Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «В гостях у Золушки»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Совершенствование умения определять "гласный звук", твердый согласный звук", "мягкий согласный звук" навыков звукового и слогового анализа слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_gostyah_u_zolushke.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

«В гостях у Золушки»

Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

 Коррекционно-образовательные задачи: совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;  навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения. Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предложения и схемы к ним.

 Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти. Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

 Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.  Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.  Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Предварительная работа: чтение сказки Ш.Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания, разгадывание ребусов и кроссвордов.

Материалы и оборудование: одежда для Золушки: юбка, фартук. Сундук с нарядным бальным платьем. Корзина с заданиями, магнитофонная запись голоса Лесника. Мел. Изображения Тима и Тома. «Волшебная» иголка (из фольги). «Волшебная» свеча. Ребус-табличка с изображением: барабан, арбуз, лук. Звуковики  Д.Р.А.В.А. – для игры « Живые звуки». Листы со словами: карета, бал, на, поедет. Изображения Тима и Тома. Свиток с текстом.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: ноутбук, телевизор.

Раздаточный материал:  магнитные доски,  карточки с изображением цветов (мак, сирень, роза). Карточки с изображением корзины, овощей, карандаш. По три тарелочки на стол с табличками: «Фасоль», «Горох», тряпочки, фломастеры.

Планируемые результаты: 

воспитанники имеют умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;  навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения. Имеют навыки работать со схемой, моделью, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предложения и схемы к ним.  

Ход занятия.

I. Организационный момент. Психогимнастика “Улыбка”

 Учитель-логопед:  - Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы      будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева).

II. Введение в тему занятия:

Сюрпризный момент: Учитель- логопед сообщает, что утром у двери группы она обнаружила корзинку, что бы это значило? Кто ее мог поставить? Ой, что это за звук?  К нам пришло  видео сообщение. Хотите узнать, кто нам его прислал?      Да! Давайте  внимательно посмотрим и  послушаем.

Звуковое письмо Лесника: «Здравствуйте, ребята! Я Лесник- отец Золушки. Моя дочка Золушка очень хочет сегодня поехать на бал к принцу во дворец, но моя злая жена- мачеха моей Золушки приказала выполнить ей очень много работы и Золушка грустит, потому, что одной ей с такой работой не справиться. Я решил обратиться к вам за помощью, вы ведь ребята дружные, добрые и самые старшие в детском саду. Ребята, помогите, пожалуйста, Золушке попасть на бал. Спасибо и до свидания».

Учитель-логопед: Ребята, вы готовы помочь Золушке? (Да). Пословица: «Что не сделает один, сделаем все вместе». Лесник нам прислал корзиночку, а вот что в ней мы узнаем позже, нам надо спешить Золушке на помощь.

Инсценировка: Золушка-девочка подметает пол и напевает: «Хоть поверьте, хоть проверьте, но вчера приснилось мне, будто принц за мной примчался на серебряном коне».

Учитель-логопед: Здравствуй, девочка, ты кто?

Девочка: Я Золушка.

Учитель-логопед: Вот ты нам и нужна. Мы узнали от твоего отца, что ты хочешь поехать на бал во дворец, но у тебя очень много работы, вот наши ребята и решили тебе помочь. Они друзей в беде никогда не оставляют. Они даже знают много пословиц о дружбе.

Дети называют пословицы: «Один за всех и все за одного», «Один в поле не воин», « Доброе братство, дороже богатства» и др.

Учитель-логопед: Ребята, добрая фея просила передать вам волшебную свечу «Любви и доброты», чтобы она согревала вас и помогала вам в работе. (Дети протягивают руки к свече). Упражнение.

Учитель-логопед: А теперь, Золушка, наши ребята с тобой познакомятся. Но знакомиться они будут по-особому. Вы, ребята, называете свое имя по слогам и говорите, сколько слогов в вашем имени (Ли – за) при помощи ладошек.

Каждый ребенок выполняет задание

Учитель-логопед: А сейчас нам надо торопиться, выполнить всю работу. Садитесь за столы. (Дети садятся за столы, обращаю внимание на осанку). К работе готовы?

Учитель-логопед: Настало время заглянуть в корзинку. (Достаю 1-е задание – карточки с изображением цветов «Мак», «Сирень», «Роза»)

«Ой, картинка мне попалась,
Посмотрим на неё сейчас,
Вот теперь я поняла всё,
Здесь задания для вас».

Учитель-логопед: Злая мачеха приказала Золушке посеять звуковой цветник. На досках у вас картинки с цветами, звуки которых надо поместить на грядки.

- Назовите все цветы. Вы должны догадаться, на какие грядки будете сеять звуки.

1. Игра: «Цветы на грядках»

а) Мак – сколько звуков в слове? (3). На какую грядку посадим эти звуки? (№1).

- Какой первый звук, и какой фишкой обозначите, почему? (Твердый согласный обозначаем синей фишкой).

- Какой второй звук? (а) Какой фишкой обозначите? (красной) Почему? (гласный звук).

- И третий звук (к)… (Уберите фишки).

б) Найдите грядку для розы. Дети выполняют задание самостоятельно (№2). 

в) И последняя грядка для сирени. (№3). 

Учитель-логопед: Ребята, наши цветы не вырастут, если их названия не разделить на слоги и не укрепить ударением. Под каждым изображением цветов запишите слоговые схемы слов: Мак, Си-рень, Ро-за.

