6. Пазлы

7. Планшет для многоразового рисования

8. Планшет магнитный

9. Детские эспандеры

10. Фетровые липучки ("Домик", "Ёжик", "Кто что ест")

11. Пазл со шнуровкой «Давай поиграем»

12. Д.и.»Собери картинку»

13. Обучающие пособие Палочки Кюизенера

Фонетическая сторона речи

1. Логопедические карточки на звуки.

2. Набор карточек «Играем со звуками» (с,сь, з,зь, ш,ж, ц, р,рь, л,ль,щ,ч).

3. Логопедические кубики

4. Логопедическое лото - 6

5. Логопедическая ромашка

6. Д.игра. «Я различаю звуки»

7. Развивающая игра – лото «Произносим звукиправильно»

Связная речь, словарь, грамматика

1. Предметные картинки по лексическим темам.

2. Учебно – игровое пособие «Цветные домики»

3. Кубики с картинками

4. Карточки «Развиваем речь»

5. Набор карточек с рисунками. Играем с предлогами - 2

6. Набор карточек с рисунками. Читаем рассказ

7. Развивающая игра – лото «Читаем истории в картинках»

Оборудование кабинета

1. Столы детские

2. Стулья детские

3. Полки для пособий

4. Ноутбук

5. Стол взрослый

6. Стулья взрослые

7. Доска текстильная

8. Доска магнитная

9. Принтер ч/б

10. Сухой бассейн

Используемая литература

  1.  Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. -СПб, 2007
  2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.: Библиополис, 1994
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
  5. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей .— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005 (выпуски с 1-9)
  6. Жукова Н. С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. - М.: ЭКСМО,2001 5. Маслова Е. Н. Ускоренная постановка звуков./Автор-сост. Е. Н. Маслова. - Волгоград: ИТД «Корифей»
  7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
  9. Методическое пособие О.И.Крупенчук // Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001 7. Методическое пособие Л.Н.Арефьевой // Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  11. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /Ольга Новиковская. – Изд.2-е дополн.-М.:АСТ; СПб: Сова, 2007. – 158 с.
  12. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с
  13. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
  14. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Чиркина Г.В. Филичева Т. Б. М.: Просвещение, 2014г.
  15. Седых Н. А. воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия -М.: АСТ,2008
  16. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2004
  17. Ткаченко Т. А.Логопедическая энциклопедия .- Москва.: Мир книги, 2010г.
  18. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа логопедического объединения.

  Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

Индивидуальная программа логопедической работы при открытой ринолалии

Данная программа по устранению дефектов речи у детей с открытой ринолалией предназначена для работы логопедов в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Программа содержит краткую психолого-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....