Карточки для использования на фронтальных занятиях в старшей группе компенсирующей направленности по Гомзяк.
материал по логопедии (старшая группа)
Предлагаются вашему вниманию карточки для удобного использования на фронтальных занятиях в помощь молодому специалисту, кто работает по Гомзяк О.С. "Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 1. Развитие общей моторики.
Солнце скрылось за домами, | «Солнышко» над головой |
Покидаем детский сад. | Шаги на месте. |
Я рассказываю маме | Показывают на себя, потом на воображаемую маму. |
Про себя и про ребят | Показывают на себя, потом на других ребят |
Как мы хором песни пели, Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду | Далее движения по тексту. |
Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я друзей считать: | Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца. |
Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. | Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца. |
Будем пальчики сгибать, И опять начнём считать. | Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук. |
Массаж лица.
Солнышко проснулось, | Проводим поглаживание: - от середины лба к вискам; |
Лобика коснулось, | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Лучиками провело, | - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; |
И погладило, и погладило Т.Куликовская | - от середины подбородка к ушам. |
Физкультминутка.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём
И бегаем кругом.
Занятие № 2 Развитие общей моторики. «Лошадка»
Я люблю свою лошадку, | Скачут на воображаемой лошадке |
Причешу её шёрстку гладко, | Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу |
Гребешком приглажу хвостик | «Гладят хвостик» |
И верхом поеду в гости. А.Барто | Скачут на воображаемой лошадке |
Развитие мелкой моторики. «Барабан»
Левой! Правой! Левой! Правой! | Стучат по столу левой, затем правой рукой. |
На парад Идёт отряд. | «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад. |
На парад Идёт отряд. | «Ходят» пальчиками по столу вперёд-назад. |
Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит, Полтора часа подряд! А.Барто | Ритмично стучат кулачками по столу. |
Физкультминутка.
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево – раз! Направо – раз!
Мы тоже можем так!
С.Михалков
Занятие № 3 Развитие общей моторики. «Осенью»
Туча небо кроет, Солнце не блестит, | Взмахи руками над головой. |
Ветер в поле воет, | Изображают рупор. |
Дождик моросит | Взмахи руками перед собой. |
Воды зашумели Быстрого ручья, | Топают ногами на месте. |
Птички улетели В тёплые края. А.Плещеев | Изображают улетающих птичек. |
Развитие мелкой моторики. «Дождь»
Кто там топает на крыше? | Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. |
- Топ-топ-топ. | Удары по столу ладонями. |
Чьи шаги всю ночь я слышу? - Топ-топ-топ. Я теперь усну едва ли- Топ-топ-топ. Может, кошек подковали? - Топ-топ-топ. Ж.Давитьянц | Далее – такие же движения по тексту. |
Массаж лица.
Дождик, дождик веселей | От середины лба к вискам. |
Капай, капай, не жалей! | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Только нас не замочи! | - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; |
Зря в окошко не стучи! Т.Куликовская | - от середины подбородка к ушам. |
Развитие мимических мышц. «Осень»
Осень наступила, Высохли цветы. | От середины лба к вискам. |
И глядят уныло Голые кусты. | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Вянет и желтеет Травка на лугах. | - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; |
Только зеленеет Оземь на полях. А.Плещеев | - от середины подбородка к ушам. |
Физкультминутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать.
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать.
Занятие № 4 Развитие общей моторики. «Огород»
Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород | Действия по тексту. |
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. | «Сажают» |
Лето всё она толстела, | Показывают руками круг перед собой. |
Разрасталась вширь и ввысь. | Руки в стороны, а затем вверх. |
А теперь ей тесно белой, | Руки разведены в стороны. |
Говорит – посторонись! Е.Стюарт | Отталкивающие движения руками. |
Развитие мелкой моторики. «Купите лук…»
Купите лук, зелёный лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. |
Не нужен нам зелёный лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка! Шотландская песня, пер.И.Токмаковой | Разгибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. |
Массаж лица.
