«Использование в работе с неговорящими детьми авторских пособий «Коммуникативная коробочка. PECS», «Коммуникативная коробочка. МАКАТОН»
учебно-методическое пособие по логопедии

Семочкина Наталья Александровна

Познакомить педагогов с дидактическими пособиями «Коммуникативная коробочка PECS» и «Коммуникативная коробочка МАКАТОН»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина

городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение «Детский сад №56»

Мастер-класс «Использование в работе с неговорящими детьми авторских пособий «Коммуникативная коробочка. PECS»,  «Коммуникативная коробочка. МАКАТОН»

Семочкина Наталья Александровна, учитель-логопед

ГБОУ СОШ №4 СП «Детский сад №56» г.о.Сызрань

E-mail: korotkix56@mail.ru

Спирягина Людмила Павловна, учитель-логопед

ГБОУ СОШ №4 СП «Детский сад №56» г.о.Сызрань

E-mail: korotkix56@mail.ru

г. Сызрань

2023г.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по применению в коррекционно-развивающей работе альтернативной и дополнительной коммуникации с неговорящими детьми.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с дидактическими пособиями «Коммуникативная коробочка PECS» и «Коммуникативная коробочка МАКАТОН»;

- сформировать у педагогов-участников мастер-класса представление об этапах работы с данными пособиями;

- обучить участников мастер-класса конкретным приемам работы по составлению элементарной фразы с опорой на сюжетную картинку.

Оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация,  демонстрационный материал (авторские пособия «Коммуникативная коробочка PECS» и «Коммуникативная коробочка МАКАТОН»).

Вступительное слово

Ведущий 1: Добрый день, коллеги! Рады приветствовать вас на мастер-классе «Использование в работе с неговорящими детьми авторских пособий «Коммуникативная коробочка. PECS»,  «Коммуникативная коробочка. МАКАТОН»

В настоящее время наш детский сад посещает большое количество детей с нарушениями речевого развития, многие из которых не владеют вербальной речью и навыками коммуникации. Перед педагогами встал вопрос о необходимости создания специальных условий для формирования вербальных, так и невербальных навыков речи и развития умений применять альтернативные средства коммуникации.

Свою работу мы начали с интеграции средств АДК в предметно-пространственную среду групп и образовательный процесс, включая все его компоненты (образовательная и игровая деятельность, режимные моменты, взаимодействие с родителями).

Результаты первого этапа работы позволили сделать вывод о позитивном влиянии средств АДК на развитие детей.

Но дети растут, у них усложняются потребности и расширяются социальные сферы жизни. Значит должны совершенствоваться коммуникативные навыки и осваиваться новые модели социального взаимодействия: инициация общения (выражение просьбы), построение программы действий, составление фразы из 2-3 слов.

Ведущий 2: С целью коррекции дефицитов развития речи и коммуникации у детей с РАС, УО и ЗПР педагоги нашего СП используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации: карточки PECS и языковую систему МАКАТОН.  

Для этого специалисты и воспитатели нашего учреждения разработали авторские пособия с использованием средств АДК: «Коммуникативная коробочка PECS» и «Коммуникативная коробочка МАКАТОН» для обучения составлению фразы по сюжетным картинкам.

Основная часть

Ведущий 1:

Цель дидактических пособий «Коммуникативная коробочка. PECS», «Коммуникативная коробочка. МАКАТОН»

- развитие понимания фразовой речи и коммуникативных навыков, составление простого предложения с опорой на карточки (PECS), символы и жесты (МАКАТОН) у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, ЗПР, УО, а также детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Использование данных пособий позволяет решить следующие задачи:

  • развивать и актуализировать обиходно-бытовой словарь
  • обогатить и активизировать глагольный и номинативный словари;
  • упражнять в составлении простых предложений на заданную тему и наращивании количества слов в них (на более продвинутых этапах);
  • учить детей устанавливать связи между элементами предложения.

