Механизмы голосообразования
статья по логопедии

Механизмы голосообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mehanizmy_golosoobrazovaniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Механизмы голосообразования

Голос — это звук или совокупность звуков, образуемых в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых складок под давлением (по одной из теорий) выдыхаемого воздуха.

Голосовые складки при образовании голосовых, звонких звуков плотно смыкаются и напрягаются. Воздушная струя, прорываясь через эти сомкнутые складки, слегка раздвигает их в стороны. Из-за собственной упругости и под воздействием суживающих голосовую щель мышц складки возвращаются в исходное положение, чтобы под продолжающимся воздействием воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Так возникают колебания голосовых складок, причем в поперечном, а не в продольном направлении.

В результате колебаний голосовых складок воздушная струя периодически прерывается – возникают колебания частиц воздуха над голосовыми складками. Изменяясь в надставной трубе (носо- и ротоглотке) эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а частота зависит от длины, толщины и напряжения голосовых складок. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и меньше напряжены, тем звук голоса ниже. Это зависит уже от мышц гортани. При низких звуках голосовые складки натянуты слабо, т.к. натягивающая их перстнещитовидная мышца не работает. Зато активная щиточерпаловидная мышца, сокращаясь, утолщается и увеличивает толщину голосовой складки. Для повышения звука увеличивается натяжение голосовых складок за счет сокращения перстнещитовидной мышцы. После ее максимального сокращения дальнейшее напряжение невозможно, тогда складки укорачиваются. Сокращается поперечная мышца, которая плотно прижимает черпаловидные хрящи друг к другу. Задние концы складок не могут колебаться, а передние, теперь укороченные, как струны, концы издают более высокий звук.

Звуки, издаваемые гортанью, изучаются многими науками: физиологией, лингвистикой, медициной (следует различать отоларингологию и фониатрию, последняя занимается только заболеваниями голоса), логопедией (во многих нарушениях звукопроизношения присутствуют и нарушения голоса), физикой (разд. «акустика»).

В акустике звук считается распространением колебаний в упругой среде, т.е. распространением колебаний звуковых волн (сгущения и разрежения) в воздушной среде со скоростью 318 м/сек. В окружающем мире мы различаем звуки тоновые и шумы. Тоны возникают при периодических колебаниях источника звука (голосовых складок) с определенной частотой, эта периодичность порождает в слуховом органе ощущение высоты звука: чем чаще колебания, тем выше звук. Шумы – беспорядочные колебания различной физической природы.

 

Основные этапы становления и развития голоса

2. Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых складок под давлением (по одной из теорий) выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его мощность, громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Иными словами сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90—110 дБ, а иногда достигает 120 дБ — силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничего не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ — непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон — максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) — необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные — шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука — это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычной разговорной речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин — от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика — относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон — объем голоса — возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире — певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц — самые низкие голоса — до 2 300 Гц — высокие голоса.

Тембр голоса - его неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (надскладочная часть полости гортани, полости глотки, рта, носоглотки, лобные и носовые полости). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию. «Тембр - индивидуальное, характерное свойство человеческого голоса, не изменяющееся с момента мутации». (И. И. Левидов)

Тембр отражает акустический состав звуков, т. е. их строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта — диапазон частот 150—850 Гц — при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта — диапазон 500—2 500 Гц — зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300—400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс — это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, — носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

 

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом. Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен возвратного импеданса — один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

Большое значение для качества голоса имеет способ его подачи — атака звукаПринято различать три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки — голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

2) момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Этот способ принято называть мягкой атакой звука;

3) голосовые складки смыкаются, а затем осуществляется выдох, приводящий к их колебаниям. Этот тип голосоподачи называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что длительное использование придыхательной атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок — возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательной и твердой атак звука все же возможно в зависимости от задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Это базовые характеристики голоса. К ним можно добавить не менее значимые  признаки благозвучности голоса, его полетности, подвижность и тон. Кроме этого в звучащей речи учитываются еще и темп речи, а также благозвучие речи.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи.

Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к навыкам красивой устной речи.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. В логопедии «под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности». Это в полной мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОГО СИНДРОМА

В подобной ситуации оказываются дети, впервые пере­ступившие порог детского сада. Из привычного мира семьи они попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Поэтому вполне понятно, поч...

Дыхание как метод формирования певческого голосообразования в музыкальном воспитании

С чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким? Для большинства наших детей обучение пению было делом трудным и потому неинтересным, непонятным и не радостн...

«Фонопедический метод формирования певческого голосообразования»

Фонопедический метод формирования певческого голосообразования...

Комплексная работа над артикуляцией, дыханием и голосообразованием с детьми с нарушениями речи

Учебно-методический материал:Комплексная работа над артикуляцией, дыханием и голосообразованием с детьми с нарушениями речи...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Статья «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования и профилактики заболеваний горла и голосового аппарата у детей дошкольного возраста»

На образовательной деятельности актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творчески...

"Фонопедические упражнения для развития голосообразования у детей дошкольного возраста"

Фонопедические упражнения для развития голосообразования у детей дошкольного возраста....