Ходит пальчик по дорожке: | От середины лба к вискам. |
Вверх-вниз, вверх-вниз, | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Будут розовыми щёчки: | - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; |
Вверх-вниз, вверх-вниз. Т.Куликовская | - от середины подбородка к ушам. |
Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Занятие № 5 Развитие общей моторики. «Яблоня»
В саду фруктовом яблоня | Машут руками над головой. |
Посажена была. | «Сажают» яблоню. |
Она цветами белыми | Руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок. |
Весною расцвела. | Цветок распускает лепестки. |
Следил наш старый дедушка, Известный садовод. | Изображают старого дедушку с палочкой. |
Чтоб наливала яблоня | Машут руками над головой. |
Румяный сладкий плод. | Пощипывают щёки. |
Развитие мелкой моторики. «Апельсин»
Мы делили апельсин. | Изображают апельсин – пальчики в кулаке. |
Много нас, | Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. |
А он – один. | Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного. |
Эта долька - для ежа! Эта долька - для чижа! Эта долька - для утят! Эта долька - для котят! Эта долька - для бобра! А для волка - кожура! | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев. |
Он сердит на нас – Беда! | Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. |
Разбегайтесь кто куда… И.Демьянов | Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны. |
Массаж лица.
Вышли пальчики гулять, | От середины лба к вискам. |
Стали яблоки срывать. | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Что за чудная картинка: | - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; |
Стало полною корзинка. | - от середины подбородка к ушам. |
Физкультминутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Прыгать и скакать, прыгать и сказать.
Занятие № 6 Развитие общей моторики. «Огород»
Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород | Действия по тексту. |
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. | «Сажают» |
Лето всё она толстела, | Показывают руками круг перед собой. |
Разрасталась вширь и ввысь. | Руки в стороны, а затем вверх. |
А теперь ей тесно белой, | Руки разведены в стороны. |
Говорит – посторонись! Е.Стюарт | Отталкивающие движения руками. |
Развитие мелкой моторики. «Апельсин»
Мы делили апельсин. | Изображают апельсин – пальчики в кулаке. |
Много нас, | Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами. |
А он – один. | Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного. |
Эта долька - для ежа! Эта долька - для чижа! Эта долька - для утят! Эта долька - для котят! Эта долька - для бобра! А для волка - кожура! | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев. |
Он сердит на нас – Беда! | Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. |
Разбегайтесь кто куда… И.Демьянов | Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны. |
Массаж лица.
По морям и океанам | От середины лба к вискам. |
Буду плавать капитаном. | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Буду волны покорять, | - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; |
Чудный остров открывать. | - от середины подбородка к ушам. |
Физкультминутка.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать.
А сейчас мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся.
Занятие № 7 Развитие общей моторики. «Грибок»
Мы в лесок пойдём, Мы грибок найдём. | Маршируют. |
В шапочке нарядной, Светло-шоколадной. | Изображают шапочку. |
Ты не прячь грибок, | Закрывают лицо руками. |
Под листок свой бок! О.Высотская | Руки на поясе. |
Развитие мелкой моторики. «По ягоды»
Мы шли-шли-шли, | Шагают пальчиками по столу. |
Землянику нашли | Изображают землянику. |
Раз, два, три, четыре, пять, | «Пальчики здороваются». |
Мы идём искать опять. | Шагают пальчики по столу. |
Массаж лица.
Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. | Поглаживающие движения. |
Ходит пальчик по дорожке: Вверх-вниз, вверх-вниз, Будут розовыми щёчки: Вверх-вниз, вверх-вниз. | Зигзагообразные движения. |
- Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи! | Постукивающие движения. |
Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило. Т.Куликовская | Поглаживающие движения. |
Развитие мимических мышц. «Дуб»
Дуб дождя и ветра вовсе не боится. | Смелое выражение лица. |
Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? | Страх. |
Ведь до поздней осени Он стоит зелёный. | Радость. |
Значит, дуб выносливый, Значит, закалённый. И.Токмакова | Гордость. |
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Е.Алябьева
Занятие № 8 Развитие общей моторики. «Осень»
Опустел скворечник, Улетели птицы, | Машут руками, как крыльями. |
Листьям на деревьях Тоже не силится. | Приседают. |
Целый день сегодня Всё летят, летят… | Встают, идут по кругу и машут руками. |
Видно тоже в Африку Улететь хотят. И.Токмакова | Бегут по кругу. |
Развитие мелкой моторики. «Журавли»
Летят лениво журавли. Летят они прощаются: | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
С ёлками зелёными, С берёзами и клёнами, С долинами, озёрами, С родимыми просторами. | Загибают по одному пальчики, начиная с большого. |
Физкультминутка.
Мы пойдём на носках,
Мы пойдём на пятках.
Мы идём, как все ребятки.
Раз-два, раз-два!
И как мишка косолапый.
Занятие № 9 Развитие общей моторики. «Шапка»
Шапка шерстяная, Наверху помпон, | Изображают шапку и помпон. |
Круглый, словно мячик, И пушистый он. | «Круглый мячик» |
Есть ещё у шапки Отворот цветной, | Показывают отворот «ушей» у шапки. |
В этой шапке можно Бегать зимой. | Бегут. |
Бабушка связала Шапку не спеша, | «Вяжут спицами» |
Шапка шерстяная Вышла хороша. В.Мирясова | Руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку. |
Развитие мелкой моторики. «Варежка»
Маша варежку надела, | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
Ой, куда я пальчик дела? | Загибают по одному пальчики, начиная с большого. |
Нету пальчика – пропал, | |
В свой домишко не попал! | |
Маша варежку сняла, | |
Поглядите-ка, нашла! Е.Благинина |
Физкультминутка.
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Хлоп-хлоп-хлоп.
Занятие № 10 Развитие общей моторики. «Туфельки»
Туфельки нарядные, | Правая нога вперёд, на носок. |
Туфельки парадные, | Левая нога вперёд, на носок. |
Лаковые, с ремешком, | Правая нога вперёд, на пятку. |
И подошва с каблучком. | Левая нога вперёд, на пятку. |
Туфли Маше в самый раз Можно выходить на пляс. В.Мирясова | Руки на поясе, «пляшут» |
Развитие мелкой моторики.
В магазине много есть | Показывают «домик» |
Обуви хорошей. | Идут пальчиками по столу. |
Есть сапожки и ботинки, Босоножки, валенки, Галоши. | Соединяют пальчики друг с другом, начиная с мизинца. |
Развитие мимических мышц.
Ножки, ножки Бежали по дорожке, | Радость. |
Лугом, лесочком Прыгали по кочкам, | Удивление. |
Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. | Разочарование. |
Физкультминутка.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Занятие № 11 Развитие общей моторики.
Мастера пустили в дело | Шагают на месте. |
Иглы, ножницы, утюг. | «Шьют», «режут», «гладят». |
За шитьё взялись умело | «Шьют» |
Много быстрых, ловких рук. | Перекрёстные движения руками перед собой. |
Получайте свой заказ! | Предлагают заказ. |
Всё по мерке, в самый раз. | Движение руками от головы до ног. |
Развитие мелкой моторики. «Напёрсток»
Вышивает, шьёт иголка, | Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка. |
Пальцу больно, Пальцу колко. | Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке. |
А напёрсток В тот же миг К девочке на пальчик Прыг! | Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток. |
Говорит иголке: - Шей, | «Шьют» |
А колоться ты не смей! М.Кульская | Грозят указательным пальчиком левой руки. |
Физкультминутка.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой –
Вот тогда придёшь домой.