Учитель-логопед:

Цветник посеяли мы дружно,
Спасибо всем сказать вам нужно.
Но злая мачеха хитра,
Не любит Золушку она,
Дала корзинку ей большую,
Пойти велела в огород

Собрать там овощей – для щей.

Помочь вы Золушке готовы? Скажите дружно ещё раз. (Да). Тогда приступим все сейчас.

2. Игра «Помоги Золушке собрать овощи со звуком «К».

(У каждого на листе изображение корзинки и овощей (лук, капуста, морковь, помидор и др.)).

Учитель-логопед: Положите в корзинку только те овощи, в названии которых есть звук «К» (соединить стрелкой). Возьмите карандаши и проведите стрелку к корзине.

- Какие овощи положили?

- Какие нет? Почему?

3. Физкультминутка.

Учитель-логопед: Устали, нам надо спешить, время не ждет.
Принц на балу нашу Золушку ждет.

Дети встают и произносят слова:

Возьмем веники мы дружно
Золушке помочь нам нужно.
Подметем и тут и там.
Не забудем про чулан.
Мы подтянемся немножко,
Вытрем пыль всю у окошка,
Птиц накормим мы с ладошки.
И дадим им хлебной крошки,
Поможем мы в беде всегда,
Друзей не бросим никогда.

Учитель-логопед: Чистоту вы навели, птиц накормили, овощи в огороде собрали, теперь надо щи сварить. Для этого надо печь растопить. Но где же взять дрова (ответы детей). Сейчас в волшебную корзину загляну, здесь звуковики, они спешат на помощь. Назовите их. (Д, А, Р, А, В). Давайте составим слово. (Дети выстраивают звуковиков слева направо «Д,Р,А,В,А»). Молодцы, правильно составили слово.

- Растопили печь мы дружно,

А теперь спешить нам нужно.

4. «Звуковая зарядка».

Учитель-логопед: Загляну опять в корзину, что же вижу я друзья? (Тим и Том). Тим и Том обиделись, потому что вы забыли сделать их любимую звуковую зарядку. Давайте исправимся.

Том говорит: «Но», а Тим: «Нё». (Аналогично «Ну – ню», «На – ня», Лы - ли» …).

Учитель-логопед: Загляну опять в корзину, достает конверт (в конверте отдельные слова) ой, иголочку я вижу. Чья иголка?

Золушка: Моя.

Учитель-логопед: Будем шить сейчас друзья. Случилась беда, разорвалось предложение на отдельные слова, и только вы должны сшить слова по порядку в предложение. Если предложение не составим, то карета не поедет и не отвезет Золушку на бал.

Игра «Составь предложение»

«Карета», «бал», «поедет», «на». Составляют на доске предложение:

«Карета поедет на бал».

- Молодцы! Сколько слов в предложении? Назовите первое слово (второе, третье). Что ставим в конце предложения? (точку). Возьмите фломастеры и запишите схему этого предложения ∟ __ ∆ __ .

7. Упражнение «Горошина». (Работа парами).

Учитель-логопед: А теперь внимание – следующее задание. У вас на столе тарелочки. Что в тарелочках? (фасоль, горох). Фасоль положите в ту тарелку, где написано это слово «ФАСОЛЬ», а горох - в ту, где написано «ГОРОХ».

Дети работают парами.

Учитель-логопед:  Возьмите по одной горошине (игровой самомассаж).

а) положите на ладошку, покатайте вот так;
б) катать горошину между пальцами.

Слова:

Ты катись горошинка по ладошке,
Разомни нам пальчики немножко,
Ты катись горошина по столу,
Развлекай горошина детвору.

8. Ребус.

Учитель-логопед: 

Что осталось здесь еще?

В сказочной корзинке,
Достаю я вам ребята
Волшебные картинки.

Ребус – табличка .

Учитель-логопед: Назовите, что изображено в каждом окошке? (барабан, арбуз, лук) Отгадайте, какое слово получится, если взять первые звуки от каждого слова. «БАЛ»

- Молодцы! Золушка обязательно попадет на бал.

Учитель-логопед: Достает из корзины записку и читает:

«Прямо пойдешь – несчастье найдешь,
Налево пойдешь – в беду попадешь,
А (направо) пойдешь  –  сундучок найдешь!»

Дети находят сундук, там платье для Золушки.

Учитель-логопед: Корзина наша опустела

Работа вся сделана. Вы молодцы!

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

Установка на дальнейшую деятельность.

Учитель-логопед: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?  Что вам больше всего понравилось?  Какие игры вам больше всего запомнились? Почему быстро справились? Что нам помогло? (дружба).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в старшей группе "В гостях у Золушки"

Цели:Выявить уровень усвоения знаний детей за год.Закрепить навыки правильного произношения поставленных звуков.Развивать фонематическое восприятие.Формировать навыки фонематического анализа и синтеза...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "В гостях у Зеленой Горошины" ( лексическая тема " Овощи")

В конспекте представлены игры и игровые задания по уточнению и расширению словаря по теме " Овощи"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «В гостях у диких животных»

Программные задачи:        Образовательные задачи:- формировать умение образовать притяжательные прилагательных и включать их в предложение;- формировать умение упот...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов".

Конспект занятия по автоматизации звука [Р]: "В гостях у гномов", с использованием песочной терапии....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Конспект занятия по развитию связной речи для детей подготовительной группы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снежная королева в гостях у ребят"

В гости к детям приходит Снежная королева. Занятие направлено на закрепление  знаний по теме "Зима"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»

Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].Задачи:Коррекционно-обучающие:Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного а...