Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Герасимова Мария Александровна

Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Информационная справка.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, заиканием. В связи с этим приходиться изучать различные современные педагогические технологии, направленные на их устранение.

Цели:

  1. применение здоровьесберегающей технологии для укрепления здоровья, физического развития,
  2. формирования правильного речевого дыхания у детей.

Задачи:

  1. формирование правильного дыхания на основе сохранённых функциональных систем детского организма
  2. тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры.
  3. создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока);

Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, мы учим его направлять внимание на тот орган, который подвергается коррекции, и к самому акту дыхания.                              

Сведения, полезные другим педагогам.

Предлагаемая методическая разработка основана на использовании при проведении занятий в логопункте парадоксальной дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. Ценность этой гимнастики в том, что её могут выполнять люди различного возраста с разным уровнем здоровья. Она помогает организму самостоятельно, без помощи лекарств, справиться с различными недугами.

Я решила углублённо работать над постановкой речевого дыхания. Считаю это необходимым условием формирования правильной речи ребёнка.

Как показывает опыт, различные нарушения речевого развития часто возникают на фоне ослабленного детского здоровья. В поэтому последние годы среди учителей-логопедов получили широкое распространение здоровьесберегающие педагогические технологии.

Нарушение речевого дыхания специалисты наблюдают практически во всех случаях речевой патологии. Не только у детей с дизартрией, но и у тех, у кого заикание, алалия, т.д. Дело даже не в нарушении речевого дыхания, а в его несформированности.

Необходимо понимать, что физиологическое дыхание и речевое дыхание - не одно и то же. Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более быстрого вдоха и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема. В процессе речи преобладает ротовой тип дыхания. Для него характерно максимальное расхождением голосовых складок на вдохе и сближение их почти до соприкосновения на выдохе. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Речевое дыхание начинает формироваться у малыша вместе с развитием речи. То есть, с момента «гуления», лепета и заканчивается, обычно, к десяти годам. Но это у здоровых детей.

В нашем случае все сложнее. Мы не можем полагаться на естественное развитие у ребенка речевого дыхания. Нам нужна специальная методика, с помощью которой возможно было бы обучить ребенка правильному дыханию. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха, накопленного легкими при вдохе, нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

В ходе своей работы я обратилась к парадоксальной дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой. Почему именно к ней? Потому, что в упражнениях, предлагаемых Стрельниковой, активно включаются в работу все части тела: руки, ноги, голова, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе). В результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Так уж мы устроены.

Стрельникова  придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру, восстанавливать нарушенное носовое дыхание. Этот вид гимнастики помимо всего

  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;
  • улучшает нервно-психическое состояние.

Вот почему я и решила использовать её на своих занятиях.

 На начальных этапах работы с детьми по дыхательной гимнастике мною отмечалось, что многие из них не делают шумного вдоха. Они лишь имитируют его поднятием плеч, производят «гримасы» носом. Вывод: надо было просто научить детей шумно дышать. При повороте головы дети поворачивали всё тело одновременно, что тоже не желательно. Трудно было поначалу совместить движение и дыхание. Отрабатывалось по очереди.

Стала дозировать нагрузку при проведении подготовительных упражнений. Уменьшила их ровно в 2 раза: 16 вдохов, затем 3 секунды отдыха и ещё 16 вдохов. Повторяла детям следующие правила: думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох.

  1. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).
  2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох.
  3. Вдох делается одновременно с движениями.
  4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.

Счет в дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой - только на 8, считать мысленно, не вслух (счёт не произносила, а делала упражнения вместе с детьми).

Упражнения можно делать стоя, сидя. 

 Упражнение Ладошки

Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" -  "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды - пауза; Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

 Норма: "прошмыгайте" носом 12 раза по 4 вдоха.

 Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Насос" очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

Упражнение «Кошка»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох.

Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Большой маятник»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя.

Упражнение «Повороты головой»

Исходное положение: - станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Ушки»

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает "китайского болванчика").

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение Маятник головой

Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз-вверх, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо, в крайнем случае - тоже через нос).

Норма: 6 раз по 8 вдохов-движений.

Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях "Повороты головы", "Ушки" и "Маятник головой". Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно "шмыгайте" носом. Делайте эти упражнения сидя, а "Повороты головы" и "Ушки" можно даже лежа. НА развитие речевого дыхания ежедневно проводила:

Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.

Звукоречевые игры как фрагмент логопедического занятия - 5 минут.

Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии

 Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием.

Особенно чувствителен к недостатку кислорода детский организм - отсюда кислородное голодание, снижение аппетита, нарушение обмена веществ. И в результате - общие тяжелые расстройства здоровья и физического развития.

Тренируя резкий, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика Стрельниковой в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. В результате двухнедельной тренировки вырабатывается новый динамический стереотип.

И наконец, для полноценного дыхания важное значение имеет хорошее развитие трапециевидной, большой и малой грудных мышц, мышц шеи и другой добавочной мускулатуры, принимающей участие в акте дыхания, а значит и речевой деятельности. Cвою работу буду продолжать и в будущем, так как гимнастика Стрельниковой имеет огромное значение по охране здоровья детей.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...