Фонетическое нарушение речи
статья по логопедии

Федотова Елена Вячеславовна

Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона, при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foneticheskie_narusheniya_rechi.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетическое нарушение речи

        Фонетическое нарушение речи – это группа речевых расстройств, при которых нарушается исключительно произносительная сторона, при достаточной сформированности фонематического слуха, лексики, грамматики. К фонетическим дефектам относят искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Произносительные недостатки выявляются в ходе логопедической диагностики. Коррекция фонетических речевых нарушений включает формирование правильных артикуляционных позиций, выработку речевого дыхания, постановку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.

Общие сведения

        О фонетических нарушениях речи (ФНР), или недостатках произношения отдельных звуков (НПОЗ), говорят в тех случаях, когда имеется неточная, не соответствующая языковым нормам фонация или артикуляция при сохранном физическом слухе, интеллектуальном статусе. ФНР относится к категориям психолого-педагогической классификации, наряду с ФФН, ЛГНР и ОНР. Логопедическое заключение ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию детей с однотипными речевыми дефектами, сформировать группу логопатов, нуждающихся в равнозначной логопедической помощи.

Причины

        Фонетические нарушения характерны для целого ряда логопедических нозологий: дислалии, ринолалии, стертой дизартрии, нарушений голоса. Их отличает наличие звукопроизносительных и фонационных дефектов. Непосредственными причинами фонетических недостатков могут являться:

        Аномалии строения языка. Большинство согласных произносится с участием языка, поэтому любые отклонения в его анатомии отражаются на правильности артикуляции. Наиболее частой причиной фонетических дефектов служит короткая подъязычная связка (анкилоглоссия). Реже встречаются такие аномалии, как мегалоглоссия, микроглоссия, расщепление кончика языка.

        Зубочелюстные пороки. Распространенным состоянием, искажающим произносительные способности детей, является дефектный прикус: открытый передний и боковой, мезиальныйдистальный. К этой же категории этиофакторов ФФН относятся готическое небо, расщелины верхнего неба и лица, которые грубо искажают не только звукопроизношение, но и просодику.

        Изменение тонуса речевых мышц. Спастичность или паретичность артикуляционной мускулатуры характерна для дизартрического синдрома. Это приводит к неточным движениям языка, губ, недостаточной активности неба, голосовых связок, слабому и рассеянному выдоху.

        Патология гортани. Различные заболевания гортани (пороки развития, ларингиты, папилломатоз), а также функциональное перенапряжение голосового аппарата вызывают явления диспросодии, которые также относят к фонетическим нарушениям. В этих случаях страдает интонация и мелодика, артикуляция не изменяется.

        Билингвизм. Двуязычные дети часто привносят фонетические особенности звукопроизношения родного языка в русскую речь, для которой такой вариант не является нормативным (например, увулярный [Р], межзубный [С], двугубный [В]).

        Влияние микросоциума. Иногда фонетические дефекты становятся результатом невнимания окружающих (родителей, педагогов, нянь) к речевому развитию ребенка. К социально-педагогическим факторам формирования ФФН следует отнести копирование неправильных примеров речи взрослых (шепелявой, картавой, смягченной), воспроизведение диалектизмов, сюсюкающая манера общения и др.

Фонетическое недоразвитие также может выступать частью более сложных речевых нарушений, но тогда говорят о фонетико-фонематическом или общем (системном) речевом недоразвитии.

Механизмы развития

        Фонетическая сторона речи включает в себя звуковое (звуки, слоги, звуковые цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение) оформление высказывания. Каждый звук обладает определенными артикуляционными и акустическими характеристиками, которые в языке приняты за норму. При фонетических нарушениях изменяются механизмы речепроизводства, что приводит к искаженному звучанию речевого потока. Плохая подвижность языка при аномалиях строения или нарушенной иннервации делает его движения недостаточно активными, недифференцированными, не позволяет принимать точные артикуляционные позы, из-за чего акустические эффекты произносимых звуков отличаются от нормы. При расщелинах мягкого и твердого неба происходит утечка воздушного потока через носовые ходы, в результате чего голос становится гиперназализованным, монотонным, немодулированным. Патология голосовых связок приводит к их несмыканию и неучастию в фонации ‒ появляется осиплость, хриплость, глухость голоса.