И.Токмакова
Занятие № 12 Развитие общей моторики. «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. | Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок. |
Он превратится в толстый ком, | Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком. |
И станет ком снеговиком. | «Рисуют» снеговика из трёх кругов разного размера. |
Его улыбка так светла! | Показывают улыбку. |
Два глаза, шляпа, Нос , метла. В.Егорова | Показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держа воображаемую метлу. |
Развитие мелкой моторики. «Пирог»
Падал снег на порог. | Дети два раза медленно опускают ладони на стол. |
Кот слепил себе пирог. | Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог. |
А пока лепил и пёк, Ручейком пирог утёк. | «бегут» пальчиками обеих рук по столу. |
Пирожки себе пеки, Но не из снега – из муки. П.Воронько | Показывают, как пекут пирог. |
Физкультминутка.
Руки подняли вразлёт –
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда
Делай раз и делай два.
Занятие № 13 Развитие общей моторики.
Коля, Коля, Николай, За собой убирай! | Дети идут по кругу друг за другом. |
У тебя ленивы руки: | Хлопают в ладоши. |
Под столом ремень и брюки, | Приседают. |
Не в шкафу рубаха, | «Рисуют» черырёхуголник. |
Николай – неряха. И.Демьянов | Грозят пальчиком и качают головой. |
Развитие мелкой моторики.
В доме жалуется пол: «До чего мой труд тяжёл: | Дети поочерёдно кладут кисти рук на стол. |
Тумба, кресло и столы, Там кровать, а тут шкафы. | Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. |
Еле-еле их терплю – Только жалобно скриплю!» | Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. |
Физкультминутка.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Потянитесь и проснись.
Занятие № 14 Развитие общей моторики. «Бабушка»
Устала наша бабушка, | Дети стоят в кругу. |
Присела на порог: | Приседают. |
«Куда пропал, Куда пропал, Куда пропал внучок?» | Беруться руками за голову и раскачивают из стороны в сторону. |
Подумала, поохала, Потом тихонько встала, | Встают. |
Пошла вокруг да около Искать внучка сначала. О.Дриз | Идут по кругу друг за другом. |
Развитие мелкой моторики.
Большаку – дрова рубить. Указке – воду носить. Середняку – печку топить. Сироте – обед варить, А мальчишке песни петь, | Пальцы сжаты в кулак. Разгибают по одному, начиная с большого. |
Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять! | Поочерёдное сжимание – разжимание пальцев правой, левой рук. |
Физкультминутка.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки растянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
Занятие № 15 Развитие общей моторики.
Ждут красавицу колючую | Рисуют руками ёлочку. |
В каждом доме в декабре. | «Дом» |
На ветвях зажгут фонарики, | «Фонарики» |
Искры брызнут в серебре. | Руки над головой, пальцы растопырены. |
Сразу станет в доме празднично, Закружится хоровод. | Берутся за руки и становятся в хоровод. |
Дед Мороз спешит с подарками – Наступает Новый год. | Идут по кругу с воображаемым мешком за плечами. |
Развитие мелкой моторики.
Мы на ёлке веселились, | Ритмичные хлопки в ладоши. |
И плясали, и резвились. | Ритмичные удары кулачками. |
После Добрый Дед Мороз Нам подарки преподнёс. | Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу. Рисуют руками большой круг. |
Физкультминутка.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Занятие № 16 Развитие общей моторики.
Зарумянились кустарники Не от утренней зари. | Пощипывают щёки. |
Это красные фонарики | «Фонарики» |
Засветили снегири. | Взмахнуть руками, как крыльями. |
Чистят пёрышки пунцовые, | «Чистят пёрышки» |
Воду пьют из родника. | «Пьют» |
Переливы бубенцовые Мне слышны издалека. Л.Татьяничева | Ритмичные хлопки в ладоши. |
Развитие мелкой моторики.