Эти задачи решаются с помощью игр и упражнений, как в непосредственно образовательной деятельности с малой подгруппой В данные пособия входят односюжетные и сюжетные картинки, подобранные с учетом бытового и жизненного опыта детей, отдельные карточки-символы, наборное полотно Коммуникативная коробочка МАКАТОН так же содержит заполненные и частично пустые коммуникативные дорожки.

Работа с данными пособиями начинается с обучения составлению фраз по односюжетным картинкам.

  На начальном этапе, после детального рассматривания картинки, фразу из двух слов составляет педагог, привлекая детей к выкладыванию ее с помощью карточек или же знакомит с готовой коммуникативной дорожкой и стимулирует к использованию соответствующих жестов.

Ведущие составляют фразу по односюжетным картинкам и проговаривают (раздаются конверты гостям), предлагают сделать гостям.

Ведущий 2: На следующих этапах работы с данными пособиями дети учатся составлять фразу по картинкам, где одно и то же действие выполняется разными людьми. Самостоятельно выбирают карточку для обозначения действующего субъекта и выставляют ее на наборное полотно или вставляют в пустое окошко коммуникативной дорожки и сопровождают их речью и жестом. Аналогичным образом проводится работа по картинкам, на которых один и тот же субъект выполняет различные действия.

Ведущий предлагает закончить фразу по односюжетным картинкам (раздаются конверты гостям) и проговорить её.

Ведущий 1: После того, как ребенок научился дополнять короткую фразу, ему предлагается самостоятельно составить ее из отдельных карточек и, по возможности, озвучить или сопроводить жестами.

Ведущий предлагает самостоятельно составить фразу по картинке из предложенных карточек

Ведущий 2: Затем можно переходить к составлению фраз по сюжетным картинкам. Для облегчения понимания сюжета сложное изображение «разбито» на более простые, с действием каждого из героев. На первых порах малышу предлагаются именно такие картинки. Ребенок уже умеет определять на картинке субъект и его действие, выкладывать предложение карточками PECS или МАКАТОН. А некоторые дети, возможно, научились озвучивать составленные предложения. Таким образом, составляются предложения. А из этих предложений получается простой рассказ из 2-4 предложений.

Ведущий 1: На заключительном этапе детям сразу предъявляется сюжетная картинка. Педагог помогает составить предложения о действиях каждого персонажа, обращает внимание на качественное описание объектов (цвет, форма, величина и т.д.). На коммуникативной дорожке выкладываемое предложение дополняется новыми карточками. Таким образом, ребенок учится распространять простое предложение.

Ведущий 1: Коррекционно-развивающая работа с использованием «Коммуникативных коробочек» проводится в игровой форме, что способствует социально-коммуникативному и речевому развитию неговорящих детей.

Заключительная часть

Ведущий 2: На сегодняшнем мастер-классе мы познакомили вас с вариантами игр с применением данных авторских пособий. Предлагаем вам использовать их в своей работе и обогащать новыми сюжетами и вариантами заданий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование эффективных методов и приемов в работе с неговорящими детьми, с детьми с ОВЗ"

Представлен опыт работы в современных условиях с новым контингентом детей, имеющих сложные речевые нарушения....

Консультация для педагогов: "Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми".

В данном материале вы узнаете об использовании пиктограмм в работе с неговорящими детьми....

Использование игрового пособия "Кольца Луллия" в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста (Технология ТРИЗ). ЧАСТЬ 1

Разговорчивые игры! Игровое пособие "Кольца Луллия" как универсальное дидактическое средство в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....

Использование логопедических технологий в работе с неговорящими детьми

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно ...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Сообщение на городском методическом объединении психологов «Использование методов альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми»

На сегодняшний день  отмечается тенденция увеличения количества детей с серьезными нарушениями речи. У педагогов детского сада возникает немало трудностей в обучении и воспитании таких детей. Бол...