Симптомы ФНР

        Фонетические недостатки включают дефекты произнесения звуков, нарушение звуко-слогового ритма слова и диспросодию. Искажения артикуляции могут касаться отдельных звуков, целой группы (например, сигматизм свистящих) или нескольких групп звуков (свистящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Искаженное звукопроизношение, как правило, не отражается на письме, поэтому не препятствует овладению грамотой.

Нарушения звуко-слоговой структуры слова могут быть представлены пропусками согласных/гласных или целых слогов, вставкой «лишних» слогов, перестановкой звуков и слогов, персеверациями и др. В младшем дошкольном возрасте такие ошибки в длинных, незнакомых словах являются нормотипичными. К старшему дошкольному возрасту практически все дети овладевают звуко-слоговой структурой многосложных слов (исключение составляют иноязычные, малочастотные слова, узкоспецифичные термины). Ошибки в виде пропусков согласных при их стечении, сокращения количества слогов преимущественно указывают на нарушение артикуляционной моторики. Диспросодия приводит к изменению ритмического рисунка, снижению эмоциональной окраски высказывания. Существенное влияние на мелодико-интонационный контекст оказывает речевое дыхание, которое обычно нарушается у детей с ринолалией, дизартрией. Поэтому их голос звучит слабо, а речь ‒ недостаточно выразительно.

Осложнения

        Оформление произносительной стороны речи в основном заканчивается к 5-6 годам, т. е. в дошкольном детстве. Если возрастное косноязычие не исчезает самостоятельно, могут возникнуть нежелательные последствия. Известно, что простые по артикуляции звуки создают базу для появления артикуляторно более сложных фонем. Если первые произносятся неверно, искаженно, то основа для появления последующих звуков в онтогенезе оказывается несформированной.

Ошибки звуко-слогового состава негативно влияют на развитие лексико-грамматической и фонематической сторон речи, отражаются на письме в виде дисграфии. В целом фонетические трудности «тормозят» психическое развитие ребенка, препятствуют познание окружающего мира, затрудняют коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Диагностика

        Логопедическая диагностика всегда начинается с выяснения общего и речевого анамнеза. Со слов родителей логопед-дефектолог получает информацию о протекании беременности и родов, раннем постнатальном развитии ребенка, перенесенных детских болезнях. Оценивается речевая среда, время появления и активность довербальных реакций. При изучении медкарты уточняется состояние слуха, нервно-психического развития. Специальные методы диагностики фонетических нарушений включают:

        Оценку строения и функции речевого аппарата. Производится внимательный осмотр периферических органов речи, в ходе которого могут обнаруживаться анатомические аномалии языка, челюстей, зубных рядов. При проведении статических и динамических проб выявляются признаки иннервационной недостаточности (тремор, отклонение языка в сторону, синкинезии).

        Исследование звукопроизношения. Согласно традиционной схеме проводится обследование гласных, согласных раннего, среднего и позднего онтогенеза. Звуки исследуются в разных позициях в слове: в начале, середине, конце, интервокальном положении. Проверяется повторение слов сложной слоговой структуры. Для фонетического нарушения типично искажение звукового и слогового образа слова.

        Исследование голосовой и просодической функции. На данном этапе логопед оценивает темп, ритмичность, интонацию, паузацию речи. Обращает внимание на характеристики голоса – высоту, чистоту, громкость, модулированность. Уделяет внимание речевому выдоху – длительности, плавности, целенаправленности.

        Изучение фонематических и ЛГ процессов. Фонематическое и лексико-грамматическое развитие протекает без отклонений. Дети с ФНР хорошо дифференцируют речевые звуки, правильно выполняют задания на фонематический анализ и синтез, имеют хорошо сформированный лексический запас, навыки словообразования и словоизменения, развитую связную речь.