Летела, летела сорока | Ладони скрещиваются, большие пальцы цепляются друг за друга. |
Через бабушкины ворота. | Скрещенные ладони помахивают, как крылья. |
Вот она крыльями забила, | Хлопают в ладоши. |
Бабушкин кисель разлила. | Руки перед собой, пальцы растопырены. |
Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться!
Занятие № 17 Развитие общей моторики.
Вот летят, кружась, снежинки | Взмахи руками, разведёнными в стороны. |
Кружевной плетут узор, | Вращательные движения рук перед собой. |
На поляны, на тропинки | Показывают влево, вправо. |
Ляжет сказочный ковер. | Широко разводят руки в стороны. |
Кто теперь заметит зайку В белой шубке на снегу? | Поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга. |
Ну-ка, где он? Угадай-ка, В поле или на лугу? В.Волина | Приседают. Прячут лицо. Показывают влево, вправо. |
Развитие мелкой моторики.
Скачет белка шалунишка, | «Бегают» пальцами по столу. |
Рвёт с сосновых веток шишки, | Сжимают в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке. |
Лапками сжимает ловко | Поочерёдное сжимание в кулак пальцев на правой, затем на левой руке. |
И несёт в свою кладовку. Т.Шорыгина | «Бегают» пальцами по столу. |
Физкультминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Занятие № 18 Развитие общей моторики.
На скамейку я встаю Еле ящик достаю | Поднимаются на носочки и тянуться за руками вверх. |
Открываю ящик, Голубой, блестящий. | «Открывают» |
Посыпались из ящика Письма настоящие. | Приседают – встают с вытянутыми вперёд руками. |
Развитие мелкой моторики.
Почтовый ящик открываем, | Сжимание и разжимание кулачков. |
Сколько писем! Посчитаем? | Пальцы разжаты и сильно оттопырены. |
Кате, Ване, Михаилу, Александру и Данилу. | Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца. |
Развитие мимических мышц.
Брови вверх я поднимаю,
Очень сильно удивляюсь.
А теперь глаза прищурю,
Брови сильно я нахмурю.
Физкультминутка.
Чудеса на белом свете –
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг встали.
Занятие № 19 Развитие общей моторики. «Теплоход»
От зелёного причала Оттолкнулся теплоход. | Шаг вперед, руки опущены. |
Он назад шагнул сначала. | Два шага назад. |
А потом шагнул вперёд - | Два шага вперёд. |
И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. В.Волина | Руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это «нос» теплохода; движения по кругу мелкими шажками. |
Развитие мелкой моторики.
Хлопаем перед собой | хлопаем |
Вправо можем! Влево можем! | Хлопаем в стороны. |
И крест накрест руки сложим! | И крест накрест руки сложим! |
Развитие мимических мышц.
Закрываю правый глаз,
Закрываю левый глаз.
Широко глаза открою,
На округу погляжу,
А затем наморщу нос.
На кого же я похож?
Физкультминутка.
Руки вверх, руки вниз,
На носочки подтянись.
Руки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли пятки.
Занятие № 20 Развитие общей моторики.
На солнечном окошке | «Солнце» над головой |
Фиалка расцвела - | «Цветочек» |
Лиловые цветочки Тихонько подняла. | Взмахи рук снизу вверх. |
Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперёд, | Закрывают лицо руками. |
Но всякий к ней наклонится | Наклоняются, не касаясь руками пола. |
И бережно возьмёт Е.Серова | Тихонько встают. |
Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять, Буду я цветы считать: | Загибают пальчики на каждой руке. |
Бегония, фикус, цикламен, Сансивьера, бальзамин. | Разгибают по одному пальчику. |
Развитие мимических мышц.
У Валюши и Ванюши Щёки словно шар воздушный. | Надуть щёки. |
А у Пети и у Гали – Худенькими щёки стали. | Втянуть щёки |
Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. | Нахмурить брови. |
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
шесть – за столик сесть опять.
Занятие № 21 Развитие общей моторики.
В пограничников играем, Землю нашу охраняем. | Идут друг за другом, маршируя. |
Мы гурьбой садимся в санки, Мчимся вихрем в жаркий бой. | Бегут друг за другом, размахивая руками над головой воображаемым оружием. |
Мы – танкисты, Санки – танки Враг – сугробы под горой. | Идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку). |
Развитие мелкой моторики.
Вышли танки на парад, | «Шагают» пальчиками по столу. |
Стали строем ровно в ряд. | Ладони прижаты друг к другу. |
Раз, два, три, четыре, пять, Очень просто их считать: | Соединяют попарно пальцы правой и левой рук. |
Развитие мимических мышц.
Помидору подражаю: Левую щёчку надуваю. | Надуть левую щёку. |
Ну и правая спешит, Тоже круглой хочет быть. | Надуть правую щёку. |
Брови – выгнулись дугой, Словно стали радугой. | Поднять брови. |
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Занятие № 22 Развитие общей моторики.
Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах. | Бегут по кругу друг за другом. |
Ходит солнце золотое В чистых-чистых небесах. | Спокойно идут друг за другом. |
Льёт лучи на лес и луг | Приседают – стают. |
И на все цветы вокруг. Б.Асаналис | «Цветок» над головой |
Развитие мелкой моторики.
Весна пришла по снежному, По влажному ковру. | Ходят пальчиками по столу. |
Рассыпала подснежники, | Руки на столе ладонями вниз. |
Посеяла траву. | Раздвигают – сдвигают пальцы. |
Теперь зовёт со всех концов | Руки согнуты в локтях, пальцы открыты. |
Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов. | Загибают по одному пальчику на каждой руке. |
Физкультминутка.
Скачет, скачет, скачет мяч.
Припустился резво вскачь.
Скок, скок, скок –
Приземляйся на носок.
Занятие № 23 Развитие общей моторики.
Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхаю | Руками «Стирают», «полоскают», встряхивают. |
Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. | Руками «подметают» и «дрова» колят |
Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. | Делают вид, что спят |
Я на цыпочках хожу И ни разу, и ни разу Ни словечка не скажу. З.Агранович | Ходят на цыпочках и пальчиками закрывают рот. |
Развитие мелкой моторики.
Вырос красивый цветок на поляне. | Встали ровно и подняли руки вверх. |
Утром весенним открыл лепестки. | Развернули руки в стороны. |
Всем лепесткам красоту и питание Из под земли дают корешки. | Ногами взмахивают в стороны. |
Физкультминутка.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – всем присесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Девять, десять – встать всех просим.
Занятие № 24 Развитие общей моторики. «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт Отправляем самолёт. | Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны. |
Правое крыло вперёд. | Поворот через правое плечо. |
Левое крыло вперёд - | Поворот через левое плечо. |
Полетел наш самолёт В.Волина | Бегут по кругу, расставив руки в стороны. |
Развитие мелкой моторики.
Чтоб здоровыми мы были, | Сжимают и разжимают ритмично кулачки. |
Звуки все произносили, | Сжимают и разжимают пальцы, собранные в щепоть. |
Кто заботится о нас? | Сжимают и разжимают ритмично кулачки. |
Логопеды, воспитатели, Массажисты, медсестра И, конечно, доктора. Н.Нищева | Открывают по одному пальчику на каждой руке, начиная с большого. |
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Занятие № 25 Развитие общей моторики. «Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берём, | Наклоняются и берут воображаемую сумку. |
В магазин с тобой идём. | Шагают на месте. |
В магазине же на полках Не шарфы и не футболки. | Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой. |
Вкусно пахнет здесь всегда, | Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха. |
В доме – вкусная еда. | «Дом» над головой. |
Развитие мелкой моторики.
У метро – стеклянный дом. | Изображают «дом» |
Покупаем в доме том | «Шагают» пальчиками по столу. |
Сыр, сметану и печенье, Колбасу и вкусное варенье. | На каждый продукт соединяют пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. |
Развитие мимических мышц.