Расширенная диагностика фонетических нарушений при необходимости также включает медицинский блок. Перечень исследований определяется врачом-специалистом (детским неврологом, ортодонтом, челюстно-лицевым хирургом):

1. МРТ церебральных структур;

2. ЭЭГ;

3. Ларингоскопия;

4. КТ лицевого скелета;

5. ТРГ с цефалометрическим анализом.

6. Коррекция ФФН

7. Лечение

Медицинская помощь требуется в случаях, когда правильного произношения невозможно достичь одними только логопедическими средствами. Ребенку может назначаться:

*фармакотерапия: ноотропы, витамины группы В;

*2.физическая реабилитация: ЛФКмассаж ШВЗВойта - терапияэлектронейростимуляция;

*стоматологическое лечение: исправление прикуса (функциональные *аппаратыэлайнерыбрекеты), френулопластика;

*закрытие расщелин ЧЛО: хейлоринопластикауранопластика;

*лечение патологии ЛОР-органов: удаление папиллом гортани.

Логопедическая коррекция

Организованные дети с фонетическими нарушениями должны зачисляться на логопункт образовательного учреждения для проведения систематических занятий по совершенствованию звукопроизношения. Основные задачи коррекционного обучения сводятся к уточнению акустических и артикуляционных признаков звуков, их постановке и закреплению, развитию речевого выдоха, интонационной выразительности.

  • Выработка базовых артикуляционных укладов. Эта коррекционная задача решается с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, проведения логопедического массажа. Наряду с развитие речевого праксиса большое внимание уделяется развитию мелкой моторики как методу стимуляции речедвигательного анализатора.
  • Развитие просодических компонентов. Включает работу над голосом, речевым дыханием, темповой, ритмической, интонационной стороной речи. Реализуется с помощью дыхательной гимнастикилогоритмических занятий, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, игры на музыкальных инструментах, вокальных упражнений.
  • Звукопостановка и автоматизация. К постановке звуков приступают после отработки базовых укладов и выработки воздушного потока. Используют приемы по подражанию, от опорных звуков, с помощью зондов и зондозаменителей. Последовательность постановки повторяет порядок появления звуков в онтогенезе. Автоматизация подразумевает отработку звуков в изолированном положении, слогах, словах различной слоговой структуры, чистоговорках, фразах, связной речи.

Прогноз и профилактика

        Фонетические нарушения, относятся к самым благоприятным в прогностическом плане. Практически всегда они преодолеваются с помощью медицинских и логопедических усилий. Невнимание к произносительным дефектам и затягивание их коррекции, напротив, ухудшает социальную адаптацию ребенка, порождает комплексы, вызванные плохой дикцией.

Избежать появления фонетических дефектов возможно, если родители будут следить за «чистотой» собственной и детской речи, своевременно обращаться к логопеду по вопросу профилактики речевых нарушений. Необходимо предупреждать и своевременно устранять проблемы, приводящие к произносительным трудностям.

Литература:

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. ‒ 2000.

2. Воспитание у детей правильного звукопроизношения/ Фомичева М.Ф. – 1989.

3. Нарушение произношения у детей/ Богомолова А.И. – 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция недостатков при фонетическом нарушении речи у старших дошкольников

Основными функциями речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую и...

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией».

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

    Рабочая  программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих   недоразвитие фонетического строя речи...

Рабочая программа «По профилактике и преодолению фонетических нарушений речи» (Петрова Т.Н.)

В основе создания  программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ.Данная программа предст...

Перспективное планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке приведены примерные темы для совместной работы логопеда и воспитателя по преодолению фонетических нарушений речи....

Консультация для родителей^ Значение развития мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста, имеющих фонетические нарушения речи.

В данной статье я пытаюсь разъяснить необходимость работы по развитию мелкой моторики ребенка с первых месяцев жизни и до школы. Показываю взаимосвязь речевых центров и центров,отвечающих за развитие ...