Закрываю правый глаз,
Закрываю левый глаз.
Широко глаза открою,
На округу погляжу,
А затем наморщу нос.
На кого же я похож?
Физкультминутка.
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так.
С.Михалков
Занятие № 26 Развитие общей моторики.
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - | Наклоняются и берут воображаемую сумку. |
Побежит за трактористом К синей речке борозда | Шагают на месте. |
В магазине же на полках Не шарфы и не футболки. | Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой. |
Вкусно пахнет здесь всегда, | Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха. |
Развитие мелкой моторики.
Пекарь, пекарь, | Хлопают в ладоши. |
Из муки испеки нам колобки, | Пекут колобки. |
Да сушки – Ванюшке, | Соединяют большие и указательные пальцы. |
Да баранки – Танюшке, | Соединяют большие и средние пальцы. |
Да бублики – Гришке, | Соединяют большие и безымянные пальцы. |
Да крендель – Маришке. | Соединяют большие и мизинцы. |
Развитие мимических мышц.
Мама сыну говорит:
«Хватит щёки надувать,
Брови хмурить, поднимать.
Лучше в магазин сходи,
Булочку сестре купи».
Физкультминутка.
Ножками топаем, топаем,
Ручками хлопаем, хлопаем,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкультпривет.
Занятие № 27 Развитие общей моторики.
К самовару гости прибежали, | Дети стоят в кругу, один посередине. |
Дружно чашки наполняли: | Идут к середине круга, здороваются. |
Вкусный чай у самовара, | Расходятся. |
Он с ромашковым отваром. | Идут по кругу друг за другом. |
Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, | Одна ладонь скользит по другой по кругу. |
Мы посуду перемыли: | Ладони прижаты друг к другу. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. | Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца. |
Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Занятие № 28 Развитие общей моторики.
Если на улице дождик идёт, | Взмахи руками перед собой. |
Если метелица злая метёт, | Взмахи руками перед собой из стороны в сторону. |
В доме под крышей укроемся мы, | «Крыша» над головой. |
Дождик и снег нам тогда не страшны! К.Нефёдова | На месте топают ногами. |
Развитие мелкой моторики.
Живым существам очень трудно без дома! | «Дом» |
Жильё нужно птицам, зверям, насекомым… | Загибают три пальца. |
Для шустрых и быстрых Лесных муравьёв | И ещё два пальца. |
В большом муравейнике Пища и кров. К.Нефёдова | «Дом» |
Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
Занятие № 29 Развитие общей моторики. «Котик»
Вот какая кошка, | Идут «кошачьим» шагом. |
Круглая мордашка, | Гладят лицо. |
А на каждой лапке Коготки-царапки. | Изображают когти. |
Все для ней игрушки - Кубик и катушка. | Прыжки на месте. |
Кошка, словно мячик, По квартире скачет. | Прыгают друг за другом по кругу. |
Развитие мелкой моторики.
Дай молочка, Бурёнушка, Хоть капельку - на донышке. | Показывают, как доят корову. |
Ждут меня котятки, Малые ребятки. | Делают «мордочки» из пальчиков. |
Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простокваши, Молочка да каши. Чешская народная песенка | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Развитие мимических мышц. «Пугливая овечка»
Ходит по полю овечка, Шуба белая, в колечках, Овечка красивая, | Изобразить гордость. |
Но робкая, пугливая. Всего она боится: И грома, и грозы. | Изобразить трусливую овечку. |
Смелости учиться | Изобразить смелость. |
Ей надо у козы. | Показать «козу» |
Физкультминутка.
Жили-были две подружки:
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Занятие № 30 Развитие общей моторики.
Нет на свете Родины красивей - | Дети шагают на месте. |
Боевой страны богатырей. | Изображают богатырей. |
Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. А.Прокофьев | Шагают на месте и широко разводят руки. |
Развитие мелкой моторики.
Раз, два - Москва. | Два хлопка в ладоши. |
Три, четыре - мы в Сибири. | То же |
Раз, два, три, четыре, пять - | Соединяют пальцы, начиная с большого. |
Выходить в Москве опять. | «Шагают» по столу. |
Развитие мимических мышц.
У Валюши и Ванюши Щёки словно шар воздушный. | Надуть щёки. |
А у Пети и у Гали – Худенькими щёки стали. | Втянуть щёки |
Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. | Нахмурить брови. |
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем -
Раз, примерно, целых пять.
А подняв, не забываем
Опускать из вниз опять.
Поворачиваем тело
То направо, то налево.
Занятие № 31 Развитие общей моторики.
Ах ты, девочка чумазая, | Качают головой. |
Где ты носик так измазала? | Касаются кончика носа указательным пальцем. |
Кончик носа чёрный, Будто закопчённый. | Качают головой. |
- Я на солнышке лежала, | Руки над головой, пальцы растопырены. |
Нос к верху держала, Вот он и загорел. А.Барто | Голову запрокидывают назад, к воображаемому солнцу. |
Развитие мелкой моторики.
Все капризы у Оксанки | Поочерёдно соединяют пальцы правой и левой рук. |
Соберём в большие санки. | Потирают ладони друг о друга. |
И оставим возле ёлки. | Скрещивание оттопыренных пальцев рук. |
Пусть едят их злые волки. З.Мошковская | Пальцы полусогнуты и напряжены. |
Физкультминутка.
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе.
А.Барто
Занятие № 32 Развитие общей моторики.
Я шагаю по лужайке - | Шагают |
Сверху ясно мне видна Вся зелёная страна. | Руку прикладывают ко лбу и поворачивают со стороны в сторону |
Вот улитка - добрый гномик - На себе таскает домик. | Сложили полукругом руки над головой. |
Вот стоит высотный дом - Муравьи хлопочут в нём. Е.Серова | Сложили руки над головой треугольной крышей. |
Развитие мелкой моторики.
Прилетела к нам вчера | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Жук-жучок и стрекоза. | На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинца. |
Как фонарики, глаза. | «Колечки» - указательные и большие пальцы соединены. |
Пожужжали, полетали, | Взмахи перекрещенными кистями рук. |
От усталости упали. Н.Нищева | Тихо кладут руки на стол. |
Физкультминутка.
Встали дети - потянулись,
Раз - нагнулись,
Два - нагнулись,
Чтоб до неба нам достать,
Нужно на носочки встать.
Занятие № 33 Развитие общей моторики.
По дороге мы идём, Путь далёк, далёк наш дом. | Дети шагают на месте. |
Жаркий день, сядем в тень, Мы под дубом посидим, | Садятся на корточки. |
Мы под дубом полежим. | Кладут голову на ладони. |
Потом дальше пойдём. Русская народная потешка | Встают и идут дальше. |
Развитие мелкой моторики. «Дождик»
Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька. | Соединяют поочерёдно пальцы правой и левой рук. |
Лужу резал, лужу резал, Резал, резал, не разрезал, И устал, | Ребром правой ладони «режут» левую и наоборот |
И перестал. И.Токмакова | Тихо кладут кисти рук на стол. |
Физкультминутка.
Чтобы было всё в порядке,
Делай каждый день зарядку:
Руки вверх поднимай,
Их опускать не забывай.
На носочки становись
И до неба дотянись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Дифференциация звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]."
В конспекте представлены задания для дифференциации звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]....

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР. Звук Т-Ть,буква Т
Конспект фронтального занятия по звукопроизношению в старшей группе с ТНР по теме:"Звук и буква Т"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Всё об обуви мы знаем и Незнайке помогаем»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьмифронтальное занятие в старшей группекомпенсирующей направленности для детей с ТНР«Всё об обуви мы знаем и Незнайке помогаем»...

